ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2014 года N 216
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 N 520)
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству финансов Ростовской области (Федотова Л.В.) и органам исполнительной власти Ростовской области руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при реализации государственных программ Ростовской области, а также при подготовке проектов областных законов и иных правовых актов.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области в трехмесячный срок разработать аналогичные муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Федотову Л.В.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство финансов
Ростовской области
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 N 520)
Программа повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014-2016 годы, утвержденными постановлением Правительства Ростовской области от 04.09.2013 N 553, и определяет основные направления действий органов исполнительной власти Ростовской области.
Основными результатами реализации в Ростовской области с 2000 года среднесрочных бюджетных реформ стали:
регулирование бюджетных правоотношений на основе единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
упорядочение основных социальных обязательств;
организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств Ростовской области;
утверждение методик распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований Ростовской области из областного бюджета;
формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
начало внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки".
В 2011-2012 годах развитие бюджетной системы Ростовской области продолжилось в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 22.11.2010 N 302 (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов осуществлялась по следующим направлениям: долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ростовской области, совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований, переход к программной структуре расходов бюджетов, повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг и оптимизация функций государственного (муниципального) управления, развитие системы государственного финансового контроля, формирование комплексной областной контрактной системы в Ростовской области, реформирование системы бюджетных платежей, развитие информационной системы управления государственными финансами.
В целях своевременной и качественной подготовки проектов областных законов об областном бюджете Правительством Ростовской области ежегодно утверждался порядок их разработки. Формирование областного бюджета осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития Ростовской области, а также с соблюдением ограничений дефицита областного бюджета и государственного долга Ростовской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 29.03.2012 N 244 был утвержден План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в консолидированный бюджет Ростовской области. В рамках данного постановления ежеквартально проводился анализ исполнения мероприятий Плана.
В целях проведения взвешенной бюджетной политики и ограничения увеличения расходов были разработаны бюджетные правила и подходы к формированию расходной части бюджета с учетом ряда мер по оптимизации расходов, определенных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2013-2015 годы.
Сформирована эффективная и стабильно функционирующая система межбюджетных отношений, предусматривающая распределение всех форм межбюджетных трансфертов из областного бюджета на основе формализованных методик, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами.
В рамках федеральных решений осуществлена работа по перераспределению расходных полномочий и доходных источников между местными и областным бюджетами.
В соответствии с поручением Губернатора Ростовской области в целях дополнительной финансовой поддержки местных бюджетов в 2012 году разработаны уточненные подходы к расчету уровней софинансирования субсидий областного бюджета, исходя из собственных возможностей муниципальных бюджетов. В результате уровни софинансирования снижены для дотационных территорий в среднем в 2,6 раза, а для отдельных - более чем в 3 раза.
Впервые, начиная с 2012 года, оценка качества финансового состояния местных бюджетов стала подкрепляться денежными премиями из областного бюджета в целях стимулирования органов местного самоуправления к повышению качества бюджетного процесса.
С учетом принятых мер по оказанию бюджетам муниципальных образований в полном объеме финансовой поддержки, а также осуществления контроля за исполнением местных бюджетов обеспечены сбалансированность и отсутствие просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов.
В 2011 году был разработан и принят Порядок принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения и критериев оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ, утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270, в котором впервые было дано понятие бюджетной эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ.
Перечень областных программ размещался на официальном сайте Правительства Ростовской области, министерства экономического развития Ростовской области и обновлялся по мере необходимости.
В 2012 году на основании проведенной оценки бюджетной эффективности государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) 32 областных программ внесены изменения в областные программы с учетом оптимизации бюджетных расходов на реализацию программных мероприятий. Определена необходимость их дальнейшей реализации с учетом внесенных корректировок по прогнозируемым проблемам для достижения поставленных целей в решении вопросов социально-экономического развития Ростовской области.
В 2010-2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы оказания государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки к реализации Федерального закона N 83-ФЗ был принят Областной закон от 22.11.2010 N 503-ЗС "Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Ростовской области в переходный период".
Создана нормативная правовая база, позволившая повысить эффективность предоставления государственных услуг и оптимизировать функции государственного управления.
Созданная в Ростовской области система государственного финансового контроля позволила обеспечить системный контроль за правомерным и целевым использованием средств областного бюджета.
В соответствии со статьями 157, 266, 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации было разработано постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 825 "Об организации осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Ростовской области", определившее систему органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих внутренний финансовый контроль, их полномочия и порядок осуществления финансового контроля в Ростовской области.
Действующие подходы к системе внутреннего финансового контроля позволили:
увеличить степень самостоятельности и ответственности главных распорядителей средств областного бюджета, разработать и внедрить методы и процедуры оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развивать внутренний аудит, укрепить финансовую дисциплину;
повысить результативность расходования бюджетных средств за счет ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом.
За период с 2010 по 2012 год осуществлены меры, обеспечивающие развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг организациями государственного сектора и сектора государственного управления.
Графики проведения открытых торгов (открытых конкурсов и открытых аукционов в электронной форме) утверждались соответствующими постановлениями Правительства (Администрации) Ростовской области.
Органами исполнительной власти Ростовской области были сформированы и опубликованы планы государственных закупок.
Планы-графики размещения заказов публиковались на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru
Областными органами исполнительной власти осуществлялся контроль за выполнением графика размещения заказов. Соответствующие отчеты ежеквартально в установленные сроки направлялись в министерство экономического развития Ростовской области и в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.
В период с 2010 по 2012 годы в Ростовской области завершен перевод лицевых счетов бюджетных учреждений по учету средств во временное распоряжение и от приносящей доход деятельности из кредитных организаций в органы Федерального казначейства.
В рамках реформирования правового положения государственных (муниципальных) учреждений и в целях своевременного финансового обеспечения указанных учреждений в соответствии с соглашениями, заключенными с органами Федерального казначейства, бюджетным и автономным учреждениям в новом статусе были открыты лицевые счета для учета субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели, средств обязательного медицинского страхования.
Проведенные мероприятия позволили с 1 января 2012 г. осуществлять финансовое обеспечение областных бюджетных и автономных учреждений.
С начала 2011 года внедрен юридически значимый электронный документооборот с применением средств электронной цифровой подписи с финансовыми органами муниципальных районов и городских округов Ростовской области с помощью системы электронного документооборота и делопроизводства "Дело". Участниками электронного документооборота являются органы исполнительной власти Ростовской области и финансовые органы муниципальных районов и городских округов.
На официальном сайте министерства финансов Ростовской области внедрен сервис для оперативного получения отдельных отчетных форм от финансовых органов и главных распорядителей средств областного бюджета, а также оперативного проведения мониторингов по различным вопросам.
Обеспечена технологическая и информационная поддержка проведенных министерством финансов Ростовской области работ по сверке сведений о государственных и муниципальных учреждениях Ростовской области на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях с использованием единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации.
В 2013 году министерством финансов Ростовской области совместно с органами исполнительной власти был подготовлен Отчет о реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов за весь период ее действия, который утвержден протоколом заседания Комиссии по контролю за выполнением областными органами исполнительной власти Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года. Информация об исполнении Программы повышения эффективности бюджетных расходов была направлена Губернатору Ростовской области.
Наряду с поступательным развитием в последние годы правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений процесс формирования целостной системы управления государственными финансами в Ростовской области и в стране в целом к настоящему времени еще не завершен.
Все мероприятия в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов были реализованы, но сохраняется ряд недостатков и ограничений, в том числе:
на практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным планированием;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования, нормативно-методического обеспечения и ограниченность практики долгосрочного бюджетного планирования;