ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2015 года N 511-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОТ 30.09.2013 N 520-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" постановляю:

1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 520-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края" следующее изменение:

государственную программу Красноярского края "Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края" изложить в редакции согласно приложению.

2. Опубликовать Постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.

Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО





Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 1 октября 2015 года N 511-п
Приложение N 1
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 года N 520-п



 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"



1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование государственной программы

"Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края" (далее - программа)

Основания для разработки программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации";
Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р

Ответственный исполнитель программы

агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - агентство)

Соисполнители программы

министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий программы

1. "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов Красноярского края и лиц, ведущих традиционный образ жизни".
2. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия".
Отдельное мероприятие программы:
предоставление субвенции на осуществление органами местного самоуправления Эвенкийского муниципального района Красноярского края отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции

Цель государственной программы

создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации

Задачи государственной программы

1. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
2. Реализация программы и прочие мероприятия

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014 - 2018 годы, этапы не выделяются

Перечень целевых показателей и показателей результативности программы

удовлетворенность получателей мер государственной поддержки качеством предоставления государственных услуг;
удельный вес лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, от общей численности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
коэффициент младенческой смертности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края;
количество социально значимых мероприятий (профессиональных и национальных праздников), проведенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края;
количество лиц из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, получивших впервые среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, высшее образование (бакалавриат, специалитет) по очной форме обучения;
количество общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту социально-экономических и национальных прав, укрепление национального самосознания, содействие защите среды обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации, содействие коренным малочисленным народам Российской Федерации в осуществлении традиционного природопользования, которым предоставлена финансовая поддержка за счет средств краевого бюджета.
Перечень целевых показателей и показателей результативности программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении N 1 к паспорту программы.
Значения целевых показателей на долгосрочный период приведены в приложении N 2 к паспорту программы

Информация по ресурсному обеспечению программы

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 2068024,9 тыс. рублей, в том числе:
1987866,6 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 80158,3 тыс. рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам:
2014 год - 366002,4 тыс. рублей, из них 353438,6 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 12563,8 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
2015 год - 426561,3 тыс. рублей, из них 398556,4 тыс. руб. - средства краевого бюджета, 28004,9 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
2016 год - 432091,9 тыс. рублей, из них 411957,2 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 20134,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
2017 год - 431412,1 тыс. рублей, из них 411957,2 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 19454,9 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
2018 год - 411957,2 тыс. рублей, из них 411957,2 тыс. рублей - средства краевого бюджета

Перечень объектов недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края, подлежащих строительству, реконструкции, техническому перевооружению или приобретению

объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края отсутствуют



2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И ЗАЩИТЫ ИХ ИСКОННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


Перспективы развития Красноярского края в значительной мере связаны с освоением северных территорий Красноярского края.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 к районам Крайнего Севера на территории Красноярского края относятся Туруханский, Северо-Енисейский районы, города Норильск, Игарка, а также две административно-территориальные единицы с особым статусом, к которым относятся Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа.

Промышленное освоение северных территорий Красноярского края ведется в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края (далее - места традиционного проживания, малочисленные народы).

К местам традиционного проживания согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р (далее - Распоряжение N 631-р) относятся:

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (далее - Таймырский район);

Эвенкийский муниципальный район (далее - Эвенкийский район);

Туруханский район;

территория Сымского сельсовета Енисейского района;

территория Чиндатского сельсовета Тюхтетского района;

Северо-Енисейский район.

Интенсивное развитие недропользования в местах традиционного проживания влечет за собой изменение исконной среды обитания малочисленных народов: происходит загрязнение водоемов, изменение маршрутов выпасов домашних оленей и путей миграции диких северных оленей, из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий, часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли свое рыбохозяйственное значение.

Места традиционного проживания малочисленных народов расположены вдали от транспортных магистралей, основным видом транспорта остается воздушный, в весенне-летний период - водный и наземный автотранспорт, что осложняет социально-экономическое развитие северных территорий Красноярского края и развитие традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в условиях рыночной экономики.

Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Привлекательность разнообразных бытовых и социальных благ, существующих у населения крупных городов и поселков, приводит к тому, что представители малочисленных народов выезжают из национальных поселков, прекращают вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционные виды хозяйствования малочисленных народов.

Неприспособленность традиционного образа жизни малочисленных народов к современным экономическим условиям, низкий уровень экономической активности и социального положения граждан из числа малочисленных народов, неразвитая инфраструктура мест традиционного проживания, отдаленность населенных пунктов от районных центров и крупных городов, специфика интернатного образования, отрыв детей от родителей и, как следствие, утрата навыков и традиций с раннего возраста вызывают необходимость оказания государственной поддержки малочисленным народам.

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2010 - 2015 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 602-р (далее - концепция), основной целью государственной поддержки малочисленных народов определяет создание благоприятных условий для устойчивого развития малочисленных народов на основе стабилизации их социально-экономического положения при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей, что легло в основу программы.

Программа включает в себя мероприятия, направленные на создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни малочисленных народов и предполагающие сохранение численности лиц, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью малочисленных народов.

Среди перечня видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (далее - виды ТХД), утвержденного Распоряжением N 631-р, особое внимание сфокусировано на оленеводстве, охоте и рыболовстве как наиболее характерных для малочисленных народов видах ТХД.

Сохранение традиционных отраслей хозяйственной деятельности малочисленных народов предусматривается, прежде всего, посредством предоставления материальной поддержки, в том числе в виде социальных выплат оленеводам, охотникам (рыбакам) промысловым (лицам, находящимся в тундре, на промысловой точке более 9 месяцев в году). По состоянию на 1 января 2013 года такими получателями в северных территориях края являются более 2000 человек. Кроме того, лицам из числа малочисленных народов, для которых охота и рыболовство являются основой существования их и членов их семей, занятым традиционными промыслами до 6 месяцев в году, предоставляются единовременные социальные выплаты для подготовки к промысловому сезону. Данная категория получателей мер поддержки насчитывает более 450 человек.

Поскольку к основным проблемам при ведении ТХД относятся дефицит и дороговизна электроснабжения, высокая степень износа материально-технической базы, значительные издержки, программа содержит ряд мер государственной поддержки представителей малочисленных народов, объединений малочисленных народов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды ТХД. Особенно себя зарекомендовали такие меры, как: грантовая поддержка, субсидии на компенсацию различных затрат на ведение ТХД (коммунальные затраты, затраты, связанные с реализацией продукции ТХД, затраты на оформление охотничьих территорий, акваторий).

С целью развития оленеводства ежегодно из средств краевого и федерального бюджетов предоставляются субсидии. В 2014 году государственной программой Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п, предусмотрено предоставление субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, по ставке субсидирования, ежегодно утверждаемой законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Главным распорядителем средств краевого бюджета по данному мероприятию являлось агентство. С 2015 года данное мероприятие реализуется в рамках программы, ставка субсидирования утверждается Правительством края. Также программа дополнена мерой поддержки домашнего оленеводства в виде предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей.

Жилищно-бытовые условия проживания малочисленных народов зачастую характеризуются преобладанием износа жилищного фонда и наличием ветхого жилья. Программой предусмотрено решение вопроса обеспечения жильем малочисленных народов: такие мероприятия, как предоставление социальных выплат на приобретение малоэтажных быстровозводимых домов, строительных и отделочных материалов, кочевого жилья (балков), не теряют актуальности из года в год и охватывают ежегодно около 40 семей малочисленных народов.

Повышение уровня образования малочисленных народов, усиление кадрового потенциала северных территорий подразумевается через доступ к образовательным услугам: начиная с 2000 года, студентам из числа малочисленных народов предоставляются такие меры поддержки, как дополнительная стипендия, компенсация оплаты проезда к месту учебы и обратно к месту жительства, частичная оплата за обучение.

В вопросах медицинского обеспечения лиц из числа малочисленных народов особое внимание уделено продолжению практики оказания комплексной стоматологической помощи, с выездом бригад врачей в места компактного проживания лиц из числа малочисленных народов.

Такие факторы, как обширность территории северных районов Красноярского края, низкая плотность населения данных районов, протяженные расстояния между населенными пунктами, отсутствие доступной развитой транспортной системы и социальной инфраструктуры также в значительной мере влияют на коэффициент младенческой смертности. В целях сокращения младенческой смертности женщины направляются на роды с мест кочевья и осуществления промыслов в лечебно-профилактические учреждения по родовспоможению, впоследствии после выписки из данных учреждений женщины направляются с новорожденными детьми обратно к местам кочевья и осуществления промыслов на снегоходной технике либо оленьих упряжках. Программой предусмотрено мероприятие по предоставлению комплектов для новорожденных; в состав которых входят теплые одеяла, что позволяет защитить детей от переохлаждения, а также покрывает первоначальную потребность в обеспечении новорожденного комфортом и безопасностью.

С целью сохранения и развития национальной культуры малочисленных народов в рамках реализации программы в северных территориях края организуются и проводятся социально значимые мероприятия (профессиональные и национальные праздники), направленные на популяризацию традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов. Для детей ежегодно организуются этнические лагеря-стойбища, в период нахождения в которых дети приобщаются к национальным языкам, культуре и промыслам. Организуются и проводятся спортивные мероприятия по северному многоборью.

Кроме того, в рамках реализации грантовой поддержки лицам из числа малочисленных народов на основании конкурсного отбора предоставляются средства государственной поддержки по номинации "Приобщение детей и подростков к родной культуре, языку, национальным видам спорта и традиционным видам хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов".

С целью повышения качества предоставляемых мер государственной поддержки и государственных услуг Законами Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2666 "О наделении органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края, а также по организации оказания специализированной медицинской помощи", от 18.12.2008 N 7-2670 "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния", от 01.12.2011 N 13-6668 "О наделении органа местного самоуправления Туруханского района Красноярского края отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственной поддержки коренным малочисленным народам, проживающим в Туруханском районе Красноярского края" в территории традиционного проживания малочисленных народов переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению гарантий прав малочисленных народов, что повышает удовлетворенность получателей мер государственной поддержки качеством предоставления государственных услуг.

При этом важным условием успешной реализации программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы.

Невыполнение целевых показателей и показателей результативности программы в полном объеме может быть обусловлено риском ухудшения экономической ситуации в Красноярском крае и, как следствие, сократится численность граждан, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, так как себестоимость добычи (заготовки) объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также осуществления оленеводства, высока. Иные источники дохода у данной категории граждан отсутствуют, без государственной поддержки граждане не смогут вести традиционный образ жизни и (или) осуществлять виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Анализ сложившейся ситуации в сфере осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в 2012 - 2013 годах, а также прогноз развития на 2014 - 2018 годы, предполагающий сохранение положительной динамики развития экономики, улучшение инвестиционного климата, реализацию значимых инвестиционных проектов, позволяет оценить вероятность влияния данного риска реализации государственной программы в период 2014 - 2018 годов как умеренно-оптимистический.

Для управления данными рисками при необходимости будут разрабатываться дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение гарантий прав малочисленных народов.

При реализации программы возможны финансовые риски, вызванные недостаточностью объемов финансирования из краевого бюджета.

Преодоление рисков возможно путем повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет оптимизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд без снижения объемов и качества оказываемых государственных услуг, а также перераспределения финансовых ресурсов, имеющихся в краевом бюджете, и экономии бюджетных расходов.

В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматривается:

мониторинг выполнения программы;

осуществление внутреннего контроля исполнения мероприятий программы;

перераспределение объемов финансирования программы в зависимости от складывающейся ситуации в сфере обеспечения гарантий прав малочисленных народов.

Основной мерой управления рисками реализации программы являются меры правового регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Пунктом 10 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 171-ФЗ.

Территория Эвенкийского района обширна, расстояния между населенными пунктами протяженные, отсутствует развитая транспортная схема, основным видом транспорта является авиационный, с регулярностью почтово-пассажирских рейсов всего 1 - 2 раза в месяц.

С целью повышения качества предоставляемых государственных услуг принят Закон Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1254 "О наделении органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции" (далее - Закон края N 4-1254), в соответствии с которым министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции делегированы в исполнительный орган местного самоуправления Эвенкийского района.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»