ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 года N 46-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ЖИТЕЛЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в редакции постановлений Правительства Волгоградской области от 21.03.2014 N 116-п, от 28.07.2014 N 382-п, от 08.09.2014 N 509-п, постановлений Администрации Волгоградской области от 28.11.2014 N 45-п, от 13.04.2015 N 162-п, от 30.12.2015 N 836-п)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 года N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Волгоградской области" и в целях перехода к формированию областного бюджета по программному принципу на основе государственных программ Волгоградской области Правительство Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.04.2015 N 162-п)
2. Признать утратившими силу:
постановление Администрации Волгоградской области от 24 января 2011 года N 1-п "О долгосрочной областной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы";
постановление Администрации Волгоградской области от 23 ноября 2009 года N 420-п "О долгосрочной областной целевой программе "Чистая вода" на 2009 - 2020 годы";
постановление Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года N 658-п "О долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы";
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ЖИТЕЛЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в редакции постановлений Правительства Волгоградской области от 21.03.2014 N 116-п, от 28.07.2014 N 382-п, от 08.09.2014 N 509-п, постановлений Администрации Волгоградской области от 28.11.2014 N 45-п, от 13.04.2015 N 162-п, от 30.12.2015 N 836-п)
Ответственный исполнитель государственной программы | - | комитет строительства Волгоградской области |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.04.2015 N 162-п) | ||
Соисполнители государственной программы | - | комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, комитет образования и науки Волгоградской области, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитет молодежной политики Волгоградской области |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.04.2015 N 162-п) | ||
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей"; подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье"; подпрограмма "Ипотечное кредитование молодых учителей государственных и муниципальных образовательных организаций Волгоградской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования"; подпрограмма "Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством"; подпрограмма "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из жилых помещений, непригодных для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными"; подпрограмма "Стимулирование развития жилищного строительства в Волгоградской области"; подпрограмма "Капитальный ремонт жилых домов, использовавшихся на территории Волгоградской области в качестве муниципальных общежитий специализированного жилищного фонда"; подпрограмма "Чистая вода"; подпрограмма "Формирование маневренного жилищного фонда Волгоградской области"; подпрограмма "Реализация отдельных направлений государственной политики Волгоградской области в сфере строительства" |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.04.2015 N 162-п) | ||
Цели государственной программы | - | повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; повышение качества и надежности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению |
Задачи государственной программы | - | удовлетворение потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети-сироты), в обеспечении жилыми помещениями, соответствующими современным требованиям; обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилых помещений или строительство индивидуального жилого дома; государственная поддержка молодых учителей государственных и муниципальных образовательных организаций Волгоградской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, связанная с улучшением жилищных условий; обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, установленных законодательством; переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из жилых помещений, непригодных для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными; |
создание условий для развития территорий в целях жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса; стимулирование органов местного самоуправления по выполнению обязательств по капитальному ремонту жилых домов, использовавшихся на территории Волгоградской области в качестве муниципальных общежитий специализированного жилищного фонда; развитие систем коммунальной инфраструктуры в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, направленное на эффективность и надежность деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; создание маневренного жилищного фонда Волгоградской области | ||
Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | - | доля детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями, в общей численности детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, - 39 процентов; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия в улучшении жилищных условий за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, - 4412 молодых семей; количество молодых учителей, улучшивших жилищные условия с использованием ипотечных кредитов (займов) за счет средств областного бюджета, - 58 человек; количество граждан, относящихся к отдельным категориям, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году (количество семей отдельных категорий граждан), - 487 граждан и 254 семьи; количество граждан, проживающих на территории Волгоградской области, переселенных из признанных непригодными для проживания жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, и многоквартирных домов, признанных аварийными, - 10461 человек; годовой объем ввода жилья - 1700 тыс. кв. метров; общая площадь жилых домов, использовавшихся на территории Волгоградской области в качестве муниципальных общежитий специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в которых запланировано выполнить капитальный ремонт, - 14,514 тыс. кв. метров; доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, - 20 процентов; количество жилых помещений, отнесенных к маневренному жилищному фонду Волгоградской области, - 741 жилое помещение |
(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 28.07.2014 N 382-п, постановлений Администрации Волгоградской области от 13.04.2015 N 162-п, от 30.12.2015 N 836-п) | ||
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах в один этап |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.04.2015 N 162-п) | ||
Объемы и источники финансирования государственной программы | - | общий объем финансирования государственной программы на 2014 - 2020 годы составит 47852013,28 тыс. рублей, из них по годам и источникам финансирования: а) средства федерального бюджета - 9910011,52 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1710373,95 тыс. рублей; 2015 год - 952708,56 тыс. рублей; 2016 год - 1741038,50 тыс. рублей; 2017 год - 1850980,26 тыс. рублей; 2018 год - 1144819,08 тыс. рублей; 2019 год - 1270586,43 тыс. рублей; 2020 год - 1239504,74 тыс. рублей; б) средства областного бюджета - 20885044,56 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 639848,20 тыс. рублей; 2015 год - 1468072,00 тыс. рублей; 2016 год - 1000886,70 тыс. рублей; 2017 год - 966747,80 тыс. рублей; 2018 год - 5955851,64 тыс. рублей; 2019 год - 5491955,31 тыс. рублей; 2020 год - 5361682,91 тыс. рублей; в) средства местных бюджетов - 7619430,52 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 121927,23 тыс. рублей; 2015 год - 262511,78 тыс. рублей; 2016 год - 197010,62 тыс. рублей; 2017 год - 100655,02 тыс. рублей; 2018 год - 2314282,20 тыс. рублей; 2019 год - 2392714,70 тыс. рублей; 2020 год - 2230328,97 тыс. рублей; г) внебюджетные средства - 9437526,68 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1785672,86 тыс. рублей; 2015 год - 1840887,59 тыс. рублей; 2018 год - 1912683,03 тыс. рублей; 2019 год - 2036969,78 тыс. рублей; 2020 год - 1861313,42 тыс. рублей |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 30.12.2015 N 836-п) | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | обеспечение жилыми помещениями детей-сирот; предоставление социальной выплаты молодым семьям для улучшения жилищных условий; обеспечение жильем молодых учителей, проживающих на территории Волгоградской области; обеспечение жильем отдельных категорий граждан; переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными; обеспечение объема ввода жилья на территории Волгоградской области; обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан в жилых помещениях, использовавшихся на территории Волгоградской области в качестве муниципальных общежитий; обеспечение населения Волгоградской области питьевой водой; формирование маневренного жилищного фонда Волгоградской области для предоставления гражданам в соответствии с законодательством |
Жилищный фонд Волгоградской области на начало 2013 года насчитывал около 56,8 млн. кв. метров, три четверти из которых (76 процентов) были расположены в городской местности. По сравнению с 2009 годом жилищный фонд увеличился на 1,7 млн. кв. метров, или на 3,2 процента. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Волгоградской области, возросла за этот период с 21 кв. метра до 22 кв. метров.
На начало 2013 года в органах местного самоуправления состояло на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях около 33 тыс. семей, что на 1,7 тыс. семей (5,1 процента) меньше, чем в 2011 году. Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 2012 году, в 19 раз превышало число семей, получивших жилье и улучшивших свои жилищные условия.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных инструментов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов ипотечного жилищного кредитования и инфраструктуры рынка жилья, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
В связи с этим одним из ключевых приоритетов жилищной политики в Волгоградской области является содействие обеспечению населения доступным жильем и поддержка жилищного строительства.
Степень реализации жилищной политики на практике отражают темпы жилищного строительства. Так, в 2011 году в Волгоградской области введено в эксплуатацию 628,9 тыс. кв. метров жилья, в 2012 году - 884,8 тыс. кв. метров, в 2013 году - 833,92 тыс. кв. метров.
Объемы ввода в эксплуатацию строящегося жилья недостаточны, и причинами этому служат ограниченные возможности областного бюджета, не позволяющие направлять дополнительные средства на финансирование жилищного строительства, низкий платежеспособный спрос на жилье, недостаток земельных участков, обустроенных инженерными коммуникациями, ограниченность возможностей обеспечения земельных участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, отсутствие совершенной правовой базы в сфере градостроительной деятельности.
В целях обеспечения доступности жилья для граждан со средними доходами необходимо стимулировать:
развитие строительства жилья экономкласса на свободных земельных участках;
создание некоммерческих объединений в форме жилищно-строительных кооперативов, что позволит эффективно вовлекать бюджетные средства и средства населения в строительство нового жилья экономкласса по доступным ценам;
формирование рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
развитие инфраструктуры на земельных участках, в том числе предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей;
обеспечение жилищных прав отдельных категорий граждан;
развитие ипотечного жилищного кредитования.
Кроме того, наряду с имеющимися проблемами в жилищном строительстве требуется решение проблем и в жилищно-коммунальной сфере, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Среди имеющихся проблем выделяются:
наличие ветхого и аварийного жилищного фонда, общая площадь которого по состоянию на начало 2013 года составляла 888,8 тыс. кв. метров;
наличие многоквартирных домов, требующих капитального ремонта;
высокий износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства.
Решение вышеуказанных проблем требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества посредством использования программно-целевого метода, в рамках которого разработана государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.04.2015 N 162-п)
В ходе реализации государственной программы могут возникнуть финансово-экономические, нормативные, организационно-управленческие и социальные риски.
Финансово-экономические риски связаны с недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей государственной программы, в том числе на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы, через институционализацию механизмов софинансирования. Для снижения риска недостаточного финансирования необходимо обеспечение правильного расчета объемов средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также средств, привлекаемых из внебюджетных источников.