ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2015 года N 657-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 22.12.2014 N 667-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 18.01.2017 N 18-п.
____________________________________________________________________
В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 667-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики" до 2020 года" внести следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 30 декабря 2015 года N 657-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ" ДО 2020 ГОДА
Государственный заказчик-координатор программы: Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области
Тюмень 2015 год
ПАСПОРТ Государственной программы Тюменской области "Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики" до 2020 года
Дата и номер принятия правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 698-рп "О разработке прогноза социально-экономического развития Тюменской области и проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Дата и номер правового акта об утверждении Программы | Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 667-п |
Государственный заказчик-координатор Программы | Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области |
Государственный заказчик Программы | Главное управление строительства Тюменской области |
Разработчик Программы | Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области |
Цели Программы | Цель 1. Создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового спорта, подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом |
Цель 2. Содействие позитивной самореализации и интеграции молодежи в систему общественных отношений. | |
Задачи Программы | В сфере физической культуры и спорта: |
Задача 1.1. Повышение мотивации и интереса населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. | |
Задача 1.2. Совершенствование системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений. | |
Задача 1.3. Повышение эффективности управления развитием физической культуры и спорта. | |
В сфере молодежной политики: | |
Задача 2.1. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. | |
Задача 2.2. Формирование гражданской позиции, развитие социальной активности молодежи, профилактика экстремизма в молодежной среде. | |
Задача 2.3. Развитие дополнительного образования детей. | |
Сроки реализации Программы | 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | 2015 - 2020 годы - 11263 594 тыс. рублей (областной бюджет), в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Увеличение доли граждан Тюменской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом (% от общей численности населения) к концу 2020 года до 43,6% |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА, ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КОТОРЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящая Программа разработана в соответствии со "Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 года N 1101-р), "Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации" (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года N 1760-р), Государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 302, Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 295. Полномочия органов государственной власти Тюменской области предусмотрены Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 329 "О физической культуре и спорте в Тюменской области", Законом Тюменской области от 6 февраля 1997 года N 72 "О молодежной политике в Тюменской области".
Стратегическими целями Правительства Тюменской области по улучшению качества жизни населения в регионе являются повышение уровня здоровья и продолжительности жизни, создание здоровьесберегающей среды, обеспечение потребностей в качественном образовании. Необходимым условием их достижения является повышение роли физической культуры и спорта, обеспечивающей укрепление здоровья, полноценное воспитание и развитие личности - это определяет конкурентоспособность человека, создает благоприятные стартовые условия для развития человеческого капитала.
Физическая культура и спорт
Сформированная в Тюменской области система физкультурно-спортивной работы с населением обеспечивает эффективное взаимодействие физкультурно-оздоровительных центров по месту жительства, образовательных организаций спортивной направленности, объектов спортивной инфраструктуры и спортивного предпринимательства, специализированных подразделений крупных предприятий, общественных объединений (федераций по видам спорта, физкультурно-спортивных обществ), органов управления физической культурой и спортом, а также учреждений и организаций, подведомственных органам управления образованием, здравоохранением, культурой, средств массовой информации. Она имеет многоуровневую структуру, охватывая все возрастные и социальные группы населения, предоставляя возможности для занятия физической культурой и спортом как по месту жительства, так и на местах обучения и работы. Во всех физкультурных (спортивных) мероприятиях, проводимых в Тюменской области, принимают участие жители как городских, так и сельских территорий.
Таким образом, формируется единое пространство физкультурно-спортивной активности населения, создаются условия для непрерывного сопровождения жизнедеятельности каждого человека доступными и качественными услугами сферы физической культуры и спорта, что имеет большое социальное и профилактическое значение.
Основным показателем оценки эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта является уровень физкультурно-спортивной активности населения. В последние годы численность населения, занимающегося физической культурой и спортом на регулярной основе, стабильно увеличивается. По итогам 2013 года она составила 29,4% от общей численности населения, или 414,5 тысячи человек (2012 год - 27,6%, или 382,2 тысячи человек). Темпы роста этого показателя соответствуют решению общенациональной задачи: приобщения каждого третьего жителя страны к систематическим занятиям физической культурой и спортом к 2020 году.
Таблица 1. Население, систематически занимающееся физической культурой и спортом
2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Численность занимающихся физической культурой и спортом в ТО, тыс. чел. | 366 | 382,2 | 414,5 |
Доля занимающихся физической культурой и спортом в ТО, % от численности населения | 26,9 | 27,6 | 29,4 |
Доля занимающихся физической культурой и спортом в УФО, % от численности населения | 21,5 | 22,7 | 27,8 |
Доля занимающихся физической культурой и спортом в РФ, % от численности населения | 20,6 | 22,5 | 27,5 |
Анализ возрастной структуры занимающихся физической культурой и спортом показывает, что наиболее активной частью населения являются дети и молодежь в возрасте от 7 до 30 лет. Это объясняется их вовлеченностью в занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных школах, учреждениях профессионального образования, учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. Однако в других возрастных группах уровень физкультурно-спортивной активности ниже, а значит, оздоровительный потенциал физической культуры остается недостаточно востребованным.
Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений.
В целях сбалансированного развития материально-технической базы физической культуры и спорта в регионе разработана трехуровневая модель обеспеченности спортивными сооружениями, которая определяет оптимальный набор спортивных объектов, необходимых в сельском поселении, муниципальном районе и городском микрорайоне, а также в городском округе для обеспечения массовой физкультурно-спортивной активности населения:
- сельское поселение - школьный зал и универсальная спортивная площадка;
- муниципальный район или городской микрорайон (дополнительно) - спортивный комплекс, стадион, лыжная база и хоккейный корт;
- городской округ (дополнительно) - бассейн, хоккейный корт с искусственным льдом, а также специализированные спортивные сооружения, исходя из практики подготовки спортивного резерва.
Разработана и внедрена методика оценки эффективности использования спортивных сооружений, позволяющая производить расчеты, как на уровне области, так и на уровне объединенных муниципальных образований, поселений и применительно к отдельным объектам спортивной инфраструктуры. Суть методики состоит в соотнесении фактической загруженности спортивных сооружений и их мощности. Эффективность использования спортивных сооружений в Тюменской области в 2013 году составила 87,2%.
Модель обеспеченности спортивными сооружениями и показатели эффективности использования имеющейся физкультурно-спортивной инфраструктуры являются основой планирования реконструкции и строительства новых спортивных сооружений в муниципальных образованиях.
Региональная материально-спортивная база на 01.01.2014 представлена 3 266 сооружениями, в том числе 18 стадионов с трибунами на 1 500 и более мест для зрителей, 1 618 плоскостных спортивных сооружений, 1 079 спортивных залов, 9 крытых хоккейных кортов, 64 плавательных бассейнов, 74 лыжные базы, 3 лыже-биатлонных комплекса, 74 сооружения для стрелковых видов спорта, 327 иных спортивных сооружений.
Таблица 2. Количество спортивных сооружений по видам, ед.
2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Общее количество спортивных сооружений | 3115 | 3168 | 3266 |
Стадионы и плоскостные сооружения | 1534 | 1552 | 1636 |
Спортивные комплексы, крытые хоккейные корты, залы, манежи | 1140 | 1079 | 1088 |
Иные помещения для занятий ФКиС | 319 | 397 | 401 |
Лыжные базы, биатлонные комплексы | 60 | 77 | 77 |
Бассейны и ванны для плавания | 62 | 63 | 64 |
В современных условиях перед административными органами всех уровней стоит задача максимально эффективного использования существующих спортивных сооружений, улучшения качества и расширения перечня физкультурно-оздоровительных услуг, ориентированных на все категории и социальные группы населения.
Приоритетным направлением работы по формированию здорового образа жизни и развитию физкультурно-спортивной активности населения является развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства. В центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства в 2013 году регулярно занималось физической культурой и спортом 106,4 тысячи человек. При участии центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства на базе образовательных учреждений и клубных объединений проводятся физкультурно-оздоровительные занятия и спортивно-массовые мероприятия. Ежегодно растет число участников "Дней здоровья", "Лыжня России", "Кросс наций", сельских спортивных игр, спартакиад и соревнований.
Комплекс традиционно проводимых в Тюменской области спортивно-массовых мероприятий включает сельские игры, спартакиады (образовательных учреждений, трудовых коллективов, ветеранов спорта и т.д.), спартакиада инвалидов Тюменской области, соревнования по видам спорта, спортивные праздники и дни здоровья. При организации и проведении мероприятий особое внимание уделяется популяризации физической культуры и спорта как фактора укрепления социального здоровья. Проведение спортивно-массовых мероприятий повышает интерес населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризирует здоровый образ жизни, дает импульс к развитию материально-спортивной базы в принимающих территориях.
В течение 2013 года было проведено 457 спортивно-массовых мероприятия, в том числе 353 - областного, 91 - всероссийского и 13 - международного значения с общим количеством участников 72,7 тыс. чел.
Принимая во внимание центральную роль образовательных учреждений в социальном пространстве микрорайонов и поселений (особенно в сельской местности), в Тюменской области получила развитие модель школы как центра физического воспитания и организации физкультурно-спортивной работы. В соответствии с ней школа берет на себя ряд функций по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг, организации спортивно-массовых мероприятий, пропаганде здорового образа жизни. На базе многих общеобразовательных школ действуют центры физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, являющиеся первичным звеном организации физкультурно-спортивной активности населения.
Специалисты, осуществляющие деятельность по месту жительства, привлекают тренеров - представителей общественного физкультурного движения к проведению секционных занятий по видам спорта (гиревой спорт, шахматы, футбол, волейбол, лыжные гонки, спортивные единоборства, стендовая стрельба, скандинавская ходьба). Для обслуживания квалифицированным судейством спортивно-массовых мероприятий, проводимых на местном уровне, привлекаются ветераны спорта, имеющие большой опыт и авторитет среди участников.
Особое внимание при организации физкультурно-оздоровительной работы уделяется инвалидам и социально неблагополучным подросткам. Так, в 2013 году регулярно занимались в центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства более 3,2 тысяч человек с ограниченными физическими возможностями и более 600 несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Адаптивная физическая культура и спорт являются действенным средством комплексной (физической, психологической и социальной) реабилитации инвалидов. Физической культурой и спортом в Тюменской области регулярно занимается 9,3 тысячи человек с ограниченными возможностями здоровья, или 8,5% от общей численности инвалидов.
Таблица 3. Численность и доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом
2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % | 5 | 6,3 | 8,5 |
Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, тыс. чел. | 5,3 | 6,9 | 9,3 |