(с изменениями на 16 декабря 2023 года)
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.12.2023 N 1655)
В целях создания инновационной модели молодежной политики в Республике Татарстан, направленной на сохранение, формирование и накопление человеческого капитала молодого поколения, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия).
(п. 1 в ред. Постановления КМ РТ от 16.12.2023 N 1655)
2. Республиканским органам исполнительной власти при разработке и реализации государственных программ Республики Татарстан в сфере молодежной политики руководствоваться Стратегией.
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.12.2023 N 1655)
3. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям при решении вопросов развития, поддержки и сопровождения молодежи учитывать в своей деятельности положения Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство по делам молодежи Республики Татарстан.
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.12.2023 N 1655)
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
СТРАТЕГИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА
(в ред. Постановления КМ РТ от 16.12.2023 N 1655)
На современном этапе сфера молодежной политики включает в себя целый комплекс социальных, экономических, политических вопросов, проблем демографии, семейной и жилищной политики, образования, воспитания, науки, спорта и психологии.
Развитие молодежной политики происходит исходя из целей общества и государства. Молодежь как социальная группа имеет стратегическое значение для будущего страны, она фактически наследует достигнутый уровень развития, реализуя свои собственные, государственные и социальные интересы, сама становится генератором будущих ценностей, субъектом наращивания экономического, культурного и социального капитала.
Для Татарстана - региона, который ставит масштабные и амбициозные задачи, необходима и важна максимальная включенность молодого поколения в основные процессы политического развития, укрепления прочности демократических институтов, ускорения экономического роста, внедрения инновационных технологий, реализации социально значимых инициатив. Решение указанных стратегических приоритетов возможно лишь с целеустремленной, умеющей самостоятельно думать, стремящейся самосовершенствоваться, проявляющей интерес к передовым технологиям молодежью, которой под силу нестандартные решения, умение действовать, брать на себя ответственность за настоящее и будущее.
Обеспечить эффективность молодежной политики в соответствии с высокими современными стандартами возможно лишь при условии внедрения инновационных инструментов ее реализации и создания сбалансированной экосистемы отрасли. Основным механизмом активизации процесса перехода к указанной модели должна стать Стратегия молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия).
Актуальность Стратегии обусловлена наличием ряда факторов, определяющих результативность современной молодежной политики, в числе которых:
возрастающие требования ко всем категориям молодежи и к сфере молодежной политики как к важному социальному институту, который должен становиться все более эффективным;
сложность и противоречивость динамично изменяющейся социокультурной молодежной среды в современных условиях, особенности ее функционирования и тенденции развития;
объективная потребность совершенствования сферы молодежной политики в соответствии с новыми глобальными вызовами времени, динамикой мировых процессов;
новые возможности развития сферы молодежной политики, открывающиеся в результате оптимального использования имеющегося кадрового, инновационного, инфраструктурного потенциала и положительного опыта Республики Татарстан, а также интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни Республики Татарстан, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем молодежи;
необходимость усиления участия общественных институтов и бизнес-сообщества в решении задач сферы молодежной политики.
Стратегия как основной программный документ в сфере региональной молодежной политики, определяющий общий вектор и приоритетные направления развития сферы работы с молодежью в Республике Татарстан на период до 2030 года, исходит из основополагающих федеральных нормативных правовых актов и республиканских нормативных правовых актов, в первую очередь Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, законов Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежной политике в Республике Татарстан" и от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".
В рамках Стратегии на основе анализа деятельности по приоритетным направлениям молодежной политики, данных социологических исследований, итогов рейтинга муниципальных образований, мнения экспертов раскрыты проблемы отрасли и отдельных категорий молодежи, отражены механизмы, обозначены приоритетные направления, цели, задачи, меры молодежной политики, изложены индикаторы оценки и спрогнозированы ожидаемые результаты.
Стратегия служит основой для организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов, связанных с реализацией молодежной политики в Республике Татарстан.
На современном этапе молодежная политика представляет собой системную деятельность государства, организаций, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий для реализации потенциала молодого поколения, обеспечения гарантий его прав и свобод, а также на оказание социальной поддержки различных категорий молодежи. Став одним из приоритетных направлений социальной политики в Республике Татарстан, молодежная политика сегодня носит системный и стабильный характер. Благодаря слаженной работе основных государственных и общественных институтов эффективно пройдены этапы становления молодежной сферы и многое сделано для молодежи.
В Республике Татарстан созданы и продолжают формироваться благоприятные стартовые условия для молодежи с различными индивидуальными потребностями. Каждый молодой человек имеет реальную возможность стать востребованным и успешным.
Свое становление молодежная политика в Республике Татарстан начала в 1993 году с принятия Закона Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежной политике в Республике Татарстан".
Была создана структура на республиканском уровне - Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи, проделана работа по развитию законодательства, по выбору приоритетных направлений молодежной политики.
Пройденный 30-летний период реализации молодежной политики в Татарстане характеризуется устойчивостью процесса ее институционализации, развитием законодательства, укреплением структуры органов государственной власти с введением вертикального управления.
Опыт Татарстана сегодня получает высокую оценку на федеральном уровне: в рейтинге регионов Республика Татарстан занимает лидирующие позиции в сфере молодежной политики, молодежь активно интегрируется в федеральную повестку.
Отрасль молодежной политики с каждым годом расширяется как за счет инфраструктурных проектов, так и за счет реализации профильных государственных программ, повышения вовлеченности молодежи и ее интереса к реализации социальных проектов, активной включенности учреждений молодежной политики и общественных организаций, чья деятельность за прошедшие годы структурировалась и на их основе возникли знаковые узнаваемые в Республике Татарстан и за ее пределами события и движения: фестивальное движение "Созвездие - Йолдызлык" и фестиваль "Наше время - Безнен заман"; молодежное движение "Сэлэт"; проект "URAM" и фестиваль креативных индустрий "Город - RE'ACTOR"; Региональная молодежная общественная организация "Лига студентов Республики Татарстан" и Республиканская премия для обучающихся по образовательным программам высшего образования "Студент года Республики Татарстан"; Региональная Общественная Молодежная Организация "Объединение "Отечество" Республики Татарстан, Республиканский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка "Форпост", студенческие трудовые отряды и другие.
Приоритетные направления молодежной политики, в соответствии с которыми строится работа с молодежью на основе постоянного изучения и мониторинга ее социального самочувствия, определены в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.
Принятый в 2020 году Федеральный закон N 489-ФЗ определил основные понятия сферы молодежной политики, четкие полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в отрасли, установил возрастные границы молодежи от 14 до 35 лет, направления реализации молодежной политики и формы участия молодежи, механизмы информационного обеспечения и мониторинга ее реализации.
В Республике Татарстан сформирована нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере молодежной политики, направленная на создание условий для реализации прав молодежи по различным аспектам жизнедеятельности; имея высокий уровень преемственности с федеральными нормативными правовыми актами, она одновременно развивает и сохраняет сложившиеся региональные особенности.
В законодательном регулировании молодежной политики наиболее значимыми являются:
законы Республики Татарстан:
от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежной политике в Республике Татарстан";
Основные принципы реализации молодежной политики в Республике Татарстан находятся в единой повестке с федеральными установками:
сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений и интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций;
укрепление механизмов правового регулирования и единства молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;
открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;
приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;
признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации молодежной политики и обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики;