ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2013 года N 337

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2018 ГОДЫ


В соответствии со статьей 104 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 г. 525-З N 1095-111 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2018 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) (Федорова О.Н.), Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (Дереповский С.Я.), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (Винокуров С.В.), Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (Слепцов И.И.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Колодезников А.З.), Министерству по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) (Кормилицына Е.И.) обеспечить выполнение производственных и финансовых показателей развития курируемых отраслей не ниже уровня прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2018 годы.

3. Органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия) при формировании потребности государственных нужд применять статью 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2014 года, а также финансовые нормативные расходы, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 года N 218 "О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 года N 219 "О нормативных расходах на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия)".

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) при формировании потребности муниципальных нужд применять статью 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2014 года и финансовые нормативные расходы, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 года N 218 "О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2009 года N 571 "Об установлении нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".

5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.

6. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА


Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 2 октября 2013 года N 337


ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2018 ГОДЫ


 Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) 2014 - 2018 годы разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 г. 525-З N 1095-III "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", Законом Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2009 г. 650-З N 191-IV "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия), регулирующие бюджетные правоотношения", во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 года N 635 "О системе планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия)", распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2013 года N 492-р "Об утверждении графика разработки прогноза социально-экономического развития на 2014 - 2018 годы и основных параметров государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2013 год и прогнозные показатели на 2014 - 2018 годы разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, прогнозных оценок крупных организаций, предполагаемых сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на 2014 - 2016 годы и основан на материалах, предоставленных министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами республики.

Основные показатели прогноза базируются на положениях:

Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года N 411 и одобренной Правительством Российской Федерации (протокол N 5 от 8 февраля 2007 г.) (далее Схема - 2020);

Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года и основных направлений до 2030 года;

Основных направлений развития Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы;

Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р) (далее - Стратегия-2025);

Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

Федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Республики Саха (Якутия) и программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу.

При формировании прогноза учитывались стратегические цели, задачи, ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, обозначенные в посланиях и выступлениях Президента Российской Федерации и Президента Республики Саха (Якутия).

Показатели прогноза являются ориентирами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) и хозяйствующих субъектов экономики республики.


Исходное состояние и условия функционирования экономики на 2014 - 2018 годы


 Основные тенденции социально-экономического развития в январе - августе и оценка до конца 2013 года


В январе - августе 2013 года социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) характеризовалось положительной динамикой в промышленности, прежде всего в добывающих производствах, ростом доходов населения.

По итогам мониторинга социально-экономического развития регионов РФ <1>, проводимого Минрегионом России, Республика Саха (Якутия) занимает неплохие позиции по сводному индексу социально-экономического положения (15 место), развития реального сектора (9 место), инвестиционной привлекательности (15 место).

     ________________

<1> По итогам за январь - июль 2013 года

Республика занимает лидирующие позиции среди субъектов Дальневосточного федерального округа по основным макроэкономическим параметрам <2>: II место по объему отгруженной продукции по добыче полезных ископаемых, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, по объему работ, выполненных в строительстве, по вводу в действие жилых домов, пассажирообороту транспорта и обороту общественного питания, III место по валовой продукции сельского хозяйства, обороту розничной торговли и объему платных услуг, IV-е место - по объему отгруженной продукции обрабатывающих производств.

     ________________

<2> По итогам января - июля 2013 года

В сопоставимых ценах объем валового регионального продукта составил - 100,5%.

Стабильная динамика основных макроэкономических показателей в целом соответствует текущей ситуации в российской экономике: наблюдается рост промышленного производства (105,0%), ввода жилья (108,6%) и оборота розничной торговли (102,9%).

Также рост производства по отношению к уровню прошлого года отмечается: по добыче угля (100,2%), природного газа (104,8%), газового конденсата (104,5%), нефти (111,2%), по производству мяса и субпродуктов (119,3%), алкогольной продукции (109,6%), цемента (105,8%), блоков и камней стеновых мелких из бетона (101%), электроэнергии (100,1%).

Продолжается снижение инвестиций в основной капитал. По итогам января - августа 2013 года инвестиции составили 98,9 млрд. рублей или 93,4% в сопоставимых ценах к уровню 2012 года, объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 32,0 млрд. рублей или 70,9% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года.

В социальной сфере наблюдаются следующие тенденции. Рост доходов населения обеспечивается ростом заработной платы. Так, номинальная заработная плата характеризируется ростом - на 13,7%, реальная заработная плата - на 7,3%. Реальные располагаемые денежные доходы населения составили 102,5%, при среднегодовом индексе потребительских цен - 106%.

Деятельность предприятий транспорта характеризуется снижением производственных показателей: объемов грузоперевозок, пассажирооборота и грузооборота.

Оборот розничной торговли в январе - августе 2013 года составил 84 млрд. рублей и возрос на 2,9%. Населению оказано платных услуг на 38,2 млрд. рублей (101%).

По результатам деятельности крупных и средних предприятий за январь - июль 2013 года сложился положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в размере 26,2 млрд. рублей со снижением на 34% к уровню прошлого года.

Сферой особого внимания Правительства республики является агропромышленный комплекс, который больше всего зависит от природных условий. За январь - август 2013 года произведено продукции сельского хозяйства в объеме 9,4 млрд. рублей (99% к уровню прошлого года).

В сельском хозяйстве за январь - август 2013 года в хозяйствах всех категорий увеличилось производство скота и птицы на убой в живом весе (на 7,8%), уменьшился объем валового надоя молока (на 3,9%), яиц (на 1,2%), снизилось с аналогичным периодом прошлого года поголовье крупного рогатого скота (92%), коров (97,2%), лошадей (99%), свиней (93%), оленей (95,8%). Несмотря на положительную динамику производства отдельных видов продовольствия, продолжает сокращаться производство хлеба и хлебобулочных изделий, колбасных и макаронных изделий.

Нынешнее лето выдалось тяжелым для всей Якутии. В результате весенних и летних паводков в зону подтопления попало 65 населенных пунктов на территории 12 муниципальных районов. Совокупный ущерб объектам экономики республики составил более 3,5 млрд. рублей, в том числе, около 2 млрд. рублей в результате весеннего паводка, более 1,5 млрд. рублей в результате летних паводков.

Ведется крупномасштабная работа по восстановлению транспортного сообщения, ремонту жилья, объектов социального и производственного назначения.

Несмотря на вызванные паводками трудности в республике завершилась подготовка к отопительному сезону. Объем направленных финансовых средств по подготовке объектов коммунального комплекса и энергетики в 2013 году составил 27 080 млн. рублей.

В навигационный период 2013 года запланирован опережающий завоз топлива для нужд предприятий ЖКХ и энергетики республики в объеме 601 577 тонн.

Комплектация продукцией ПТН для нужд предприятий коммунального комплекса запланирована на общую сумму 363 млн. руб. По состоянию на 25 сентября 2013 года готовность объектов ЖКХ и энергетики составляет: по объектам коммунального комплекса - 100%, по объектам энергетики - 65%. В целом подготовка объектов коммунального комплекса и энергетики проводилась согласно утвержденным графикам и соответствовала уровню прошлых лет.

В целях продолжения модернизации коммунального комплекса продолжается строительство новых объектов коммунального комплекса и энергетики.

Известно, что в этом году особенно сложная обстановка с кормозаготовками складывается в пострадавшей от засухи Вилюйской группе районов. Существенный урон другим улусам нанесли летние паводки.


Основные факторы и варианты прогноза социально-экономического развития


Перспективы макроэкономической и социальной стабильности в прогнозный период будут зависеть во многом от действия внешних и внутренних факторов.

Ситуация в российской и мировой экономике ставит экономику республики перед новыми вызовами.

Внешнеэкономическая ситуация, ранее служившая базой для роста бюджетных доходов, в корне меняется. Снизились темпы роста мировой экономики, остановился рост цен на нефть и другие ресурсы, появилась тенденция к их снижению. Объемы экспорта стабилизировались: в 2012 году экспорт вырос всего на 1,7 процента. Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета выросла с 30,2 процента в 2004 году до 46,1 процента в 2013 году, а его нефтегазовый дефицит увеличился с 1,8 до 9,7 процента ВВП. Таким образом, в последние годы устойчивость федерального бюджета несколько снизилась за счет роста доли нефтегазовых доходов, с одной стороны, и увеличения "длящихся" социальных обязательств - с другой.

В новых макроэкономических реалиях сценарными условиями Минэкономразвития Российской Федерации отмечено, что необходим переход на новую модель экономического развития, в первую очередь за счет опережающего роста несырьевого сектора экономики и развития национальной инновационной системы.

Реализация поставленных задач потребует от экономического блока новых подходов в макроэкономическом прогнозировании и стратегическом планировании, системной проработки всех решений, которые касаются формирования инвестиционного климата, развития малого и среднего предпринимательства, эффективности тех государственных услуг, которые оказываются государством.

Основными резервами российской экономики выделены: "Валовые сбережения и инвестиции", "Экспорт неэнергетических товаров", "Увеличение производительности труда", "Развитие малого и среднего предпринимательства".

Прогноз социально-экономического развития учитывает основные внутренние факторы государственного регулирования, связанные с реализацией стратегических документов планирования, федеральных целевых программ и государственных программ Республики Саха (Якутия).

Основными инструментами государственной экономической политики Республики Саха (Якутия) являются:

система государственных программ;

инвестиционная программа Республики Саха (Якутия);

система федеральных целевых программ, отраслевые программы и стратегии развития Российской Федерации;

инструменты государственно-частного партнерства;

налоговое, тарифное и таможенное регулирование;

перспективные планы развития предприятий республики, потенциальных инвесторов и другие.

Важнейшим условием поступательного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) является реализация комплекса мер по модернизации всех секторов экономики и социальной сферы: технологическое обновление производства, повышение конкурентоспособности и качества товаров и услуг, внедрение новых технологий, энергосбережение.

Повышение эффективности использования ресурсов и их качественное совершенствование намечается осуществить в тех отраслях экономики, которые обладают наибольшим конкурентоспособным потенциалом, таких, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, а также путем развития новых для республики инновационных направлений с целью дальнейшей диверсификации экономики.

Создание новых производств в прогнозируемый период характеризуется этапами проектирования, проведения геологоразведочных и научно-исследовательских, опытно-промышленных работ и началом строительства объектов инфраструктуры, а также основного горнодобывающего и рудоперерабатывающего комплексов.

Будет продолжен переход на подземную добычу алмазов. Перспективы наращивания добычи нефти на территории республики связаны с месторождениями, имеющими доступ к трубопроводной системе ВСТО. В Западной Якутии, с учетом реализации Восточной газовой программы, к концу 2017 г. предполагается ввод в эксплуатацию магистрального газопровода "Сила Сибири".

Перспективы наращивания объемов добычи угля связаны с реализацией проектов по освоению Эльгинского угольного месторождения, строительства ГОК "Инаглинский".

Планируется проведение ряда мероприятий, направленных на развитие и обеспечение функционирования ИТ-инфраструктуры электронного Правительства Республики Саха (Якутия), формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия, внедрение инновационных технологий телевидения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»