Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 июля 2014 года N 264-р


[О Концепции обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2014 - 2017 годы]

____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 января 2018 года на основании распоряжения Правительства РК от 25.01.2018 N 40-р.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 23 октября 2017 года)

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 23.10.2017 N 474-р)




В целях создания единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми, гарантирующей качество условий для индивидуального развития каждого ребенка:


1. Одобрить Концепцию обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2014 - 2017 годы (далее - Концепция) согласно приложению.


2. Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики или Правительством Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми, организациям всех форм собственности в Республике Коми при планировании и проведении мероприятий в области обеспечения безопасности детей и подростков руководствоваться Концепцией.


3. Министерству образования Республики Коми в срок до 1 сентября 2014 года подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Республики Коми план мероприятий по реализации Концепции.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области образования.


(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 23.10.2017 N 474-р)



Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Коми
В.ГАЙЗЕР



Одобрена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 24 июля 2014 г. N 264-р
     (приложение)



КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ



1. Общие положения


1. Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.


В рамках нынешнего этапа социально-экономического развития страны разработана и принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.


Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Республике Коми являются принимаемые законы Республики Коми и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты, реализуемые приоритетные национальные проекты "Образование", "Здоровье", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", региональная программа Республики Коми "Обеспечение правопорядка и безопасности граждан в 2014 году", региональная программа Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию России "Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014 - 2020 годы)", региональная программа Республики Коми "Повышение безопасности дорожного движения (2013 - 2015 годы)" и другие.


В Республике Коми в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, на обеспечение их безопасности. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. В 2010 году в Республике Коми был создан институт уполномоченного по правам ребенка.


Вместе с тем на сегодняшний день риск опасности для здоровья и жизни детей еще достаточно велик. Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.


1.1. В последние годы особенно актуальной становится проблема обеспечения информационной безопасности детей. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").


В настоящее время многие дети имеют доступ во всемирную сеть "Интернет", которая содержит огромное количество информации запрещенного характера, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Растет количество сообщений о киберунижениях детей в социальных сетях. Отдельное место сейчас заняла тема противодействия распространению детской порнографии в сети "Интернет".


Распространение получила угроза вовлечения детей в незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров через социальные сети и Интернет-ресурсы.


1.2. Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей.


Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это условия сохранения жизни и здоровья детей, сохранения материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств, создающих угрозу жизни и здоровью детей.


В настоящее время как в Российской Федерации, так и в Республике Коми отсутствует какая-либо система обеспечения безопасности оборудования детских игровых площадок. Сертификация такого оборудования является добровольной. Ни на один из контрольных (надзорных) органов не возложены соответствующие полномочия по контролю (надзору) за деятельностью предприятий и организаций, производящих и эксплуатирующих оборудование детских игровых площадок, за соблюдением требований безопасности национальных стандартов. Между тем около 30 процентов травм дети получают именно на этих объектах социальной инфраструктуры.


Безопасность объектов инфраструктуры для детей может быть достигнута проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера.


1.3. Из года в год продолжает оставаться актуальной проблема безопасности детей на дорогах. Именно дети очень часто оказываются в опасных дорожных ситуациях. Количество детей, пострадавших на дорогах, неуклонно растет. Более 75 процентов дорожно-транспортных происшествий с детьми произошло в городах и населенных пунктах.


Причиной роста уровня детского дорожно-транспортного травматизма является целая совокупность предпосылок для дорожно-транспортных происшествий с участием детей: высокие показатели автомобилизации и интенсивности движения на дорогах в городах республики; плохое состояние дорог, улиц и недостаточный уровень их освещенности; низкий уровень правосознания и культуры граждан в области дорожного движения, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения, игнорирование средств личной безопасности.


1.4. Актуальной на сегодняшний день остается проблема подростковой преступности в республике. Удельный вес преступности среди несовершеннолетних в республике составил в 2013 году 6,5 процента (по России - 5,4 процента). Остается высоким удельный вес повторной преступности: Республика Коми - 23,3 процента, Россия - 23,2 процента.


Не снижается количество детей, пострадавших от преступных посягательств.


В 2013 году на 15,06 процента больше уголовных дел было возбуждено следователями следственного управления о преступлениях, совершенных в отношении детей (2013 г. - 191 дело, 2012 г. - 166 дел).


Как в целом по России, так и Республике Коми вызывает тревогу распространенность преступлений несовершеннолетних, связанных с употреблением алкогольной продукции, удельный вес таких преступлений составил в 2013 году 19,6 процента.


Большинство причин безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних кроются в неправильном построении семейных отношений.


1.5. Несмотря на уменьшение численности детей, оказавшихся в социально опасном положении (2009 год - 3155 детей, 2010 год - 3074 ребенка, 2011 год - 2440 детей, 2012 год - 2412 детей, 2013 год - 2235 детей), проблема семейного неблагополучия остается весьма острой.


В едином республиканском банке данных по состоянию на 1 апреля 2014 года состояло 2111 семей, находящихся в социально опасном положении. Только за 1 квартал 2014 года выявлено 193 факта жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, из них 79 были допущены в семье.


1.6. К сожалению, как в России, так и в Республике Коми остается тревожной ситуация с подростковым суицидом.


По состоянию на 1 мая 2014 года было зарегистрировано 4 факта завершенного суицида среди несовершеннолетних.


Основными причинами суицидальных проявлений среди несовершеннолетних явились: неразделенная юношеская любовь, проблемы в семье (непонимание родителей, гиперопека, факты жестокого обращения в отношении несовершеннолетних).


2. Таким образом, значимыми проблемами в вопросах обеспечения безопасной среды для детей и подростков являются:


1) несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;


2) недостаточное внимание со стороны государства и общества к решению вопросов по созданию условий, исключающих возможность возникновения детского травматизма;


3) отсутствие серьезной и системной воспитательной работы с детьми по профилактике детского травматизма на дорогах;


4) необходимость совершенствования взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению подростков;


5) отсутствие должного взаимодействия органов образования с заинтересованными ведомствами и учреждениями по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков;


6) обеспечение общедоступной досуговой деятельности для детей и подростков, в том числе находящихся в социально опасном положении;


7) малоэффективная воспитательная работа с родителями по вопросам ответственности за проявление жесткости и насилия в отношении детей;


8) недостаточная работа органов и учреждений системы профилактики по выявлению раннего семейного неблагополучия;


9) высокая латентность признаков и факторов, свидетельствующих о предрасположенности детей и подростков к поступкам суицидального характера.



2. Современное состояние обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми


1. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" продукция средств массовой информации сопровождается знаком информационной продукции.


В средствах массовой информации (далее - СМИ) запрещена для распространения среди детей информация:


1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;


2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»