ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 февраля 2014 года N 24-рп

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ


В целях активизации, повышения эффективности и упорядочения деятельности Правительства Ивановской области и исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества, а также содействия привлечению в Ивановскую область иностранных инвестиций:

1. Утвердить Концепцию развития международного сотрудничества Ивановской области на 2014 - 2018 годы (прилагается).

2. Центральным исполнительным органам государственной власти Ивановской области и аппарату Правительства Ивановской области обеспечить реализацию задач, предусмотренных Концепцией развития международного сотрудничества Ивановской области на 2014 - 2018 годы, утвержденной настоящим распоряжением.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области учитывать положения Концепции развития международного сотрудничества Ивановской области на 2014 - 2018 годы при планировании и проведении ими мероприятий в сфере международного сотрудничества.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя представительства Правительства Ивановской области в городе Москве Логинову С.Г.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ






Приложение
к распоряжению
Правительства
Ивановской области
от 12.02.2014 N 24-рп

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ

1. Введение


В сложившейся системе политических и экономических отношений в Российской Федерации важное значение придается международному сотрудничеству субъектов Российской Федерации, предусматривающему осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

Международное сотрудничество регионов для Ивановской области включает два важнейших направления: социальные связи и внешнеэкономические связи. Первые из этих связей имеют более широкий спектр направлений - образование и наука, многосторонние культурные и общественные связи, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. Внешнеэкономические связи предполагают, в первую очередь, деятельность по созданию возможностей для успешного развития торгового и промышленного партнерства на двух- и многосторонней основе.

На практике указанные направления связаны между собой, однако на региональном уровне первоочередное внимание уделяется, как правило, внешнеэкономическим связям, поскольку международное сотрудничество регионов является не самоцелью, а средством обеспечения их дальнейшего социально-экономического развития и улучшения качества жизни их населения.

Законодательство Российской Федерации предоставляет региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований, а также хозяйствующим субъектам значительные полномочия для налаживания международных и внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, самостоятельного выхода на мировой рынок. Успешная реализация предоставляемых законодательством полномочий может быть достигнута только при условии целенаправленной, эффективной и хорошо скоординированной работы всех участников международных и внешнеэкономических связей на территории Ивановской области.

Важной предпосылкой этого является наличие Концепции развития международного сотрудничества Ивановской области на 2014 - 2018 годы (далее - Концепция), которая обеспечивала бы максимальное использование возможностей Ивановской области для привлечения инвестиций, технологического перевооружения и организационной перестройки предприятий, зарегистрированных в Ивановской области, включения ивановских товаропроизводителей в систему международного разделения труда. Особую важность при этом приобретает структурирование интересов региона в сфере международного сотрудничества и формирование на этой основе стратегических задач развития его международных и внешнеэкономических связей.

2. Формирование и реализация системы международного сотрудничества Ивановской области

Ивановская область развивает международное сотрудничество в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", указов Президента Российской Федерации от 08.11.2011 N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" и от 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", а также других нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в сфере внешней политики, Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12.02.2013, и других основополагающих документов, регламентирующих внешнеполитическую деятельность, Устава Ивановской области, Закона Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года", указа Губернатора Ивановской области от 09.02.2007 N 20-уг "Об участии исполнительных органов государственной власти Ивановской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях", постановления Правительства Ивановской области от 23.11.2012 N 490-п "Об утверждении Регламента организации подготовки и проведения мероприятий в сфере международных и внешнеэкономических связей Правительства Ивановской области и исполнительных органов государственной власти Ивановской области" и распоряжения Правительства Ивановской области от 17.04.2012 N 90-рп "Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу, и целевых индикаторов реализации Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области на среднесрочную перспективу".

В практической деятельности исполнительные органы государственной власти Ивановской области руководствуются рекомендациями МИД России, Минэкономразвития России, Минрегиона России, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и других федеральных органов исполнительной власти, которые оказывают содействие субъектам Российской Федерации в развитии международного сотрудничества. Международные и внешнеэкономические связи осуществляются при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Общее руководство международными связями Ивановской области в соответствии с Уставом Ивановской области осуществляет Губернатор Ивановской области. Губернатор Ивановской области представляет Ивановскую область в международных отношениях.

Правительство Ивановской области и другие исполнительные органы государственной власти Ивановской области осуществляют подготовку решений и проводят работу по непосредственной реализации поручений Губернатора Ивановской области в сфере международного сотрудничества.

При подготовке решений и проведении мероприятий в сфере международного сотрудничества Правительство Ивановской области и другие исполнительные органы государственной власти Ивановской области по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными организациями и иными общественными объединениями, действующими на территории региона, в целях обеспечения поддержки гражданским обществом международных связей области и их эффективной реализации.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области осуществляют международное сотрудничество самостоятельно при соблюдении норм законодательства Российской Федерации и с учетом рекомендаций Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области.

3. Характеристика официального международного сотрудничества Ивановской области


В период 2008 - 2013 годов основным направлением международного сотрудничества Ивановской области являлось поддержание и развитие отношений со странами - членами СНГ. В 2010 - 2013 годах активизировались контакты со странами Европейского Сообщества: Италией, Австрией, Германией, Латвией.

По состоянию на 01.11.2013 Ивановская область имеет 7 действующих соглашений о сотрудничестве с зарубежными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств:

1. Соглашение между Администрацией Ивановской области Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве от 13.12.1999.

2. Соглашение о сотрудничестве между Ивановской областью Российской Федерации и Скерневицким воеводством Республики Польша от 23.04.1996.

3. Соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Карагандинской и Ивановской областями от 26.03.1997.

4. Соглашение с органами представительной и исполнительной власти Ивановской области (Российская Федерация) и Автономной Республикой Крым (Украина) о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 22.02.2002.

5. Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Администрацией Ивановской области Российской Федерации и Хокимиятом Наманганской области Республики Узбекистан от 12.02.1998.

6. Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Администрацией Южно-Казахстанской области Республики Казахстан и Администрацией Ивановской области Российской Федерации от 23.07.1998.

7. Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Ленинабадской областью Республики Таджикистан и Ивановской областью Российской Федерации.

Содержание указанных документов носит, как правило, общий рамочный характер.

Завершаются проработка и согласование проектов соглашений о сотрудничестве с Министерством экономики Латвийской Республики, Полтавской областной государственной администрацией Украины.

Правительством Ивановской области заключены Соглашение о взаимодействии с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) от 12.02.2013 N 8-с-0002/С и Соглашение с Министерством экономического развития Российской Федерации о взаимодействии во внешнеэкономической сфере от 10.04.2013 N С-116-АБ/Д12-18-с, которые позволяют значительно расширить возможности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества.

Муниципальные образования Ивановской области поддерживают партнерские (побратимские) отношения с городами и другими муниципальными образованиями иностранных государств.

В настоящее время городом Иваново заключены договоры и соглашения о сотрудничестве с городом Ганновер (Германия), графством Стаффордшир (Великобритания), городом Брага (Португалия), городами Младеновац и Кралево (Сербия), городом Лодзь (Польша), городом Плано (Техас, США), городом Хмельницкий (Украина). Городской округ Кинешма имеет соглашения о сотрудничестве с городом Барановичи (Республика Беларусь), общиной Владимирцы (Сербия) и Гудаутским районом Абхазии. Комсомольский муниципальный район осуществляет сотрудничество с городом Комсомольск Полтавской области Украины. Вичугский муниципальный район имеет соглашения о сотрудничестве с городом Браслав (Республика Беларусь).

Ивановским муниципальным районом установлены партнерские отношения с Витебским районом Республики Беларусь, которые пока не оформлены соответствующим соглашением.

Достигнута предварительная договоренность об установлении партнерских отношений между городом Иваново и городом Витебск Республики Беларусь. Кинешемским муниципальным районом планируется заключить соглашение о побратимских отношениях с уездом Ботошань (Румыния), а Приволжским муниципальным районом - установить побратимские отношения с Ллорет де Мар (Испания).

К Ивановской области проявляют устойчивый интерес дипломатические представительства и деловые круги Австрии, Азербайджана, Италии, Таджикистана, Украины и Республики Беларусь.

Официальных представительств и представителей за рубежом Ивановская область не имеет. Официальных представительств иностранных государств на территории Ивановской области также не имеется.

4. Характеристика внешнеэкономических связей Ивановской области


Одной из важных развивающихся отраслей экономики Ивановской области является внешняя торговля.

Вместе с тем, показатели внешнеторгового оборота Ивановской области показывают, что на состояние внешней торговли значительное, как положительное, так и отрицательное, влияние оказывают многие факторы, характеризующие состояние мировой экономики. Внешнеторговый оборот Ивановской области с иностранными государствами в 2012 году составил в текущих ценах 744,7 млн. долларов и по сравнению с 2011 годом уменьшился на 15,0 процента. Экспорт составил 127,0 млн. долларов, или увеличился на 3,2 процента, импорт составил 617,7 млн. долларов, или уменьшился на 17,9 процента.

Сальдо торгового баланса Ивановской области сложилось отрицательное - 490,7 млн. долларов (в 2011 году сальдо торгового баланса Ивановской области также являлось отрицательным - 629,7 млн. долларов).

Доля экспорта во внешнеторговом обороте Ивановской области в 2012 году составила 17,1 процента, доля импорта - 82,9 процента.

В пятерку основных стран - партнеров Ивановской области по экспорту входят: Украина (18,6 процента от общего объема экспорта), Узбекистан (11,5 процента от общего объема экспорта), Германия (9,8 процента от общего объема экспорта), Латвия (8,5 процента от общего объема экспорта), Панама (7,3 процента от общего объема экспорта), по импорту: Китай (22,4 процента от общего объема импорта), Узбекистан (17,2 процента от общего объема импорта), Германия (10,2 процента от общего объема импорта), Италия (7,8 процента от общего объема импорта), Турция (4,6 процента от общего объема импорта).

В товарной структуре экспорта в страны - члены СНГ и другие иностранные государства ведущие позиции занимали текстиль и текстильные изделия, продукция химической промышленности и машиностроения.

В товарной структуре импорта из стран - членов СНГ и других иностранных государств также лидировали текстиль и текстильные изделия, в том числе волокно хлопковое, а также продукция машиностроения и химической промышленности, древесина и изделия из нее.

Предприятия и организации, зарегистрированные в Ивановской области, торгуют со 107 странами дальнего зарубежья, включая страны Прибалтики, и 9 странами - членами СНГ.

В товарообороте с дальним зарубежьем в 2008 - 2012 годах наибольший удельный вес пришелся на следующие страны: Германия, Италия, Швеция, Австрия, Финляндия, Китай, Франция, Нидерланды, Швейцария, Польша, Чехия, США.

Из стран - членов СНГ наибольший удельный вес в товарообороте имели Узбекистан, Украина, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения. При этом доля стран - членов СНГ во внешнеторговом обороте Ивановской области возросла, так как предприятия, зарегистрированные на территории Ивановской области, стремятся компенсировать свое вытеснение с европейских рынков другими производителями увеличением поставок в страны СНГ.

Основными поставщиками хлопкового волокна являются Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, поставщиками промышленного оборудования - Германия, Италия, Швейцария, поставщиками солода - Финляндия, Ирландия, Великобритания.

5. Международное инвестиционное сотрудничество в Ивановской области


К числу важнейших направлений внешнеэкономических связей Ивановской области относится привлечение иностранных инвестиций.

В связи с этим одной из основных целей политики Правительства Ивановской области является повышение инвестиционной привлекательности региона.

Созданные в Ивановской области благоприятный деловой климат и законодательная база, значительные резервы производственных и энергетических мощностей, наличие квалифицированных кадров и неиспользуемых земельных площадей позволяют инвесторам в короткие сроки размещать здесь свои производства и другие объекты.

Общий объем зарубежных инвестиций, поступивших в Ивановскую область за последние 5 лет (2008 - 2012 годы), составил 617 млн. долларов США.

Крупнейшими инвестиционными проектами с иностранным участием, реализуемыми в Ивановской области, являются ООО "Эггер Древпродукт Шуя" - предприятие по переработке древесины и проект строительства в Ивановской области завода по производству технических тканей планируемой мощностью 15 миллионов погонных метров ткани в год и стоимостью 125 миллионов евро, реализация которого предусмотрена контрактом, заключенным между ООО "Ивановская мануфактура" и словенской компанией "РИКО Групп". На заводе по производству технических тканей планируется выпускать 25 типов различной технической ткани, используемой в строительстве, энергетике, медицине и других сферах.

Проект строительства завода по производству технических тканей в Ивановской области предложено включить в программу мероприятий по развитию двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Словенией.

6. Выставочно-ярмарочная деятельность, международное культурное и иное гуманитарное сотрудничество в Ивановской области

В соответствии с указом Губернатора Ивановской области от 09.02.2007 N 20-уг "Об участии исполнительных органов государственной власти Ивановской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях" межведомственным советом по выставочно-ярмарочной деятельности при Губернаторе Ивановской области формируются планы выставочно-ярмарочных мероприятий, в которых принимает участие Правительство Ивановской области.

Согласно указанным планам, утвержденным Губернатором Ивановской области, ежегодно осуществляется подготовка, проведение и участие более чем в 25 выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом и в Российской Федерации, включая Ивановскую область, в том числе в 10 - 12 мероприятиях международного уровня.

Проведение комплекса выставочно-ярмарочных мероприятий способствует развитию внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в Ивановской области; повышению их экспортного потенциала и конкурентоспособности производимой ими продукции; повышению эффективности выставочно-ярмарочной деятельности как одного из способов развития экономики Ивановской области и увеличению налоговых поступлений в областной бюджет; укреплению положительного имиджа товаропроизводителей Ивановской области; развитию внутреннего рынка и сферы услуг региона.

В Ивановской области ежегодно проводятся ставшие традиционными выставочно-ярмарочные и презентационные мероприятия: Международный текстильно-промышленный форум "Золотое Кольцо", Международный конкурс "Текстильный салон", фестиваль "Льняная палитра".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»