Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 сентября 2012 года N 309-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ]

____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 июля 2018 года на основании распоряжения Главы РК от 26.07.2018 N 169-р.
____________________________________________________________________

В целях реализации пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и формирования государственной политики по улучшению положения детей в Республике Коми:

1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми согласно приложению.

2. Правительству Республики Коми:

1) создать и утвердить Координационный совет по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми;

2) разработать и утвердить положение о Координационном совете по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми;

3) сформировать и утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми утвердить муниципальные стратегии (программы) действий в интересах детей.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР




Утверждена
распоряжением
Главы Республики Коми
от 20 сентября 2012 года N 309-р
(приложение)

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ


 I. Введение


Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

В целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и систематизации основных направлений и задач региональной государственной политики в интересах детей актуальными являются разработка и принятие на региональном уровне Стратегии действий в интересах детей в Республике Коми на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия).

Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов для региона. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, Концепции демографического развития Республики Коми на период до 2015 года, одобренной Указом Главы Республики Коми от 28 декабря 2007 года N 121, а также в планах мероприятий по улучшению положения подрастающего поколения в 2008 году - в рамках Года семьи, в 2011 году - в рамках Года ребенка, в 2012 году - в рамках Года молодежи, объявленных Главой Республики Коми.

Инструментом решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", долгосрочных республиканских целевых программ и ведомственных целевых программ. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Главе Республики Коми по правам ребенка, создан Общественный совет при Уполномоченном при Главе Республики Коми по правам ребенка.

Увеличился объем финансирования социальных расходов из консолидированного бюджета Республики Коми, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.

Принятые меры государственной поддержки семьи и детей способствуют повышению статуса семьи, престижа материнства и отцовства в обществе.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.

Семьи с несовершеннолетними детьми являются самой массовой группой среди бедных и крайне бедных семей.

В 2011 году уровень бедности семей с детьми более чем вдвое превышал аналогичный показатель среди бездетных семей. Для многодетных семей характерен общий низкий уровень благосостояния: у них ниже чем в среднем по республике среднедушевые доходы, невысокое качество питания, стесненные жилищные условия.

По данным выборочных обследований, в 2011 году среди семей с детьми доля семей со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 25,6 процента. При этом с ростом количества детей в семье риски бедности существенно увеличиваются. Так, среди семей с одним - двумя детьми малоимущими являлись 24 процента семей, с тремя и более детьми - 71 процент.

В крайне бедном положении находятся семьи с доходами, не превышающими половины величины прожиточного минимума. В таком положении в 2011 году находились 3,3 процента семей, имевших детей до 16 лет.

На территории республики остается актуальной проблема предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних их родителями и другими лицами, фактически проживающими совместно с потерпевшими.

За 6 месяцев 2012 года в отношении несовершеннолетних совершено 606 преступлений (+ 2 процента), в том числе насильственного характера - 463 (+ 10 процентов). От преступных посягательств пострадало 570 детей (+ 3 процента), погибло 12 детей (+ 71 процент). Возросло количество насильственных преступлений, совершенных в отношении детей на улице (с 80 до 88; + 10 процентов) и в вечернее время (+ 15 процентов).

Каждое второе лицо, совершившее насильственное преступление в отношении ребенка, находилось в состоянии опьянения, каждое пятое лицо - ранее судимо.

За 6 месяцев 2012 года наблюдается увеличение числа подростков, совершивших преступления будучи на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (с 87 до 95; + 9 процентов). И только 8 процентов из них состояли на учете за совершение административных правонарушений.

Кроме того, в республике стабильно высоким остается удельный вес несовершеннолетних, совершающих преступления под воздействием алкоголя (23,4 процента).

На высоком уровне сохраняется количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В республике на 1 января 2012 года насчитывается 5 873 несовершеннолетних, относящихся к указанной категории. Более 90 процентов из них - "социальные сироты". Несмотря на снижение общего количества сирот в регионе их доля в общей численности детского населения республики не снижается (2009 год - 6335 детей, или 3,4 процента, 2010 - 6077 детей, или 3,3 процента, 2011 - 5873 ребенка, или 3,5 процента). Наблюдается недостаточный рост показателя, характеризующего соотношение детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, в численности выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в течение года (2009 год - 64,3 процента, 2010 - 64,3 процента, 2011 - 64,4 процента).

Ежегодно на высоком уровне остается число детей и подростков, помещаемых в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Так, в 2011 году в сравнении с 2010 годом численность таких детей и подростков увеличилась на 3,4 процента (2236 человек и 2161 человек соответственно). Наряду с этим ежегодно увеличивается удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и учреждениях социальной защиты населения, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях (в 2011 году - 91,6 процента, в 2010 году - 70 процентов).

Особой категорией детей, требующих пристального внимания со стороны государства, являются дети-инвалиды. В Республике Коми на протяжении ряда лет наблюдается тенденция к снижению численности детей-инвалидов. По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, на 1 января 2011 года в республике насчитывалось 3125 детей-инвалидов в возрасте 0 - 17 лет (2006 г. - 3396 человек, 2007 г. - 3312 человек, 2008 г. - 3193 человека, 2009 г. - 3133 человека). Индивидуальные программы реабилитации имеют 100 процентов детей-инвалидов.

Зачастую нехватка кадровых ресурсов, знаний и приемов практической работы с "трудными" детьми и подростками, а также особенными детьми (детьми-сиротами, детьми-инвалидами и др.) является причиной недостаточного профессионального подхода в работе с данной категорией несовершеннолетних.

Статистика свидетельствует о необходимости проведения дальнейшей системной работы с несовершеннолетними и их социальным окружением по формированию здорового образа жизни, правоправного поведения, ответственности родителей за воспитание детей, создание условий для безбарьерной интеграции детей-инвалидов и успешной адаптации детей-сирот. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.

Одним из инструментов диалога между населением и социальными институтами общества является планомерное осуществление информационной политики, в связи с чем особую актуальность приобретает информационно-просветительская работа по профилактике семейного неблагополучия и формированию положительного образа благополучной семьи, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего республики и ее безопасности требуют от органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.


1. Основные проблемы в сфере детства


К основным проблемам в сфере детства в Республике Коми относятся:

1) недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;

2) распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

3) неравенство между муниципальными образованиями городских округов (муниципальных районов) в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;

4) нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

5) высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

6) низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

7) социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении), недостаточное развитие системы социальной адаптации и успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8) отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.


2. Основные принципы Региональной стратегии


Основными принципами Региональной стратегии являются:

1) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Республике Коми должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

2) защита прав каждого ребенка. В Республике Коми должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

3) максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Республике Коми должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

4) сбережение здоровья каждого ребенка. В Республике Коми должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;

5) технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Республике Коми необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений;

6) особое внимание уязвимым категориям детей. В Республике Коми во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;

7) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Республике Коми формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями;

8) партнерство во имя ребенка. В Республике Коми политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Реализацию Региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

1) семейная политика детствосбережения;

2) доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

3) охрана здоровья детей и формирование здорового образа жизни;

4) равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

5) создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей.


II. Семейная политика детствосбережения


      1. Краткий анализ ситуации


Несмотря на складывающийся в последние годы рост уровня рождаемости, а начиная с конца 2011 года - наличие тенденции естественного прироста, в Республике Коми ежегодно отмечается снижение численности детей в возрасте до 17 лет.

Меры по экономическому стимулированию рождаемости, осуществляемые в Российской Федерации и в Республике Коми с 2007 года, дали положительные результаты. Несмотря на снижение численности женщин репродуктивного возраста, ежегодно увеличивалась численность новорожденных. Число родившихся в республике возрастало за счет повторных рождений, при этом отмечалось снижение числа первенцев.

Введение в 2011 году регионального семейного капитала при рождении третьего или последующих детей в размере 150,0 тыс. рублей способствовало увеличению числа родившихся детей в I полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 576 младенцев, или на 10,5 процента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»