ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2015 года N 1424-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 10.10.2011 N 770-П
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 10.10.2011 N 770-п "О региональной программе "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы" следующие изменения:
1.1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты.".
1.2. Региональную программу "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 10.10.2011 N 770-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 29.12.2015 N 1424-п)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2012 - 2015 ГОДЫ
Паспорт Программы
Сроки реализации Программы | 2012 - 2015 годы | |
Куратор Программы | заместитель Председателя Правительства области Нечаев Александр Витальевич, тел. 40-14-90 | |
Ответственный исполнитель Программы | департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области | первый заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Аминов Дмитрий Владимирович, тел. 40-04-06; |
Соисполнители Программы | департамент здравоохранения и фармации Ярославской области | начальник информационно-аналитического отдела департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Белякова Светлана Витальевна, тел. 40-18-92 |
департамент образования Ярославской области | заместитель директора департамента образования Ярославской области Сумеркина Вера Михайловна, тел. 74-60-44 | |
департамент информатизации и связи Ярославской области | заместитель директора департамента информатизации и связи Ярославской области Шишов Игорь Леонидович, тел. 40-18-70 | |
агентство по делам молодежи Ярославской области | начальник отдела социальных программ и молодежных учреждений агентства по делам молодежи Ярославской области Сычев Сергей Васильевич, тел. 40-02-59 | |
агентство по физической культуре и спорту Ярославской области | главный специалист организационно-правового отдела агентства по физической культуре и спорту Ярославской области Кузьмин Михаил Михайлович, тел. 40-02-91 | |
департамент транспорта Ярославской области | главный специалист отдела организации пассажирских перевозок департамента транспорта Ярославской области Коржова Ирина Михайловна, тел. 78-63-21 | |
департамент строительства Ярославской области | главный специалист отдела мониторинга и планирования развития территорий комитета градостроительного развития департамента строительства Ярославской области Дубова Анастасия Александровна, тел. 40-06-43 | |
департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области | заместитель председателя комитета инфраструктуры департамента - начальник отдела инфраструктуры департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области Мурашов Алексей Владимирович, тел. 40-05-74 | |
департамент культуры Ярославской области | главный специалист отдела развития отрасли департамента культуры Ярославской области Николаева Елена Николаевна, тел. 40-12-79 | |
департамент государственной службы занятости населения Ярославской области | начальник отдела кадровой и административно-хозяйственной работы департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Антонова Елена Николаевна, тел. 32-15-34 | |
управление массовых коммуникаций Правительства области | начальник управления массовых коммуникаций Правительства области Ануфриева Ирина Викторовна, тел. 40-07-87 | |
Электронный адрес размещения Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/dtspn/default.aspx |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования | Плановый объем финансирования (тыс. руб.) | ||||
всего | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | |||||
областные средства | 421182,6789 | 35204,22 | 173944,2849 | 170058,964 | 41975,21 |
федеральные средства | 197989,5 | 6863,1 <*> | 20104,6 <*> | 113346,2, | 57675,6, |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): | |||||
местные бюджеты | 12930,77 | 417,78 | 3592,9 | 6865,26 | 2054,83 |
внебюджетные источники | 4894,091 | 1636,371 | 1920,0 | 1337,72 | 0,0 |
Итого по Программе | 636997,0399 | 44121,471 | 199561,7849 | 291608,144 | 101705,64 |
________________
<*> Средства Министерства образования и науки Российской Федерации.
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", постановлением Правительства области от 03.05.2011 N 342-п "О концепции областной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы".
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества граждан с ограниченными возможностями.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" (далее - Конвенция ООН), что фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
В положениях Конвенции ООН отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым для населения или предоставляемым ему наравне с другими гражданами. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, ограничивающих доступность среды жизнедеятельности, должны распространяться в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие объекты;
- на социальные программы и услуги, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов;
- на информационные, коммуникационные и другие службы.
Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.
Доступность среды жизнедеятельности зависит от степени доступа к ней следующих групп населения:
люди с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления);
люди с нарушением функции органа зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;
люди с нарушением функции органов слуха и речи;
люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды.
Также к маломобильным группам населения (далее - МГН) можно отнести престарелых людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и других лиц.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на недостаточном уровне.
В Ярославской области проживают более 143000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 3000 детей-инвалидов (около 2500 детей находятся на учете по поводу психических заболеваний, около 600 детей с диагнозом детский церебральный паралич), около 3000 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления), более 3000 инвалидов с дефектами органа зрения, более 2000 инвалидов по слуху и речи.
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. В среднем инвалиды составляют около 11 процентов населения области.
Численность лиц старше трудоспособного возраста составляет 381 тысячу человек, или 27 процентов от населения области.
Мероприятия по созданию условий доступной среды для инвалидов и других МГН на территории области проводятся в рамках различных областных и ведомственных целевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований области с привлечением бюджетных средств и средств собственников и арендаторов объектов.
В настоящее время на территории области наблюдается стабилизация роста инвалидизации населения.
Изменение численности граждан, впервые признанных инвалидами (на конец года, тыс. человек), представлено в диаграмме:
Процесс стабилизации ситуации выражается в следующем:
- отмечается уменьшение количества повторных освидетельствований как среди взрослого, так и среди детского населения. Соотношение освидетельствования взрослого и детского населения практически не меняется;
- выросли значения показателей реабилитации для взрослого населения, но снизились для категории детей-инвалидов;
- суммарное значение показателя утяжеления групп инвалидности меняется незначительно и имеет тенденцию к медленному снижению;
- значение показателя первичной инвалидности на 10 тысяч взрослого населения составило 105,9, что на 6,1 ниже, чем в 2009 году;
- отмечается снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте.
Достигнутые результаты являются следствием совершенствования уровня и качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и их реабилитации, реализации решений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, повышению уровня их социально-экономического положения.
Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается неприспособленной для инвалидов.
Также активность данной категории граждан ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе, информационные барьеры, обусловленные отсутствием необходимой информации в различных областях знаний, социальные барьеры, связанные с непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.
Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально-экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов и других МГН жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи, информации.
Многие инвалиды практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия в подъездах домов специальных пологих спусков (пандусов), из-за невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленностью общественного транспорта к нуждам инвалидов. Таким образом, большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусов, звуковых и световых указателей) недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Ярославской области.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации (независимо от организационно-правовых форм) должны обеспечивать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также возможность беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Исходя из положений указанного Федерального закона, одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Ярославской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости.
В соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нацеленными на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других МГН при посещении административных зданий и служебных помещений, проведен мониторинг на территории муниципальных образований области. По итогам мониторинга выявлены основные проблемы, связанные с формированием доступной среды для инвалидов: более 2 тысяч зданий жилого фонда, в которых проживают инвалиды-колясочники, требуют оснащения специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими свободное перемещение инвалидов; количество объектов социальной инфраструктуры, не отвечающих требованиям безбарьерной среды для жизнедеятельности, приближается к 3 тысячам; около 2 тысяч инвалидов трудоспособного возраста нуждаются в трудоустройстве; недостаточный уровень доступности гарантированных государством услуг в сфере образования и занятости, здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта, транспорта, информации и связи; низкий уровень охвата социально-реабилитационными мероприятиями, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.