КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2023 года N 1655


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.02.2016 N 63 "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики Республики Татарстан до 2030 года"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.02.2016 N 63 "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики Республики Татарстан до 2030 года" следующие изменения:


наименование изложить в следующей редакции:


"Об утверждении Стратегии молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года";


пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемую Стратегию молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия).";


в пункте 2 слова "Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан" заменить словами "Республиканским органам исполнительной власти", слова "утвержденной настоящим постановлением" исключить;


в пункте 4 слова "Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан" заменить словами "Министерство по делам молодежи Республики Татарстан";


Стратегию государственной молодежной политики Республики Татарстан до 2030 года, утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 4 февраля 2016 г. N 63
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 16 декабря 2023 г. N 1655)



СТРАТЕГИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА



I. Основные положения


На современном этапе сфера молодежной политики включает в себя целый комплекс социальных, экономических, политических вопросов, проблем демографии, семейной и жилищной политики, образования, воспитания, науки, спорта и психологии.


Развитие молодежной политики происходит исходя из целей общества и государства. Молодежь как социальная группа имеет стратегическое значение для будущего страны, она фактически наследует достигнутый уровень развития, реализуя свои собственные, государственные и социальные интересы, сама становится генератором будущих ценностей, субъектом наращивания экономического, культурного и социального капитала.


Для Татарстана - региона, который ставит масштабные и амбициозные задачи, необходима и важна максимальная включенность молодого поколения в основные процессы политического развития, укрепления прочности демократических институтов, ускорения экономического роста, внедрения инновационных технологий, реализации социально значимых инициатив. Решение указанных стратегических приоритетов возможно лишь с целеустремленной, умеющей самостоятельно думать, стремящейся самосовершенствоваться, проявляющей интерес к передовым технологиям молодежью, которой под силу нестандартные решения, умение действовать, брать на себя ответственность за настоящее и будущее.


Обеспечить эффективность молодежной политики в соответствии с высокими современными стандартами возможно лишь при условии внедрения инновационных инструментов ее реализации и создания сбалансированной экосистемы отрасли. Основным механизмом активизации процесса перехода к указанной модели должна стать Стратегия молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия).


Актуальность Стратегии обусловлена наличием ряда факторов, определяющих результативность современной молодежной политики, в числе которых:


возрастающие требования ко всем категориям молодежи и к сфере молодежной политики как к важному социальному институту, который должен становиться все более эффективным;


сложность и противоречивость динамично изменяющейся социокультурной молодежной среды в современных условиях, особенности ее функционирования и тенденции развития;


объективная потребность совершенствования сферы молодежной политики в соответствии с новыми глобальными вызовами времени, динамикой мировых процессов;


новые возможности развития сферы молодежной политики, открывающиеся в результате оптимального использования имеющегося кадрового, инновационного, инфраструктурного потенциала и положительного опыта Республики Татарстан, а также интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни Республики Татарстан, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем молодежи;


необходимость усиления участия общественных институтов и бизнес-сообщества в решении задач сферы молодежной политики.


Стратегия как основной программный документ в сфере региональной молодежной политики, определяющий общий вектор и приоритетные направления развития сферы работы с молодежью в Республике Татарстан на период до 2030 года, исходит из основополагающих федеральных нормативных правовых актов и республиканских нормативных правовых актов, в первую очередь Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, законов Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежной политике в Республике Татарстан" и от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".


В рамках Стратегии на основе анализа деятельности по приоритетным направлениям молодежной политики, данных социологических исследований, итогов рейтинга муниципальных образований, мнения экспертов раскрыты проблемы отрасли и отдельных категорий молодежи, отражены механизмы, обозначены приоритетные направления, цели, задачи, меры молодежной политики, изложены индикаторы оценки и спрогнозированы ожидаемые результаты.


Стратегия служит основой для организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов, связанных с реализацией молодежной политики в Республике Татарстан.



II. О состоянии молодежной политики в Республике Татарстан


На современном этапе молодежная политика представляет собой системную деятельность государства, организаций, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий для реализации потенциала молодого поколения, обеспечения гарантий его прав и свобод, а также на оказание социальной поддержки различных категорий молодежи. Став одним из приоритетных направлений социальной политики в Республике Татарстан, молодежная политика сегодня носит системный и стабильный характер. Благодаря слаженной работе основных государственных и общественных институтов эффективно пройдены этапы становления молодежной сферы и многое сделано для молодежи.


В Республике Татарстан созданы и продолжают формироваться благоприятные стартовые условия для молодежи с различными индивидуальными потребностями. Каждый молодой человек имеет реальную возможность стать востребованным и успешным.


Свое становление молодежная политика в Республике Татарстан начала в 1993 году с принятия Закона Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежной политике в Республике Татарстан".


Была создана структура на республиканском уровне - Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи, проделана работа по развитию законодательства, по выбору приоритетных направлений молодежной политики.


Пройденный 30-летний период реализации молодежной политики в Татарстане характеризуется устойчивостью процесса ее институционализации, развитием законодательства, укреплением структуры органов государственной власти с введением вертикального управления.


Опыт Татарстана сегодня получает высокую оценку на федеральном уровне: в рейтинге регионов Республика Татарстан занимает лидирующие позиции в сфере молодежной политики, молодежь активно интегрируется в федеральную повестку.


Отрасль молодежной политики с каждым годом расширяется как за счет инфраструктурных проектов, так и за счет реализации профильных государственных программ, повышения вовлеченности молодежи и ее интереса к реализации социальных проектов, активной включенности учреждений молодежной политики и общественных организаций, чья деятельность за прошедшие годы структурировалась и на их основе возникли знаковые узнаваемые в Республике Татарстан и за ее пределами события и движения: фестивальное движение "Созвездие - Йолдызлык" и фестиваль "Наше время - Безнен заман"; молодежное движение "Сэлэт"; проект "URAM" и фестиваль креативных индустрий "Город - RE'ACTOR"; Региональная молодежная общественная организация "Лига студентов Республики Татарстан" и Республиканская премия для обучающихся по образовательным программам высшего образования "Студент года Республики Татарстан"; Региональная Общественная Молодежная Организация "Объединение "Отечество" Республики Татарстан, Республиканский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка "Форпост", студенческие трудовые отряды и другие.


Приоритетные направления молодежной политики, в соответствии с которыми строится работа с молодежью на основе постоянного изучения и мониторинга ее социального самочувствия, определены в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.


Принятый в 2020 году Федеральный закон N 489-ФЗ определил основные понятия сферы молодежной политики, четкие полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в отрасли, установил возрастные границы молодежи от 14 до 35 лет, направления реализации молодежной политики и формы участия молодежи, механизмы информационного обеспечения и мониторинга ее реализации.


В Республике Татарстан сформирована нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере молодежной политики, направленная на создание условий для реализации прав молодежи по различным аспектам жизнедеятельности; имея высокий уровень преемственности с федеральными нормативными правовыми актами, она одновременно развивает и сохраняет сложившиеся региональные особенности.


В законодательном регулировании молодежной политики наиболее значимыми являются:


законы Республики Татарстан:


от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежной политике в Республике Татарстан";


от 21 октября 1999 года N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий";


от 7 апреля 2006 года N 29-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области государственной молодежной политики";


от 30 июня 2018 года N 48-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в сфере добровольчества (волонтерства) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан";


постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2022 N 778 "О координации деятельности в сфере молодежной политики в Республике Татарстан" и другие.


Основные принципы реализации молодежной политики в Республике Татарстан находятся в единой повестке с федеральными установками:


сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений и интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций;


укрепление механизмов правового регулирования и единства молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;


комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;


открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;


приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»