1. Сохранение ценностей традиционной СО (обеспечение преемственности):
- конституционного права равенства возможностей получения бесплатного образования высокого качества;
- гуманистической ориентации образования и светского его характера;
- органичного единства прогрессивной общенациональной стратегии развития надежной государственной образовательной политики и научно обоснованных образовательных программ;
- единства всех форм воспитания и обучения; развития и сохранения единого образовательного пространства страны;
- научной фундаментальности образования; опоры на все богатство мировой и отечественной классической культуры в образовании;
- разнообразия блоков дисциплин, адекватных задаче всестороннего образования учащихся и общей структуре фундаментальных наук;
- сочетания форм государственного и общественного управления СО; достаточно высокого уровня госстандарта в образовании; идеала всестороннего (гармоничного) развития личности;
- многосторонней перспективной связи образования (школы) и общественного производства;
- развитой системы детских организаций самоуправления; разнообразной сети ОУ для развития творческих интересов детей, разумного проведения досуга, сохранения здоровья детей; высокого уровня естественнонаучного и математического образования с учетом достижений НТП;
- развития и государственной поддержки специализированных школ как для детей с ограниченными возможностями, так и для особо одаренных детей;
- перспективной ориентации и оптимальной подготовки выпускников для продолжения учебы в средних и высших профессиональных учебных заведениях, дальнейшего самообразования.
2. Отрицание устаревших сторон НПСО:
- технократизма, тормозящего развитие в каждом ребенке субъекта деятельности, творческой личности, превращающего знания в самоцель образования;
- рецидивов подчинения образования классовой, партийной идеологии или замены их религиозной идеологией;
- утопического субъективистского проектирования модели "образца" идеального человека будущего или прошлого и попыток формирования детей по заданным образцам, игнорируя их индивидуальность и свободу саморазвития;
- чрезмерного монополизма государства в сфере образования (с колебаниями от чрезмерного вмешательства в него до игнорирования его насущных нужд и развивающихся потребностей);
- иждивенчества, боязни автономного (самостоятельного) развития ОУ как субъекта образования;
- авторитарной педагогики и форм управления СО; устаревших по содержанию и методам обучения (воспитания) госстандартам образования с их низкой вариативностью;
- сведения противоречивого единства обучения, воспитания и развития детей к тождеству воспитания и предметного обучения, игнорирования развития ребенка как субъекта деятельности;
- чрезмерной дифференциации образовательных дисциплин, "разбирающих" единый мир на отдельные части, невостребования интегративных тенденций в развитии культуры, науки и искусства;
- доминирования технологии объектного обучения, оторванного от духовного развития личности ребенка, от субъектного и субъективного мира человека;
- правового нигилизма с полным игнорированием прав и свобод человека (ребенка), гражданина в СО или подмены их дисциплинарными обязанностями;
- устаревшей механистической картины мира, противоречащей современной научной картине глобального саморазвития мира; отрыва содержания учебных дисциплин от их культурно-исторического и мировоззренческого контекста;
- преобладающей направленности СО на воспроизведение и закрепление культурного опыта прошлого при минимальном внимании к развитию опережающего обучения и воспитания детей как субъектов решения актуальных и глобальных проблем будущего (проблем - "вызовов "времени);
- разрыва взаимосвязи основных форм деятельности человека в образовательном процессе;
- ограничения многостороннего эстетического воспитания детей только элементам художественного обучения и воспитания, игнорирования эстетических сторон всех образовательных дисциплин и форм деятельности.
3. Рационализация, востребование, совершенствование позитивного потенциала НПСО: