Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2016 года N 35

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ "ТЕРРИТОРИЯ ДОБРА (2016 - 2017 ГОДЫ)"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 апреля 2018 года на основании Постановления Правительства РК от 26.04.2018 N 213.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 01.03.2017 N 153)

Правительство Республики Коми постановляет:

1. Утвердить Программу Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми "Территория добра (2016 - 2017 годы)" согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области социальной защиты населения.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ






Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 29 января 2016 года N 35
(приложение)

ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ "ТЕРРИТОРИЯ ДОБРА (2016 - 2017 ГОДЫ)"

 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 01.03.2017 N 153)

ПАСПОРТ Программы Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми "Территория добра (2016 - 2017 годы)"

Наименование программы

Программа Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми "Территория добра (2016 - 2017 годы)" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Поручение заместителя Председателя Правительства Республики Коми Николаевой Т.Н. от 25.05.2015 N 1224/Н

Орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми

Заказчик Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми

Основные разработчики и исполнители Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми;

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми;

Министерство здравоохранения Республики Коми;

Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми;

государственные учреждения социального обслуживания Республики Коми;

государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; государственные учреждения здравоохранения; государственные учреждения культуры и искусства;

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества детей и учащейся молодежи" (г. Сыктывкар) (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 01.03.2017 N 153)

Срок реализации Программы

2016 - 2017 годы

Цель Программы

обеспечение прав детей на защиту от жестокого обращения посредством формирования в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создания системы раннего выявления случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, повышения ответственности родителей за действия, направленные против детей, обеспечения реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств

Задачи Программы

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

внедрение эффективных технологий и методик работы, способствующих снижению жестокости и агрессивности в детской среде;

профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства; реализация эффективных технологий работы с семьями по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних; профилактическая работа с родителями об ответственности за жестокое обращение с детьми; обучение родителей психолого-педагогическим технологиям конструктивного взаимодействия с детьми и способам решения проблем детско-родительских отношений;

внедрение технологий и методов раннего выявления случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;

осуществление информационной деятельности по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;

укрепление профессиональных сообществ специалистов, работающих с семьями и детьми, в том числе с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, а также с их семьями. Повышение квалификации (профессиональной компетенции) специалистов, работающих с семьями и детьми

Целевые группы, на которые направлена деятельность по Программе (количественные и качественные характеристики)

социально неблагополучные семьи, в том числе семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, - 438 семей;

родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, - 4840 человек;

дети, пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, - 177 человек;

специалисты, работающие с детьми, в том числе в учреждениях для детей, включая стационарные, различной ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, - 470 человек

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, в том числе в части изменения положения целевых групп

по результатам реализации Программы ожидается:

1) снижение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей (2016 год - 12 человек, 2017 год - 11 человек);

2) снижение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми (2016 год - 6 человек, 2017 год - 5 человек);

3) снижение численности несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, в том числе сексуального характера (с 1294 человек к началу реализации Программы до 1230 человек в 2016 году, 1117 человек - в 2017 году);

4) увеличение показателя "удельный вес семей, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета в связи с улучшением положения, в общей численности семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете" до 56,0%;

5) увеличение показателя "удельный вес жизнеустроенных несовершеннолетних, прошедших курс социальной реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, от общего числа несовершеннолетних, прошедших курс социальной реабилитации в данных учреждениях" до 87,0%;

6) увеличение показателя "удельный вес несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и возвращенных в родные семьи, от общего числа жизнеустроенных несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в данных учреждениях" до 77,0%

Объем и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования Программы)

общий объем финансирования Программы составляет 73 733 775,00 руб.

Объем финансирования Программы по годам:

2016 год - 38 458 425,00 руб.;

2017 год - 35 275 350,00 руб.,

в том числе:

2016 год:

средства республиканского бюджета Республики Коми - 31 531 800,00 руб.;

средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (далее - Фонд) - 6 926 625,00 руб.;

2017 год:

средства республиканского бюджета Республики Коми - 30 093 839,00 руб.;

средства Фонда - 5 181 511,00 руб.

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 01.03.2017 N 153)


 I. Описание проблемы жестокого обращения с детьми, включающего физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежения потребностями ребенка и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, дети имеют право на особую заботу и помощь. В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761, для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в России должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

В соответствии с данными территориального органа государственной статистики на начало 2014 года на территории Республики Коми проживало 183 497 детей, что составляет пятую часть населения республики. Основными приоритетами социальной политики Республики Коми являются реализация права ребенка на защиту от жестокого обращения и насилия и формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия в отношении детей.

В целях оптимизации деятельности по профилактике и преодолению семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, защите прав и законных интересов несовершеннолетних в Республике Коми предприняты следующие меры:

1) в Республике Коми введен институт Уполномоченного при Главе Республики Коми по правам ребенка;

2) при государственном казенном учреждении Республики Коми "Республиканская общественная приемная Главы Республики Коми" организованы бесплатные юридические бюро по вопросам административного, уголовного и уголовно-процессуального права;

3) приняты и реализуются:

Стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми (распоряжение Главы Республики Коми от 20 сентября 2012 года N 309-р);

Концепция обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2014 - 2017 годы (распоряжение Главы Республики Коми от 24 июля 2014 года N 264-р);

Концепция семейной политики в Республике Коми на период до 2025 года (распоряжение Правительства Республики Коми от 3 июня 2015 года N 213-р);

4) осуществлен перевод учреждений социальной защиты и социального обслуживания на программно-целевой метод работы, позволяющий обеспечить более эффективное осуществление процесса реабилитации несовершеннолетних и их семей;

5) на условиях софинансирования с Фондом успешно реализованы программа Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011 - 2013 годы)", инновационная социальная программа Республики Коми по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды "Обрести семью (2014 - 2015 годы)";

6) применяются эффективные формы работы с семьями и несовершеннолетними (например, "Социальная поликлиника", клубы замещающих семей, "Колыбелька" и др.);

7) создана экстренная межведомственная служба реагирования "Скорая социальная помощь", объединяющая усилия специалистов учреждений социального обслуживания, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, а также граждан республики, неравнодушных к проблемам детей;

8) функционирует детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122;

9) реализуется проект "Виртуальный психолог" (www.komiforum.ru), в рамках которого любой обратившийся может получить психологическое консультирование по запросу на сайте либо стать участником обсуждения актуальной темы на форуме сайта;

10) создана Единая межведомственная психологическая служба Республики Коми, цель которой - консолидация межведомственных усилий специалистов учреждений по оказанию психологической помощи гражданам на территории Республики Коми посредством создания и функционирования единого профессионального сообщества психологов для обмена профессиональной информацией и опытом практической деятельности, регулирования норм и стандартов профессиональной деятельности, повышения квалификации;

11) с целью консолидации усилий по защите прав и интересов детей в 2015 году проведена межрегиональная межведомственная конференция по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними "Детство без жестокости и слез";

12) приказом Министерства внутренних дел по Республике Коми от 12 января 2015 года N 1 введен в действие комплекс мероприятий под условным наименованием "Единый день профилактики", нацеленный на совершенствование работы по выявлению жестокого обращения и насилия в отношении детей;

13) проводится системная работа по повышению профессиональной квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;

14) в рамках сотрудничества с Руководящим комитетом программы "Дети и молодежь групп риска в Баренцевом регионе" реализуются международные проекты по работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: "Невероятные годы", "Семейные групповые конференции", "Тренировка замещения агрессии - АРТ".

Таким образом, в результате последовательно реализуемых мер удалось достигнуть следующих положительных показателей:

1) снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении (2012 год - 1428 семей, 2013 год - 1342 семьи, 2014 год - 1300 семей);

2) увеличение количества и удельного веса семей, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета в связи с улучшением положения в них (2012 год - 307 семей, или 51,7 процента от общего числа семей, снятых с учета; 2013 год - 342 семьи, и 50,8 процента; 2014 год - 391 семья, или 54 процента);

3) снижение количества семей "группы риска" (с 1189 семей в 2012 году до 1073 семей в 2014 году);

4) снижение количества семей "группы риска", в которых родители (законные представители) злоупотребляют алкоголем (2012 год - 531 семья, 2013 год - 482 семьи, 2014 год - 440 семей).

Вместе с тем, несмотря на принимаемые органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних меры по устранению причин и условий, способствующих семейному неблагополучию, пренебрежению нуждами детей, совершению преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних, и достигнутые по результатам данной работы положительные результаты, эти проблемы не утрачивают свою актуальность, сохраняется ряд негативных тенденций, а именно:

1) увеличение количества семей, находящихся в социально опасном положении, в которых было совершено насилие над несовершеннолетними (2012 год - 28 семей, 2013 год - 45 семей, 2014 год - 94 семьи);

2) сохранение на высоком уровне количества фактов жестокого обращения с детьми и подростками (в 2012 году - 941 факт, 2013 год - 841 факт, 2014 год - 943 факта);

3) увеличение количества фактов жестокого обращения с несовершеннолетними в семьях (с 322 фактов в 2012 году до 374 фактов в 2014 году);

4) увеличение количества преступлений в отношении несовершеннолетних (с 1155 в 2012 году до 1294 в 2014 году);

5) сохранение на высоком уровне количества выявленных фактов жестокого обращения с детьми и подростками, допущенных сверстниками (в 2012 году - 320 фактов, в 2013 году - 328 фактов, в 2014 году - 247 фактов);

6) кратное увеличение количества случаев неоднократного совершения насилия в отношении несовершеннолетних (в 2012 году - 12 случаев, в 2013 году - 26 случаев, в 2014 году - 44 случая);

7) увеличение количества выявленных и поставленных на учет семей, допускающих жестокое обращение с детьми (в 2012 году - 161 семья, в 2013 году - 169 семей, в 2014 году - 220 семей);

8) сохранение на высоком уровне количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних (за 2012 год - 550 лиц, за 2013 год - 500 лиц, за 2014 год - 532 лица).

Следует отметить следующие факторы, препятствующие дальнейшему решению проблемы жестокого обращения с детьми:

1) отток квалифицированных кадров из учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Коми по причине низкой заработной платы, в связи с чем постоянно существует необходимость повышения квалификации и профессиональных компетенций специалистов, работающих с семьями и детьми;

2) недостаточность материально-технических ресурсов субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обеспечения деятельности;

3) качественное ухудшение составляющих семейного неблагополучия, выражающееся в усугублении таких негативных факторов, как значительный рост числа случаев жестокого обращения в отношении детей (даже в благополучных семьях), крайние формы нравственной деформации личностей родителей, злостное уклонение от исполнения родительских обязанностей, злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами;

4) пробелы в межведомственном взаимодействии субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) высокая латентность семейного насилия;

6) правовая неграмотность родителей и недостаток информации о возможностях разрешения ситуации с помощью профессиональных сообществ и широких кругов общественности.

Решение проблемы жестокого обращения с детьми требует мобилизации финансовых и организационных ресурсов, определения основных направлений и конкретных мероприятий, обуславливающих необходимость применения программно-целевого метода, что позволит скоординировать деятельность и обеспечить межведомственное взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в решении проблемы жестокого обращения с детьми, отработке четких механизмов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Результатом реализации Программы станет формирование на межведомственной основе эффективной модели организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми, своевременное выявление случаев жестокого обращения, а также формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям. Реализация мероприятий будет продолжена после завершения Программы. Результативные и успешные технологии, апробированные в рамках реализации мероприятий Программы, будут в дальнейшем предложены к применению на всей территории Республики Коми.


 II. Цель, задачи, сроки реализации Программы


Целью Программы является обеспечение прав детей на защиту от жестокого обращения посредством формирования в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создания системы раннего выявления случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, повышения ответственности родителей за действия, направленные против детей, обеспечения реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.

Для достижения поставленной в Программе цели необходимо решить следующие задачи:

1) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; внедрение эффективных технологий и методик работы, способствующих снижению жестокости и агрессивности в детской среде;

2) профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства; реализация эффективных технологий работы с семьями по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних; профилактическая работа с родителями об ответственности за жестокое обращение с детьми; обучение родителей психолого-педагогическим технологиям конструктивного взаимодействия с детьми и способам решения проблем детско-родительских отношений;

3) внедрение технологий и методов раннего выявления случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»