ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 октября 2013 года N 363-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 февраля 2016 года на основании Распоряжения Правительства Орловской области от 26.02.2016 N 79-р.
____________________________________________________________________
(в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 24.07.2014 N 241-р)
В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в Орловской области:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Орловской области на период до 2020 года.
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экономического развития М.М. Бабкина.
(п. 2 в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 24.07.2014 N 241-р)
Председатель Правительства
Орловской области
А.П.КОЗЛОВ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Инвестиционная стратегия Орловской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи органов государственной исполнительной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, а также принципы инвестиционной политики с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года.
Стратегия учитывает положения следующих нормативно-правовых актов:
3) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
4) Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
5) Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:
1) адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;
2) усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
3) исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
4) необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
5) начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
6) усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.
С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:
развитие и реализация сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;
модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитие институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективность государственных институтов;
укрепление доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
интенсивность повышения качества человеческого капитала и формирование среднего класса;
интеграция евразийского экономического пространства.
В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе: консервативный, инновационный и целевой (форсированный).
Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными (не более 3,6%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.
Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0 - 3,2% в 2013 - 2020 годах, доля России в мировом ВВП в 2020 году сохранится на уровне 2012 года и составит 3,8%.
Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.
Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0 - 4,2% в 2013 - 2020 годах, что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП к 2020 году до 4,0%.
Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.
Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации:
Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,6% в 2013 - 2015 годах и до 6,8% в 2016 - 2020 годах, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 4,6% к 2020 году.
Различие сценариев вытекает из внутренних факторов, разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.
Инновационный и форсированный сценарии предполагают более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Сценарии связаны со значительными объемами инвестирования в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных, по мировым критериям, профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и на уровне государственного управления, неэффективностью механизмов координации совместных усилий.
В складывающихся экономических условиях развитие инвестиционной деятельности стало краеугольным камнем для ускорения динамики социально-экономического развития области.
Правительством области на протяжении ряда лет предпринимались системные меры по поддержанию в регионе инвестиционной активности. Главной целью принимаемых мер являлось создание прозрачного и хорошо отлаженного механизма по привлечению и реализации поступающих в область инвестиций.
Вместе с тем дальнейшее развитие инвестиционной активности требует коренного улучшения основных подходов по созданию комфортных условий для инвесторов, реализующих свои проекты в Орловской области.
Так, по оценке Министерства регионального развития Российской Федерации, среднероссийское значение показателя объема инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека составляет 87,8 тыс. рублей.
В то же время значение указанного показателя по Орловской области установилось на уровне 51,9 тыс. рублей (57-е место по Российской Федерации).
При этом средние значения показателя по регионам - лидерам достигают от 150,3 тыс. рублей до 1 млн. рублей (Краснодарский край, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ).
В этой связи миссией Орловской области является разрешение проблем, существенно сдерживающих развитие инвестиционного процесса:
1. Необходимость преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны.
2. Инфраструктурные ограничения, препятствующие созданию высокотехнологичных энергоемких производственных мощностей с высокой производительностью труда.
3. Отсутствие региональных институтов развития, интегрированных в федеральный и международный инвестиционные процессы.
4. Низкая ликвидность основных фондов большинства предприятий и, как следствие, невозможность активного использования инвестиционных механизмов, таких как долгосрочное кредитование, лизинг (финансовая аренда).
5. Низкая инвестиционная и эмиссионная активность предприятий.
Стратегической целью инвестиционной политики Орловской области на период до 2020 года является создание эффективной системы управления инвестиционным процессом для формирования максимально комфортных условий осуществления инвестиционной деятельности и интеграции регионального производственного комплекса в федеральный и международный инвестиционные процессы.
Достижение стратегической цели инвестиционной политики предполагает решение ряда задач:
1. Создание доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов.
На территории региона создается сеть индустриальных парков, "территорий развития" и отдельных свободных земельных участков, обеспеченных всей необходимой производственной инфраструктурой, позволяющих инвестору приступить немедленно к реализации проекта.
2. Формирование специализированной инфраструктуры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
На территории региона создано ОАО "Дирекция индустриальных парков Орловской области", которое не только занимается строительством коммуникаций на территории парков, но оказывает резидентам парков содействие в получении согласований и разрешительных документов, обеспечении безопасности объектов, предоставлении клининговых услуг, поддержании в рабочем состоянии систем энергоснабжения, газоснабжения, дорожных покрытий, систем водоснабжения и сточных вод, привлечении профильного рабочего персонала.
Кроме того, обособленное подразделение дирекции будет сопровождать инвесторов на всех этапах реализации проекта: от подготовки бизнес-плана до ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов.
Основные задачи обособленного подразделения:
консультирование Правительства Орловской области, муниципальных образований и предприятий, а также оказание помощи по вопросам повышения их инвестиционной привлекательности, привлечения инвестиций, составления инвестиционных программ и бизнес-планов, управления инвестиционными проектами и оценки их эффективности;