АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2010 года N 302


Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года

(с изменениями на 17 августа 2011 года)

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Администрации Ростовской области от 30 мая 2011 года N 314 (Наше время, N 215-220, 23.06.2011);
     постановлением Администрации Ростовской области от 17 августа 2011 года N 528.
____________________________________________________________________



В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р,

постановляю:

1. Утвердить:

Программу по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года согласно приложению N 1;

План мероприятий по реализации в 2010 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года согласно приложению N 2.

2. Министерству финансов области (Сверчкова Н.И.) и другим областным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при формировании и организации исполнения областного бюджета, а также при подготовке проектов областных законов и иных правовых актов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов местных бюджетов согласно основным положениям Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Программы, утвержденной настоящим постановлением.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - Вице-губернатора Горбаня С.И.

     Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю.Голубев

Постановление вносит
министерство финансов области


Приложение N 1
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 22 ноября 2010 года N 302

ПРОГРАММА
по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года  

(с изменениями на 17 августа 2011 года)

Введение

      

Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах от 29 июня 2010 года, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 09.09.2010 N 170.


I. Обоснование и необходимость разработки и реализации Программы


Ростовская область на протяжении ряда лет реализовывала реформы в сфере общественных финансов. Эти реформы затрагивали организацию бюджетного процесса, систему межбюджетных отношений, налоговую политику, порядок осуществления бюджетных расходов, управление государственным и муниципальным долгом, имуществом, организацию кассового обслуживания областного и местных бюджетов, контроль за расходованием бюджетных средств, организацию системы государственного и муниципального заказа.

В процессе формирования областью налоговой политики приняты правовые акты Ростовской области, регулирующие налоговые правоотношения, в том числе Областной закон от 02.11.2001 N 186-ЗС "О некоторых вопросах налогообложения". Данный законодательный акт способствовал повышению налогового процесса в части оптимизации количества и объема представленных налоговых льгот и обеспечения развития доходной части консолидированного бюджета Ростовской области.

В период проведения реформ приняты правовые акты Ростовской области, регулирующие бюджетные правоотношения, в том числе областные законы  от 22.10.2005 N 380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области" и от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области". Принятые Администрацией Ростовской области правовые акты способствуют повышению эффективности бюджетного процесса, в том числе за счет ежемесячного кассового планирования доходов и расходов, обеспечения безусловного исполнения бюджетных обязательств, развития института главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов, регламентации порядка санкционирования бюджетных расходов и учета бюджетных обязательств.

Обеспечивается формирование и исполнение консолидированного бюджета Ростовской области по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.

Областной и местные бюджеты формируются преимущественно на основе программно-целевого метода планирования с учетом принятых областных целевых программ.

Осуществляется формирование государственных заданий на оказание государственных услуг.

В практику бюджетного планирования введено представление главными распорядителями средств областного бюджета докладов о результатах и основных направлениях их деятельности. Это обеспечивает расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования, а также способствует формированию областного бюджета в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных целей в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов.

Обеспечен переход на новую отраслевую систему оплаты труда работников бюджетных учреждений. Финансирование образования осуществляется на основе подушевых нормативов.

Кассовое обслуживание областного бюджета и местных бюджетов, а также операций со средствами бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности осуществляется в органах Федерального казначейства с открытием лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса.

В Ростовской области в полном объеме реализована реформа местного самоуправления, в том числе ее финансовая составляющая. Это способствовало повышению бюджетной инициативы и ответственности органов местного самоуправления за счет разграничения расходных полномочий, а также заинтересованности в росте собственной доходной базы местных бюджетов.

Созданная в Ростовской области система государственного финансового контроля области в целом обеспечивает систематический контроль за правомерным и целевым использованием средств областного бюджета.

Создана и эффективно действует система управленческого учета в части планирования, фактического исполнения и последующего анализа расходов, осуществляемых в рамках областных и муниципальных целевых программ и мероприятий. Данная система включает в себя приказы министерства финансов Ростовской области от 09.09.2010 N 64 "О дополнительном расширенном отчете "Об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области", от 31.12.2010 N 101 "Об утверждении Порядка составления и представления месячной и квартальной отчетности об исполнении областного и консолидированного бюджетов Ростовской области", а также ряд ежемесячных, квартальных и годовых аналитических и справочных таблиц.

В рамках реализации бюджетных реформ в Ростовской области действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления государственными и муниципальными финансами, в том числе:

разработка стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных перспектив;

организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

разграничение полномочий и, соответственно, доходных источников и расходных обязательств публично-правовых образований;

повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;

повышение уровня среднесрочного планирования, переход от годового бюджета на бюджет в формате "скользящей трехлетки";

введение формализованных процедур и методик распределения бюджетных средств, в том числе межбюджетных трансфертов местным бюджетам;

увеличение степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей, разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины;

совершенствование системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом, с учетом персонализации ответственности за качество финансового управления;

обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.

Анализ сделанного в реформировании общественных финансов позволяет сделать вывод, что не все заявленные планы в этом направлении были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать ряд методических вопросов. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем. К числу основных относятся следующие:

не в полном объеме созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;Создана и эффективно действует система управленческого учета в части планирования, фактического исполнения и последующего анализа расходов, осуществляемых в рамках областных и муниципальных целевых программ и мероприятий. Данная система включает в себя приказы министерства финансов Ростовской области от 09.09.2010 N 64 "О дополнительном расширенном отчете "Об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области", от 31.12.2010 N 101 "Об утверждении Порядка составления и представления месячной и квартальной отчетности об исполнении областного и консолидированного бюджетов Ростовской области", а также ряд ежемесячных, квартальных и годовых аналитических и справочных таблиц.

В рамках реализации бюджетных реформ в Ростовской области действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления государственными и муниципальными финансами, в том числе:

разработка стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных перспектив;

организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

разграничение полномочий и, соответственно, доходных источников и расходных обязательств публично-правовых образований;

повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;

повышение уровня среднесрочного планирования, переход от годового бюджета на бюджет в формате "скользящей трехлетки";

введение формализованных процедур и методик распределения бюджетных средств, в том числе межбюджетных трансфертов местным бюджетам;

увеличение степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей, разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины;

совершенствование системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом, с учетом персонализации ответственности за качество финансового управления;

обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.

Анализ сделанного в реформировании общественных финансов позволяет сделать вывод, что не все заявленные планы в этом направлении были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать ряд методических вопросов. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем. К числу основных относятся следующие:

не в полном объеме созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;

        требование дальнейшего распространения опыта внедрения государственных (муниципальных) заданий, совершенствования системы стандартов качества государственных и муниципальных услуг, а также критериев их оценки.

Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития Ростовской области, что, в свою очередь, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, модернизации управления финансовыми ресурсами.

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Администрации Ростовской области от 30 мая 2011 года N 314, - см. предыдущую редакцию)

II. Цель и основные задачи Программы


Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выполнению их функций и обеспечению потребностей граждан в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Ростовской области.

Основным условием реализации Программы является проведение эффективной бюджетной политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, стимулирование экономического роста и модернизацию экономики, предоставление качественных бюджетных услуг населению Ростовской области, обеспечение повышения сбалансированности областного бюджета за счет снижения размера его дефицита.

Приоритетом бюджетной и налоговой политики по-прежнему будет постоянное повышение жизненного уровня населения Ростовской области, развитие ее экономического потенциала за счет привлечения инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнерства, поддержки инновационного развития экономики, обеспечения мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры, активизации институтов гражданского общества и обеспечения инициативы участников бюджетного процесса.

Этому должна способствовать реализация в Ростовской области Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, и настоящей Программы.

Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:

обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования;

совершенствование принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

ориентация деятельности органов государственной власти области, государственных и муниципальных учреждений на достижение конкретных результатов;

стимулирование участников бюджетного процесса к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;

оптимизация структуры органов государственной власти области исходя из ориентации на достижение общественно значимых результатов;

четкое определение сфер ответственности органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета, межбюджетных отношений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»