АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2011 года N 75-па


О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА



Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

краевую программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - Программа);

план мероприятий по реализации Программы в 2011 году.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Приморского края разработать муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов с учетом положений Программы и приоритетных направлений развития муниципальных образований Приморского края.

3. Департаменту связи и массовых коммуникаций Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.

Губернатор края -
Глава Администрации
Приморского края
С.М.ДАРЬКИН

     

Утверждена
постановлением
Администрации
Приморского края
от 23.03.2011 N 75-па

     

 ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА

     

Введение


Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", а также Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и планом мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р и основными положениями Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 года N 324-КЗ.

Программа разработана с учетом норм федеральных законов от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", нормативными правовыми актами по бюджетному процессу Приморского края.

1. Концепция Программы


Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 - 2012 годы ставит задачу перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Посланием определены направления для повышения качества предоставляемых гражданам государственных услуг, модернизации сети оказания услуг за счет бюджетных средств. Впервые заявлено о том, что бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза. Допущена возможность перехода с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной корректировкой классификации расходов.

С вступлением в законную силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)" изменен состав организаций, для которых составляется государственное задание, форма госзадания, внесено ограничение на включение в госзадание платных услуг, изменен подход к формированию перечней государственных услуг, изменены формы финансирования расходов бюджетных учреждений.

В рамках настоящей Программы ставится задача для реализации основной цели - создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти по выполнению функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Настоящей Программой предусмотрены следующие основные направления по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года:

долгосрочная сбалансированность и устойчивость краевого бюджета как части бюджетной системы Российской Федерации;

совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований в Приморском крае;

переход к программной структуре расходов краевого бюджета;

оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения, в том числе создание системы мониторинга качества финансового менеджмента;

повышение эффективности предоставления государственных услуг;

развитие системы государственного финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти Приморского края;

развитие информационной системы управления государственными финансами.

Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов станет переход к программно-целевому бюджетному планированию, большая часть расходов краевого бюджета будет формироваться на основе государственных программ Приморского края (далее - государственные программы). В свою очередь, государственные программы должны формироваться исходя из стратегии социально-экономического развития Приморского края. Данный метод планирования сочетает в себе все элементы бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющие осуществлять полный цикл управленческого процесса - от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов. Кроме того, государственные программы содержат в себе механизм мониторинга, оценки, контроля и принятия решений.

Все государственные программы будут снабжены целевыми индикаторами с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников.

В рамках Программы планируется масштабная работа по переводу всех бюджетных учреждений на новые формы деятельности. Изменения направлены на повышение качества и эффективности государственных услуг, снятие устаревших и избыточных ограничений в работе бюджетных учреждений. Все учреждения будут реформированы на три типа - бюджетные, автономные и казенные.

В бюджетных организациях будет изменен механизм финансирования и расширена их правовая самостоятельность.

Казенные учреждения останутся на сметном финансировании. Их основное отличие от привычных бюджетных учреждений заключается в том, что объем дополнительных доходов в собственных бюджетах будет ограничен.

Программа может и должна рассматриваться как практический инструмент, объединяющий комплекс мероприятий, реализация которых будет иметь своим последствием в среднесрочной перспективе повышение качества управления общественными финансами и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Приморского края.

1.1. Анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в сфере общественных (государственных и муниципальных) финансов


В Приморском крае в рамках проводимой бюджетной реформы в 2006 - 2010 годах были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.

В результате внесения комплексных поправок в законодательные акты Приморского края была создана правовая основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы Приморского края, повышения результативности бюджетных расходов.

Благодаря кардинальным изменениям бюджетного законодательства в 2007 году в целях обеспечения предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных и муниципальных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров развития экономики был осуществлен переход бюджетной системы Приморского края к среднесрочному финансовому планированию.

В целях совершенствования бюджетного процесса в Приморском крае, обеспечения результативного расходования средств краевого бюджета, повышения ответственности получателей бюджетных средств в эффективном расходовании финансовых ресурсов, планирования достижения конкретных результатов постановлением Администрации Приморского края от 27 декабря 2006 года N 277-па "О внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результат" утвержден план мероприятий.

В рамках последовательно проводимой краевой бюджетной политики в 2007 - 2008 годах сформирована законодательная база и продолжено внедрение механизмов, направленных на повышение результативности бюджетных расходов. Упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг.

В 2007 году внедрена новая система планирования бюджетных расходов на основе реестров действующих и принимаемых расходных обязательств, которая позволила осуществить инвентаризацию нормативной правовой базы, устанавливающей действующие расходные обязательства, исключить возможность планирования расходов без соответствующего правового акта, сформировать перечень расходных обязательств и оценить степень эффективности расходов краевого бюджета, закрепленных за конкретным субъектом бюджетного планирования в рамках возложенных на него полномочий.

В качестве меры по повышению эффективности и качества оказываемых услуг бюджетными учреждениями начата работа по переходу от сметного содержания учреждений к оплате оказываемой ими услуги.

В 2010 году принят ряд мер, направленных на совершенствование порядка оказания государственных услуг. Для этого Администрацией Приморского края утверждены:

порядок осуществления органами исполнительной власти Приморского края функций и полномочий учредителя автономного учреждения Приморского края;

порядок и условия формирования государственного задания для автономного учреждения Приморского края;

порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания автономного учреждения Приморского края;

форма отчета о деятельности автономного учреждения Приморского края;

форма отчета об использовании имущества, закрепленного за автономным учреждением Приморского края.

В настоящее время в Приморском крае принят ряд базовых документов, регламентирующих формирование и доведение государственного задания. Указанные документы необходимо доработать в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

На основании постановления Администрации Приморского края от 21 декабря 2007 года N 337-па "О проведении ежегодной оценки потребности в предоставлении государственных услуг, по которым должен проводиться учет в их предоставлении, физическим и юридическим лицам краевыми государственными учреждениями" сформирован перечень государственных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам краевыми государственными учреждениями, по которым должен проводиться учет в их предоставлении, утверждены регламенты предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Приморского края. При этом метод финансирования на выполнение государственного задания в бюджетном процессе еще в стадии внедрения.

Необходимо провести работу по совершенствованию базового перечня государственных услуг Приморского края, принять регламенты предоставления государственных услуг. В целях систематизации и стандартизации государственных услуг в открытом доступе для населения Приморского края должен быть сформирован реестр государственных услуг.

Необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов государственных заданий на оказание государственных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2012 - 2013 годы.

Всего в 2010 году доля расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программно-целевого метода (с учетом краевых долгосрочных целевых программ), составила 26 процентов.

Следует продолжить последовательное внедрение программных подходов в практику формирования краевого бюджета, добиваться экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.

Финансовый контроль осуществляет Законодательное Собрание Приморского края через Контрольно-счетную палату Законодательного Собрания Приморского края в соответствии с нормой ст. 106 Закона Приморского края от 2 августа 2005 года N 271-КЗ "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях". Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти Приморского края, реализовывает департамент финансов Приморского края, распорядители и главные распорядители средств краевого бюджета.

Данным законом определены основные направления финансового контроля. Основным направлением контроля является выявление финансовых нарушений, а не изучение причин их возникновения. При этом отсутствует действенный контроль (аудит) за эффективностью и результативностью использования средств краевого бюджета.

Одним из достижений проводимой краевой бюджетной политики является осуществление реформы межбюджетных отношений. Сформированы механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Приморском крае, утверждены методики расчета дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов), поселений из краевого бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенций бюджетам муниципальных районов из краевого фонда компенсаций на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов, за счет средств краевого бюджета.

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, осуществляется в соответствии с приказом департамента финансов Приморского края от 29 ноября 2010 года N 84 "О заключении соглашений департамента финансов Приморского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования Приморского края на 2011 год".

Данным приказом предусмотрены следующие меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования:

не допускать рост недоимки на отчетную дату по налогам, формирующим краевой и местные бюджеты, за период с начала финансового года;

увеличивать поступления неналоговых доходов;

направлять на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений не менее 50 процентов налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района (городского округа), обеспечивая безусловную своевременную выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального района (городского округа) и уплату начислений на оплату труда работников муниципальных учреждений муниципального района (городского округа);

не допускать возникновения кредиторской задолженности на первое число каждого месяца по оплате труда и начислениям на оплату труда работников муниципальных учреждений муниципального района (городского округа);

обеспечить снижение и не допускать прироста кредиторской задолженности на первое число каждого месяца по оплате коммунальных услуг муниципальными учреждениями муниципального района (городского округа) и так далее.

В то же время необходимо расширить перечень мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в части оптимизации налоговых льгот, предоставленных в соответствии с муниципальными правовыми актами, на основе анализа их эффективности и уровня налоговых ставок.

Для повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях необходимо обеспечить создание стимулов к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом.

Для этого предусматривается создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом во всех муниципальных образованиях, а также показателей оценки качества такого процесса, таких как:

соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных представительными органами муниципальных образований, к общему объему поступивших местных налогов;

отношение объема просроченной кредиторской задолженности муниципального образования к объему расходов бюджета муниципального образования;

отклонение объема расходов бюджета муниципального образования в IV квартале от среднего объема расходов за I - III кварталы (без учета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, поступивших из бюджетов других уровней) и так далее.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»