АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2011 года N 2023

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА В 2011 ГОДУ


В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, постановлением Администрации Приморского края от 23.03.2011 N 75-па "О повышении эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года", руководствуясь приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н/701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов", Уставом города Владивостока, администрация города Владивостока постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Программу повышения эффективности бюджетных расходов Владивостокского городского округа на период до 2013 года (далее - Программа) (приложение N 1);

1.2. План мероприятий по реализации Программы в 2011 году (приложение N 2).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Зубову Н.В.

Глава города
И.С.ПУШКАРЕВ

     




Приложение N 1
к постановлению
администрации
города Владивостока
от 27.07.2011 N 2023



 ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА


      1. Общие положения


Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", а также Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, и основными положениями Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20.10.2008 N 324-КЗ, Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 23.03.2011 N 75-па.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", нормативными правовыми актами по бюджетному процессу Приморского края.


2. Необходимость разработки и реализации Программы


Правительством Российской Федерации и Администрацией Приморского края были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года), Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и Приморском крае в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Приморского края и муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа, органы местного самоуправления осуществляют формирование, составление, утверждение и исполнение бюджета Владивостокского городского округа (далее - бюджет ВГО) и контроль за его исполнением.

Современное состояние финансов муниципальных образований характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, совершенствовании бюджетного планирования. Результатом данных реформ стало формирование во Владивостокском городском округе современной системы управления муниципальными финансами путем:

1) создания и развития системы казначейского исполнения бюджета ВГО, обеспечивающего кассовое обслуживание бюджета ВГО, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств бюджета ВГО, управление единым счетом бюджета ВГО;

2) поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (реестра расходных обязательств, долгосрочных и ведомственных целевых программ, муниципальных заданий);

3) создания нормативной базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;

4) развития системы муниципального заказа, обеспечивающей эффективное использование средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, своевременное исполнение местного бюджета, гласность и прозрачность размещения заказов, предотвращение коррупции в сфере размещения заказов.

В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:

1) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей;

2) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов Владивостокского городского округа (далее - бюджетные расходы ВГО), не созданы условия для мотивации органов администрации города Владивостока, а также бюджетных учреждений Владивостокского городского округа в повышении эффективности бюджетных расходов ВГО и своей деятельности в целом;

3) отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов местного самоуправления города Владивостока, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;

4) планирование программных и внепрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;

5) формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;

6) формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается разработка прогноза муниципальных закупок и плана-графика размещения муниципальных заказов;

7) отсутствуют средства программного обеспечения, обеспечивающие взаимосвязь системы муниципальных финансов и системы муниципального заказа;

8) отсутствуют методики оценки эффективности деятельности муниципальных заказчиков при размещении ими муниципальных заказов;

9) не созданы условия для мотивации муниципальных заказчиков в повышении эффективности их деятельности в сфере размещения заказов.


3. Концепция Программы


Бюджетная политика в соответствии с Бюджетным посланием Президента России о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах (далее - Послание) должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг. Посланием определена необходимость повышения отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг, а также необходимость развития конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций.

В Послании ставится задача формирования бюджетных расходов не на содержание сети учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях, а на обеспечение результативности их деятельности, чему в высокой степени способствует конкуренция учреждений с негосударственными некоммерческими организациями.

Одной из задач бюджетной политики определено полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления.

Кроме того, в Послании говорится о необходимости кардинальной перестройки системы государственных закупок, при этом акцент должен быть сделан на достижении наилучшего результата закупок.

С вступлением в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)" изменен состав организаций, для которых составляется государственное (муниципальное) задание, форма задания, внесено ограничение на включение в задание платных услуг, изменен подход к формированию перечней государственных (муниципальных) услуг, изменены формы финансирования расходов бюджетных учреждений.

В рамках настоящей Программы ставится задача для реализации основной цели - создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по выполнению функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Настоящей Программой предусмотрены следующие основные направления по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года:

1) долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Владивостокского городского округа как части консолидированного бюджета Приморского края;

2) переход к программной структуре расходов бюджета Владивостокского городского округа;

3) оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения, в том числе создание системы мониторинга качества финансового менеджмента;

4) повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;

5) развитие системы муниципального финансового контроля, осуществляемого органами местного самоуправления города Владивостока;

6) развитие информационной системы управления муниципальными финансами и обеспечение взаимодействия с системой муниципального заказа;

7) совершенствование системы муниципального заказа, в том числе развитие муниципальной контрактной системы.

Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов Владивостокского городского округа станет переход к программно-целевому бюджетному планированию, большая часть расходов бюджета ВГО будет формироваться на основе муниципальных целевых программ Владивостокского городского округа (далее - муниципальные программы). В свою очередь, муниципальные программы должны формироваться исходя из стратегии, плана и прогноза социально-экономического развития Владивостокского городского округа. Данный метод планирования сочетает в себе все элементы бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющие осуществлять полный цикл управленческого процесса - от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов.

Все муниципальные программы будут снабжены целевыми индикаторами с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников.

В рамках Программы планируется масштабная работа по переводу всех бюджетных учреждений Владивостокского городского округа на новые формы и изменению правового статуса бюджетных учреждений. Конечная цель изменений - направление бюджетных средств на эффективное удовлетворение бюджетными учреждениями законных потребностей как отдельного гражданина, так и всего общества в целом, а не на содержание бюджетными учреждениями самих себя. Все учреждения будут подразделяться на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение.

В бюджетных учреждениях будет изменен механизм финансирования и расширена их правовая самостоятельность.

Казенные учреждения останутся на сметном финансировании. Их основное отличие от бюджетных учреждений старого типа заключается в том, что средства, полученные казенным учреждением от приносящей доход деятельности, поступают в бюджет ВГО и являются доходом этого бюджета.

Программа может и должна рассматриваться как практический инструмент, объединяющий комплекс мероприятий, реализация которых будет иметь своим последствием в среднесрочной перспективе повышение качества управления общественными финансами и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Владивостока.

3.1. Анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в сфере общественных (государственных и муниципальных) финансов

Как в Приморском крае, так и во Владивостокском городском округе в рамках проводимой бюджетной реформы в 2006 - 2010 годах были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления общественными финансами.

В результате внесения комплексных поправок в законы Приморского края и муниципальные правовые акты Владивостокского городского округа была создана правовая основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы Владивостокского городского округа, повышения результативности бюджетных расходов.

В рамках последовательно проводимой бюджетной политики в 2007 - 2010 годах сформирована законодательная и нормативная база и продолжено внедрение механизмов, направленных на повышение результативности бюджетных расходов. Упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.

В 2007 году внедрена новая система планирования бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которая позволила осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, исключить возможность планирования расходов без соответствующего правового акта, сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности расходов бюджета ВГО, закрепленных за конкретным субъектом бюджетного планирования в рамках возложенных на него полномочий.

В качестве меры по повышению эффективности и качества оказываемых услуг муниципальными бюджетными учреждениями Владивостокского городского округа начата работа по переходу от сметного содержания учреждений к оплате оказываемой ими услуги.

В 2010 году принят ряд мер, направленных на совершенствование порядка оказания муниципальных услуг. Для этого администрацией города Владивостока утверждены:

Порядок осуществления администрацией города Владивостока функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения;

Порядок и условия формирования муниципального задания учредителя для муниципальных автономных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания;

формы отчетов о деятельности муниципального автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества.

В настоящее время во Владивостокском городском округе принят ряд базовых документов, регламентирующих формирование и доведение муниципального задания. Указанные документы необходимо привести в соответствие с нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

На основании постановления главы города Владивостока от 27.07.2009 N 853 "Об утверждении Положения о муниципальной услуге (работе) и Положения о порядке ведения реестра (перечня) муниципальных услуг (работ) Владивостокского городского округа, по которым должен производиться учет в их предоставлении" сформирован перечень муниципальных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам муниципальными учреждениями Владивостокского городского округа, утвержден ряд регламентов предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления города Владивостока. При этом метод финансирования на выполнение муниципального задания в бюджетном процессе еще в стадии внедрения.

Необходимо провести работу по совершенствованию базового перечня муниципальных услуг Владивостокского городского округа, продолжить работу по принятию регламентов предоставления муниципальных услуг. В целях систематизации и стандартизации муниципальных услуг для населения Владивостокского городского округа должен быть сформирован реестр муниципальных услуг на едином информационном ресурсе в открытом доступе в сети Интернет.

Необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных расходов на 2012 - 2013 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»