(с изменениями на 18 ноября 2024 года)
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 26.07.2019 N 355-п, от 24.09.2019 N 476-п, от 05.11.2019 N 548-п, от 28.12.2019 N 690-п, от 27.03.2020 N 187-п, от 23.07.2020 N 409-п, от 10.12.2020 N 764-п, от 23.08.2021 N 461-п, от 25.01.2022 N 36-п, от 13.04.2022 N 215-п, от 09.11.2022 N 661-п, от 14.12.2022 N 789-п, от 28.02.2023 N 111-п, от 28.03.2023 N 214-п, от 04.08.2023 N 533-п, от 20.11.2023 N 752-п, от 29.03.2024 N 219-п, от 08.07.2024 N 415-п, от 18.11.2024 N 676-п)
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2019 - 2025 ГОДАХ"
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 26.07.2019 N 355-п, от 24.09.2019 N 476-п, от 05.11.2019 N 548-п, от 28.12.2019 N 690-п, от 27.03.2020 N 187-п, от 23.07.2020 N 409-п, от 10.12.2020 N 764-п, от 23.08.2021 N 461-п, от 25.01.2022 N 36-п, от 13.04.2022 N 215-п, от 09.11.2022 N 661-п, от 14.12.2022 N 789-п, от 28.02.2023 N 111-п, от 28.03.2023 N 214-п, от 04.08.2023 N 533-п, от 20.11.2023 N 752-п, от 29.03.2024 N 219-п, от 08.07.2024 N 415-п, от 18.11.2024 N 676-п)
Наименование Программы | - | региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах" (далее именуется - Программа) |
Основание для разработки Программы | - | |
Государственный заказчик Программы | - | комитет строительства Волгоградской области (далее именуется - комитет строительства) |
Главный распорядитель бюджетных средств | - | комитет строительства |
Цели Программы | - | ликвидация многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; развитие жилищного строительства на территории Волгоградской области |
Задачи Программы | - | переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных многоквартирных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот |
Срок реализации Программы | - | 2019 - 2025 годы |
Этапы реализации Программы | - | I этап - этап 2019 года; II этап - этап 2020 года; III этап - этап 2021 года; IV этап - этап 2022 года; V этап - этап 2023 года; VI этап - этап 2024 года |
Объемы и источники финансирования программы | - | объем финансирования Программы составляет 10232071915,64 рубля (объем финансирования может быть уточнен по результатам реализации Программы), в том числе: 1) за счет средств: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (публично-правовой компании "Фонд развития территорий") (далее именуется - Фонд) - 5888093847,02 рубля; областного бюджета - 3875265411,81 рубля; местных бюджетов - 468712656,81 рубля; 2) по этапам: а) объем финансирования этапа 2019 года составляет 900518105,57 рубля, из них: средства Фонда - 586330800,00 рубля; средства областного бюджета - 249147855,14 рубля; средства местных бюджетов - 65039450,43 рубля; б) объем финансирования этапа 2020 года составляет 642250271,71 рубля, из них: средства Фонда - 502204539,09 рубля; средства областного бюджета - 125617021,15 рубля; средства местных бюджетов - 14428711,47 рубля; в) объем финансирования этапа 2021 года составляет 1543323959,54 рубля, из них: средства Фонда - 1038375534,21 рубля; средства областного бюджета - 454240690,49 рубля; средства местных бюджетов - 50707734,84 рубля; г) объем финансирования этапа 2022 года составляет 3376108934,12 рубля, из них: средства Фонда - 2648396620,39 рубля; средства областного бюджета - 654939400,64 рубля; средства местных бюджетов - 72772913,09 рубля; д) объем финансирования этапа 2023 года составляет 472449494,40 рубля, из них: средства Фонда - 416621337,04 рубля; средства областного бюджета - 50245341,62 рубля; средства местных бюджетов - 5582815,74 рубля; е) объем финансирования этапа 2024 года составляет 3297421150,30 рубля, из них: средства Фонда - 696165016,29 рубля; средства областного бюджета - 2341075102,77 рубля; средства местных бюджетов - 260181031,24 рубля |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 18.11.2024 N 676-п) | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | переселение 11322 человек из 320 многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, расселяемой площадью жилых помещений 171181,65 кв. метра |
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 26.07.2019 N 355-п, от 28.12.2019 N 690-п, от 27.03.2020 N 187-п, от 10.12.2020 N 764-п, от 23.08.2021 N 461-п, от 25.01.2022 N 36-п, от 14.12.2022 N 789-п, от 28.02.2023 N 111-п, от 04.08.2023 N 533-п, от 20.11.2023 N 752-п, от 08.07.2024 N 415-п, от 18.11.2024 N 676-п) | ||
Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы | - | реализация гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания; снижение доли населения, проживающего в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации |
Ответственный исполнитель Программы | - | комитет строительства |
Участники Программы | - | муниципальные образования Волгоградской области, на территории которых имеются многоквартирные дома, признанные до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации: городской округ город-герой Волгоград; городской округ город Волжский; городской округ город Камышин; городской округ город Михайловка; Ерзовское городское поселение Городищенского муниципального района; Котлубанское сельское поселение Городищенского муниципального района; Новожизненское сельское поселение Городищенского муниципального района; Березовское сельское поселение Даниловского муниципального района; Островское сельское поселение Даниловского муниципального района; Профсоюзнинское сельское поселение Даниловского муниципального района; Трехостровское сельское поселение Иловлинского муниципального района; Калачевское городское поселение Калачевского муниципального района; Уметовское сельское поселение Камышинского муниципального района; городское поселение город Котово Котовского муниципального района; Купцовское сельское поселение Котовского муниципального района; Киреевское сельское поселение Ольховского муниципального района; Нежинское сельское поселение Ольховского муниципального района; Ягодновское сельское поселение Ольховского муниципального района; городское поселение город Палласовка Палласовского муниципального района; Светлоярское городское поселение Светлоярского муниципального района; Райгородское сельское поселение Светлоярского муниципального района; Большовское сельское поселение Серафимовичского муниципального района; Зимняцкое сельское поселение Серафимовичского муниципального района; Песчановское сельское поселение Серафимовичского муниципального района; городское поселение рабочий поселок Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 26.07.2019 N 355-п) |
Одной из важнейших проблем в жилищной политике является расселение аварийного жилищного фонда. Его наличие ухудшает внешний облик, понижает инвестиционную привлекательность населенных пунктов и сдерживает развитие инфраструктуры. Содержание аварийного жилья обходится в 2 - 3 раза дороже жилья, находящегося в технически исправном состоянии. При этом качество предоставляемых услуг в аварийном жилье остается на неудовлетворительном уровне. Более того, аварийное жилье создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, повышает социальную напряженность в обществе.
По состоянию на 01 января 2018 г. из 23830 многоквартирных домов, составляющих жилищный фонд региона, 46 процентов или 10953 дома введены в эксплуатацию более 50 лет назад. Из общего числа многоквартирных домов 1,7 процента или 402 дома (225,87 тыс. кв. метров), в которых проживают 14046 человек, признаны аварийными в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Большинство проживающих в аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее именуется - Федеральный закон N 185-ФЗ) предусматривается предоставление финансовой поддержки на мероприятия по расселению аварийного жилищного фонда субъектам Российской Федерации, принявшим обязательства обеспечить до 01 сентября 2025 г. переселение граждан из всех многоквартирных домов, которые признаны до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Принимая во внимание обозначенные обязательства, в рамках Программы Волгоградская область до 01 сентября 2025 г. должна расселить 320 многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, площадью 171181,65 кв. метра, расположенных на территории 25 муниципальных образований, в которых проживают 11322 человека.
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 26.07.2019 N 355-п, от 24.09.2019 N 476-п, от 28.12.2019 N 690-п, от 27.03.2020 N 187-п, от 10.12.2020 N 764-п, от 23.08.2021 N 461-п, от 25.01.2022 N 36-п, от 14.12.2022 N 789-п, от 28.02.2023 N 111-п, от 04.08.2023 N 533-п, от 20.11.2023 N 752-п, от 08.07.2024 N 415-п, от 18.11.2024 N 676-п)
Программа обеспечивает выполнение обязательного условия получения финансовой поддержки за счет средств Фонда по заявкам Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 08.07.2024 N 415-п)
Целями Программы являются:
ликвидация многоквартирных домов, которые признаны до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
развитие жилищного строительства на территории Волгоградской области.
Для достижения целей Программы необходимо решить задачи по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных многоквартирных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Программа будет реализована в 2019 - 2025 годах в шесть этапов.
I этап (этап 2019 года) - по заявкам на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее именуются - заявки), представленным Волгоградской областью до 01 июня 2019 г., со сроком завершения мероприятий до 31 декабря 2020 г.;
II этап (этап 2020 года) - по заявкам, представленным Волгоградской областью до 01 июня 2020 г., со сроком завершения мероприятий до 31 декабря 2021 г.;
III этап (этап 2021 года) - по заявкам, представленным Волгоградской областью до 01 июня 2021 г., со сроком завершения мероприятий до 31 декабря 2022 г.;
IV этап (этап 2022 года) - по заявкам, представленным Волгоградской областью до 01 июня 2022 г., со сроком завершения мероприятий до 31 декабря 2023 г.;
V этап (этап 2023 года) - по заявкам, представленным Волгоградской областью до 01 июня 2023 г., со сроком завершения мероприятий до 31 декабря 2024 г.;
VI этап (этап 2024 года) - по заявкам, представленным Волгоградской областью до 01 июня 2024 г., со сроком завершения мероприятий до 01 сентября 2025 г.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 27.03.2020 N 187-п)
Механизм реализации Программы включает в себя взаимодействие государственного заказчика Программы, участников Программы и граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В Программу включены 25 муниципальных образований Волгоградской области, на территории которых имеются многоквартирные дома, признанные до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Перечень аварийных многоквартирных домов, из которых планируется переселение граждан, сформирован на основании сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, представляемых органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона N 185-ФЗ, и определен в приложении 1 с указанием сроков переселения граждан.
В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В случае если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа Программы.
При установлении очередности участия в Программе муниципальных образований учитывается фактор степени готовности муниципального образования для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений, приобретении жилых помещений у застройщика, либо на вторичном рынке жилья, степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие инфраструктуры, свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под развитие, проведение оценки рыночной стоимости изымаемых жилых помещений).
Государственный заказчик Программы обеспечивает проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.