Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 14 марта 2013 года N 1931


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА N 968 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 25.10.2017 N 2166.
____________________________________________________________________


В целях реализации государственной национальной политики постановляю:

1. Внести в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 968 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" изменение, изложив государственную программу Республики Саха (Якутия) "Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.

2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     14 марта 2013 года
     N 1931






Приложение
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 14 марта 2013 года N 1931

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

ПАСПОРТ  государственной программы Республики Саха (Якутия)

 Базовый вариант       

 Интенсивный вариант     

Наименование

государственной

программы      

"Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха

(Якутия) на 2012 - 2016 годы"                            

Статус

Программы      

Государственная программа Республики Саха (Якутия)       

Основание для

разработки

государственной

программы      

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011

N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ

Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011
N 636 "О порядке разработки и реализации государственных
программ Республики Саха (Якутия)"


Ответственный

исполнитель

государственной

программы      

Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия)    

Соисполнители

государственной

программы      

Министерство образования Республики Саха (Якутия),

Министерство культуры и духовного развития Республики

Саха (Якутия),

Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики

Саха (Якутия),

Национальная вещательная компания "Саха",

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера

Республики Саха (Якутия),

Якутский республиканский общественно-политический

государственный фонд содействия развитию казачества,

Якутское окружное казачье общество "Якутский казачий

полк"                                                    

Цель и задачи

государственной

программы      

Цель: Укрепление в Республике Саха (Якутия) толерантной

среды на основе ценностей многонационального общества.

Задачи:

- укрепление межэтнических и межрелигиозных отношений на

основе ценностей многонационального общества;

- создание условий для улучшения социально-экономического

положения коренных малочисленных народов Севера;

- становление и развитие государственной службы

российского казачества.                                  

Целевые

индикаторы

государственной

программы      

1. Количество общественных объединений, созданных по

национально-культурному признаку и занятых в

осуществлении сохранения и развития традиций и культуры

своего народа.

2. Уровень доходов населения в районах проживания

коренных малочисленных народов Севера.

3. Доля членов казачьих обществ, взявших на себя

обязательства по несению государственной и иной службы, в

местах дислокации казачьих обществ                       

Срок и этапы

реализации

государственной

программы      


 2012 - 2016 годы                     

Наименование

подпрограмм

(стратегические

направления)   

1. "Укрепление межэтнических и межрелигиозных отношений".

2. "Поддержка коренных малочисленных народов Севера".

3. "Поддержка казачьих обществ".                         

Предельный

объем средств

на реализацию

Программы с

разбивкой по

годам          

Общий объем затрат на

реализацию Программы 368

193,8 тыс. рублей, в том

числе по годам:

2012 г. - 36 591,0 тыс. руб.

2013 г. - 73 305,0 тыс. руб.

2014 г. - 79 553,0 тыс. руб.

2015 г. - 83 977,0 тыс. руб.

2016 г. - 94 767,8 тыс. руб.

Общий объем затрат на

реализацию Программы 401

320,2 тыс. рублей, в том

числе по годам:

2012 г. - 41 838,0 тыс. руб.

2013 г. - 80 256,7 тыс. руб.

2014 г. - 85 953,6 тыс. руб.

2015 г. - 90 241,3 тыс. руб.

2016 г. - 103 030,4 тыс.

руб.                        

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ


Исходя из приоритетов государственной национальной политики, развития национальных культур назрела необходимость принятия государственной программы Республики Саха (Якутия) "Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", направленной на укрепление в обществе гражданского мира, межнационального и межрелигиозного согласия.

Актуальность государственной национальной политики в Республике Саха (Якутия) обусловлена многонациональным составом населения (представители более 120 народов) и поликонфессиональностью (14 конфессий только зарегистрированных религиозных объединений) жителей Республики Саха (Якутия).

По данным социологических исследований Информационного центра при Президенте Республики Саха (Якутия) ситуация в сфере межнациональных отношений оценивается как благоприятная.

Религиозная ситуация также отличается в целом стабильностью. По данным администраций муниципальных образований, правоохранительных органов общая численность религиозных объединений в республике в последние годы стабилизировалась на уровне 280 - 300.

Среди верующих преобладают православные (46,0%). Наиболее активной названа деятельность Русской Православной Церкви.

В качестве негативных моментов следует отметить активизацию деятельности нетрадиционных религиозных объединений (протестантов, католиков, новых религиозных движений). Их общая численность достигает 210 - 230 организаций. Они имеют уже от 3 до 5 тысяч активных членов.

Проявления экстремизма и терроризма в Республике Саха (Якутия) не отмечены. По данным правоохранительных органов отсутствуют организованные группы экстремистской направленности, не отмечены факты разжигания национальной и религиозной розни. В то же время в связи с нехваткой внутренних трудовых ресурсов и ростом потребности экономики в трудовых ресурсах предполагается увеличение миграционного потока из стран СНГ. Согласно Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года в республике планируется создание до 100 тысяч новых рабочих мест, что потребует принятия мер по созданию условий гармонизации национальных отношений.

На заседании президиума Государственного Совета России в г. Уфе от 12 февраля 2011 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым даны поручения главам субъектов Российской Федерации о принятии мер по укреплению межнационального согласия.

К числу общих проблемных вопросов и основных направлений в сфере государственной национальной политики обозначены:

- недостаточные меры, которые принимаются для гражданского воспитания в образовательных учреждениях. Необходимо начать внедрение "новых практик - формирования современной личности в духе толерантности, в духе гуманистического отношения друг к другу";

- необходимость формирования в регионах рабочих групп, состоящих из представителей различных религиозных конфессий, поддержки деятельности общественных формирований;

- необходимость стимулирования с помощью государственных грантов создания медийной продукции, пропагандирующей толерантное отношение людей друг к другу, поддержки информационных проектов;

- необходимость расширения культурного обмена между регионами страны;

- совершенствование кадровой политики, учет представителей определенных национальностей при формировании органов власти.

В отдельную социальную группу как нуждающиеся в государственной поддержке выделены коренные малочисленные народы, проживающие на территории Республики Саха (Якутия). В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации входят 70 населенных пунктов 21 улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Общая численность коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) по предварительным данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 40,2 тыс. человек, в том числе эвенков - 26,1 тыс. человек, эвенов - 9,8 тыс. человек, долган - 1,9 тыс. человек, юкагиров - 1,3 тыс. человек и чукчей - 0,6 тыс. человек, что по сравнению с 2002 годом больше на 21% (в 2002 году было 33 133 чел.).

Большую роль в сохранении традиционной хозяйственной деятельности и уклада жизни коренных малочисленных народов Севера играет родовая община. По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на 01.01.2011 в 20 улусах (районах) созданы 84 родовые общины. Немаловажную роль в развитии этносов играет язык малочисленных народов. Сегодня отмечается сокращение функций языков малочисленных народов, что создает проблему в языковой ситуации в Республике Саха (Якутия).

В Республике Саха (Якутия) активное возрождение казачества началось с 1991 года, когда состоялся первый круг казачьих общественных формирований. Прошло много времени, но тем не менее имеется ряд проблем, в определенной мере затрудняющих развитие деятельности казачьих обществ:

- недостаточная нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие казачьих обществ с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований республики;

- недостаточное финансирование мероприятий Программы по вопросам становления и укрепления казачьих обществ, организации деятельности казачьих обществ по охране общественного порядка, повышению квалификации их членов;

- отсутствие финансирования для укрепления и развития материально-технической базы военно-патриотического воспитания в духе традиций российского казачества, допризывной подготовки к службе в рядах Российской Армии (созданных казачьих клубов, классов, мероприятий по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения);

- отсутствие системы обучения и повышения квалификации как действующих атаманов, так и потенциальных кандидатов на эти посты.

Сегодня реализация государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) нуждается в необходимости перехода к программно-целевому и комплексному решению, с учетом:

- растущего влияния общероссийских процессов на ситуацию в республике в результате реализации экономических мегапроектов;

- общего осложнения ситуации в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации;

- наличия ряда проблемных вопросов в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений;

- нерешенности проблем социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера.

Нерешенность данных проблемных вопросов может привести к дестабилизации общественно-политической ситуации в республике, ухудшению имиджа республики, уменьшению экономической привлекательности республики для иностранных и отечественных инвесторов.

Необходимость реализации программных мероприятий обусловлена политикой федеральных органов власти по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Об этом свидетельствует принятие постановления Правительства РФ от 23 августа 2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", письмо заместителя министра экономического развития РФ А.Н. Клепача N 9470-АК/Д19 от 10.05.2011, где указывается, что одним из приоритетных направлений в этой сфере является развитие межнационального сотрудничества.

Актуальность активизации работы по укреплению единства российской нации, сохранения самобытности народов России, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений была отмечена на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации 11 февраля 2011 г. в г. Уфе, по итогам которого был подготовлен перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 февраля 2011 года.

Таким образом, анализ социальных проблем в сфере межнациональных и межэтнических отношений в республике указывает на наличие негативных факторов и проблем, решение которых требует системного подхода, действенной организационной и финансовой поддержки государственной программы.

Для разработки стратегии развития программы с целью выявления проблем проведен SWOT-анализ:

 Сильные стороны (S)        

 Слабые стороны (W)          

1. Стабильная ситуация в сфере

межэтнических и межрелигиозных

отношений в Республике Саха

(Якутия).

2. Отсутствие конфликтных ситуаций

на национальной и религиозной

почве.

3. Отсутствие экстремистских

националистических организаций на

территории Республики Саха

(Якутия).

4. Высокий уровень потребности

малочисленных народов в сохранении

языка, обычаев и традиций.

5. Высокий уровень потребности

малочисленных народов в сохранении

традиционного уклада жизни в

районах их проживания.

6. Рост активности деятельности

общественных организаций и общин

коренных малочисленных народов

Севера, ведущих традиционное

природопользование в сельской

местности.                        

1. Осложнение ситуации в сфере

межнациональных отношений в отдельно

взятых регионах Российской Федерации,

которое может отразиться и в других, в

т.ч. в Республике Саха (Якутия) в

связи с привлечением трудовой миграции

из стран ближнего и дальнего зарубежья

в реализации экономических

мегапроектов.

2. Опасность вовлечения граждан

республики в секты и деструктивные

культы вследствие недостаточной

осведомленности населения в сфере

религии.

3. Недостаточно эффективное

использование традиционных знаний,

учета специфики этнопедагогики и

культурного наследия народов Севера в

сфере образования, культуры и

духовно-нравственного воспитания

молодежи.

4. Община не в полной мере

рассматривается как форма

самоорганизации для обеспечения

самозанятости коренных малочисленных

народов.

5. Неэффективное использование

потенциала казачьих обществ по несению

государственной и иной службы.

6. Недостаточное финансирование на

республиканском уровне, отсутствие

федерального и муниципального

софинансирования мероприятий

Программы.                            

 Возможности (O)          

 Угроза (T)              

1. Создание условий для

обеспечения права на свободу

совести и вероисповедания.

2. Эффективное внедрение

результатов взаимообогащения,

обмена достижениями в области

национальной культуры как одно из

условий стабильности национальной

политики Республики Саха (Якутия).

Создание равных условий для

функционирования языков

малочисленных народов Севера.

3. Развитие перспективных форм

социального партнерства

государства и малочисленных

народов. Поддержка социальных

инициатив, проектов коренных

малочисленных народов.

4. Анализ деятельности общин может

служить индикатором общего

социально-экономического положения

малочисленных народов.

5. Развитие кадетских

образовательных учреждений,

казачьих центров и классов в

местах дислокации казачьих

обществ.

6. Популяризация самобытной

казачьей культуры,

военно-патриотического воспитания

подрастающего поколения в духе

традиций российского казачества.  

1. Политизация религиозного фактора,

использование нетрадиционных

религиозных объединений для

культурно-религиозной экспансии

иностранных государств.

2. Снижение национального самосознания

и идентичности представителей разных

народов, проживающих на территории

Республики Саха (Якутия).

3. Снижение степени вовлеченности

коренных малочисленных народов в

культурную и общественную жизнь.

4. Снижение активности коренных

малочисленных народов в решении

проблем их социально-экономического и

национально-культурного развития.

5. Раскол и внутренние конфликты среди

общественных казачьих формирований

оказывают негативную имиджевую

политику на деятельность казачьих

обществ.                              


На основе анализа слабых и сильных сторон, возможностей и угроз определены основные проблемы:

1. Политизация религиозного фактора, использование нетрадиционных религиозных объединений для культурно-религиозной экспансии иностранных государств.

2. Политизация национального фактора, использование его в своих узкокорыстных экономических и политических интересах.

3. Негативное влияние неуправляемых миграционных процессов.

4. Недостаточность мер, направленных на улучшение социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера.

Раздел 2. ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Целью Программы является реализация государственной политики, направленной на укрепление в Республике Саха (Якутия) толерантной среды на основе ценностей многонационального общества.

Цели Программы соответствуют компетенции ответственного исполнителя - Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2011 года N 849.

Для достижения цели Программы предусматривается решение ряда задач:

- содействие развитию общественных инициатив, направленных на формирование позитивных установок на уважение, принятие многообразия культуры народов, их традиций и этнических ценностей;

- создание условий для социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера;

- становление и развитие государственной службы российского казачества.

На решение обозначенных проблем направлены мероприятия по следующим стратегическим направлениям:

- Укрепление межэтнических и межрелигиозных отношений в Республике Саха (Якутия);

- Поддержка коренных малочисленных народов Севера;

- Поддержка казачьих обществ.

Программа реализуется в период 2012 - 2016 годов и состоит из 3 подпрограмм.

Подпрограмма N 1. "Укрепление межэтнических и межрелигиозных отношений" с разделами:

"Развитие толерантной среды средствами массовой информации. Поддержка информационных проектов";

"Содействие национально-культурному взаимодействию. Расширение культурного обмена".

Мероприятия предусматривают поддержку информационно-просветительских инициатив, направленных на противодействие экстремизму и терроризму, формирование у населения установки позитивного восприятия этнического и конфессионального многообразия, организацию этнокультурной и информационной связи республики с другими регионами Российской Федерации и зарубежья, поддержку гражданских инициатив общественных объединений, национальных общин, способствующих гармонизации межнациональных отношений, профилактику проявлений экстремизма в Республике Саха (Якутия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»