ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2011 года N 2023
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА В 2011 ГОДУ
В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, постановлением Администрации Приморского края от 23.03.2011 N 75-па "О повышении эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года", руководствуясь приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н/701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов", Уставом города Владивостока, администрация города Владивостока постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Программу повышения эффективности бюджетных расходов Владивостокского городского округа на период до 2013 года (далее - Программа) (приложение N 1);
1.2. План мероприятий по реализации Программы в 2011 году (приложение N 2).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Зубову Н.В.
Глава города
И.С.ПУШКАРЕВ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА
Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", а также Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, и основными положениями Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20.10.2008 N 324-КЗ, Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 23.03.2011 N 75-па.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", нормативными правовыми актами по бюджетному процессу Приморского края.
Правительством Российской Федерации и Администрацией Приморского края были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года), Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и Приморском крае в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Приморского края и муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа, органы местного самоуправления осуществляют формирование, составление, утверждение и исполнение бюджета Владивостокского городского округа (далее - бюджет ВГО) и контроль за его исполнением.
Современное состояние финансов муниципальных образований характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, совершенствовании бюджетного планирования. Результатом данных реформ стало формирование во Владивостокском городском округе современной системы управления муниципальными финансами путем:
1) создания и развития системы казначейского исполнения бюджета ВГО, обеспечивающего кассовое обслуживание бюджета ВГО, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств бюджета ВГО, управление единым счетом бюджета ВГО;
2) поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (реестра расходных обязательств, долгосрочных и ведомственных целевых программ, муниципальных заданий);
3) создания нормативной базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
4) развития системы муниципального заказа, обеспечивающей эффективное использование средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, своевременное исполнение местного бюджета, гласность и прозрачность размещения заказов, предотвращение коррупции в сфере размещения заказов.
В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
1) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей;
2) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов Владивостокского городского округа (далее - бюджетные расходы ВГО), не созданы условия для мотивации органов администрации города Владивостока, а также бюджетных учреждений Владивостокского городского округа в повышении эффективности бюджетных расходов ВГО и своей деятельности в целом;
3) отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов местного самоуправления города Владивостока, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
4) планирование программных и внепрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
5) формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
6) формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается разработка прогноза муниципальных закупок и плана-графика размещения муниципальных заказов;
7) отсутствуют средства программного обеспечения, обеспечивающие взаимосвязь системы муниципальных финансов и системы муниципального заказа;
8) отсутствуют методики оценки эффективности деятельности муниципальных заказчиков при размещении ими муниципальных заказов;
9) не созданы условия для мотивации муниципальных заказчиков в повышении эффективности их деятельности в сфере размещения заказов.
Бюджетная политика в соответствии с Бюджетным посланием Президента России о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах (далее - Послание) должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг. Посланием определена необходимость повышения отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг, а также необходимость развития конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций.
В Послании ставится задача формирования бюджетных расходов не на содержание сети учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях, а на обеспечение результативности их деятельности, чему в высокой степени способствует конкуренция учреждений с негосударственными некоммерческими организациями.
Одной из задач бюджетной политики определено полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления.
Кроме того, в Послании говорится о необходимости кардинальной перестройки системы государственных закупок, при этом акцент должен быть сделан на достижении наилучшего результата закупок.
С вступлением в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)" изменен состав организаций, для которых составляется государственное (муниципальное) задание, форма задания, внесено ограничение на включение в задание платных услуг, изменен подход к формированию перечней государственных (муниципальных) услуг, изменены формы финансирования расходов бюджетных учреждений.
В рамках настоящей Программы ставится задача для реализации основной цели - создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по выполнению функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Настоящей Программой предусмотрены следующие основные направления по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года:
1) долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Владивостокского городского округа как части консолидированного бюджета Приморского края;
2) переход к программной структуре расходов бюджета Владивостокского городского округа;
3) оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения, в том числе создание системы мониторинга качества финансового менеджмента;
4) повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
5) развитие системы муниципального финансового контроля, осуществляемого органами местного самоуправления города Владивостока;
6) развитие информационной системы управления муниципальными финансами и обеспечение взаимодействия с системой муниципального заказа;
7) совершенствование системы муниципального заказа, в том числе развитие муниципальной контрактной системы.
Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов Владивостокского городского округа станет переход к программно-целевому бюджетному планированию, большая часть расходов бюджета ВГО будет формироваться на основе муниципальных целевых программ Владивостокского городского округа (далее - муниципальные программы). В свою очередь, муниципальные программы должны формироваться исходя из стратегии, плана и прогноза социально-экономического развития Владивостокского городского округа. Данный метод планирования сочетает в себе все элементы бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющие осуществлять полный цикл управленческого процесса - от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов.
Все муниципальные программы будут снабжены целевыми индикаторами с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников.
В рамках Программы планируется масштабная работа по переводу всех бюджетных учреждений Владивостокского городского округа на новые формы и изменению правового статуса бюджетных учреждений. Конечная цель изменений - направление бюджетных средств на эффективное удовлетворение бюджетными учреждениями законных потребностей как отдельного гражданина, так и всего общества в целом, а не на содержание бюджетными учреждениями самих себя. Все учреждения будут подразделяться на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение.
В бюджетных учреждениях будет изменен механизм финансирования и расширена их правовая самостоятельность.
Казенные учреждения останутся на сметном финансировании. Их основное отличие от бюджетных учреждений старого типа заключается в том, что средства, полученные казенным учреждением от приносящей доход деятельности, поступают в бюджет ВГО и являются доходом этого бюджета.
Программа может и должна рассматриваться как практический инструмент, объединяющий комплекс мероприятий, реализация которых будет иметь своим последствием в среднесрочной перспективе повышение качества управления общественными финансами и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Владивостока.
3.1. Анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в сфере общественных (государственных и муниципальных) финансов
Как в Приморском крае, так и во Владивостокском городском округе в рамках проводимой бюджетной реформы в 2006 - 2010 годах были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления общественными финансами.
В результате внесения комплексных поправок в законы Приморского края и муниципальные правовые акты Владивостокского городского округа была создана правовая основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы Владивостокского городского округа, повышения результативности бюджетных расходов.
В рамках последовательно проводимой бюджетной политики в 2007 - 2010 годах сформирована законодательная и нормативная база и продолжено внедрение механизмов, направленных на повышение результативности бюджетных расходов. Упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
В 2007 году внедрена новая система планирования бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которая позволила осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, исключить возможность планирования расходов без соответствующего правового акта, сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности расходов бюджета ВГО, закрепленных за конкретным субъектом бюджетного планирования в рамках возложенных на него полномочий.
В качестве меры по повышению эффективности и качества оказываемых услуг муниципальными бюджетными учреждениями Владивостокского городского округа начата работа по переходу от сметного содержания учреждений к оплате оказываемой ими услуги.
В 2010 году принят ряд мер, направленных на совершенствование порядка оказания муниципальных услуг. Для этого администрацией города Владивостока утверждены:
Порядок осуществления администрацией города Владивостока функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения;
Порядок и условия формирования муниципального задания учредителя для муниципальных автономных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания;
формы отчетов о деятельности муниципального автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества.
В настоящее время во Владивостокском городском округе принят ряд базовых документов, регламентирующих формирование и доведение муниципального задания. Указанные документы необходимо привести в соответствие с нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
На основании постановления главы города Владивостока от 27.07.2009 N 853 "Об утверждении Положения о муниципальной услуге (работе) и Положения о порядке ведения реестра (перечня) муниципальных услуг (работ) Владивостокского городского округа, по которым должен производиться учет в их предоставлении" сформирован перечень муниципальных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам муниципальными учреждениями Владивостокского городского округа, утвержден ряд регламентов предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления города Владивостока. При этом метод финансирования на выполнение муниципального задания в бюджетном процессе еще в стадии внедрения.
Необходимо провести работу по совершенствованию базового перечня муниципальных услуг Владивостокского городского округа, продолжить работу по принятию регламентов предоставления муниципальных услуг. В целях систематизации и стандартизации муниципальных услуг для населения Владивостокского городского округа должен быть сформирован реестр муниципальных услуг на едином информационном ресурсе в открытом доступе в сети Интернет.
Необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных расходов на 2012 - 2013 годы.