Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2005 ГОДА"

Главные направления гуманитаризации образования


- Полное восстановление гуманитарного смысла образования, открытого Э.Кантом: "Образование - это воспитание свободной личности, способной самостоятельно применять свой разум, свободно действовать, руководствуясь разумом и нравственными правилами, сохраняя всегда внутреннюю ценность в своих собственных глазах" и

В. Гумбольдтом: "Смысл образования обретается не в обучении чему-либо, а в процессе осознанного возвышения человека до человеческого в себе, раскрытии всего богатства человеческой сущности в себе на основе мировой культуры и ради ее развития".

- Сосредоточение внимания во всей образовательной деятельности на субъектности человека, на развитии и воспитании в нем способности быть субъектом деятельности, истории, культуры, права.

- Востребование и включение в образовательный процесс (во всех учебных дисциплинах) культурно-исторического контекста развития человеческого общества, его деятельности и познания (соединить историю наук и историю культуры).

- Обучение осмысленной работе с книгой, текстом каждого ребенка, развитие у него способности к разнообразной интерпретации текста, проникновению в духовный смысл его содержания.

- Воспитание диалогической культуры детей и учителей, умения аргументировать свои взгляды, понимая аргументы собеседника.

- Обучение преобразованию всех методов познания, освоения действительности в личностно освоенные способности детей, способы их осмысленного действия в мире, общении.

- Овладение субъектами образовательной деятельности всем многообразием языков общения человека с человеком, человека с природой, техникой и т.д.

- Освоение детьми всех основных форм (преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, общения, речемыслительной, художественно-эстетической) человеческой деятельности в единстве.

- Освоение детьми в образовательном процессе не только объективного содержания наук, но субъективной, идеальной формы его выражения, осмысления в сознании детей (чувственных и логических образов, понятий, методов, способов объяснения, истолкования, понимания содержания).

- Овладение конкретно-историческим подходом ко всем явлениям развивающегося во времени мира.

- Востребование в образовательной деятельности и полное раскрытие во всех учебных дисциплинах их гуманитарного потенциала. Гуманитарный потенциал - это историческое богатство духовного мира человека и ценностно-смыслового отношения к миру, заключенного в субъективной форме и объективном содержании учебных дисциплин, почерпнутых из развития человеческой культуры.

- Объединение всех исторических познаний учеников на основе введения в образовательную программу интегральных курсов: "Исторические картины мира", "Строение и развитие культуры", "Человек - творец и творение культуры", "Мировая, национальная, этническая культуры".

- Осуществление более глубокой интеграции естественных, гуманитарных, общественных, технических наук в образовании в плане достижения конечной триединой цели НГСО.

- Воспитание общественно и личностно значимого комплекса гуманитарных качеств выпускника ОУ как культурного человека.

- Разработка программы художественно-эстетического воспитания детей.