ПРИКАЗ
от 26 декабря 2013 года N 6072
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА 2014 - 2017 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минобрнауки Алтайского края от 29.04.2019 N 10-П.
____________________________________________________________________
С целью реализации приоритетных направлений государственной политики в области образования, с целью обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, обеспечения доступности образования лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья приказываю:
1. Утвердить Концепцию развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы (приложение).
2. Отделу специального образования, опеки и попечительства Главного управления (Багина Л.В.) довести настоящий приказ до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием.
3. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя начальника Главного управления М.В.Дюбенкову.
Заместитель Губернатора
Алтайского края,
начальник управления
Ю.Н.ДЕНИСОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА 2014 - 2017 ГОДЫ
Концепция развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования, с целью обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В Концепции представлены приоритетные направления региональной политики в области образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, изложены организационные основы работы по реализации права таких детей на образование.
Стратегические документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175);
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761);
план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р);
государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 792-р).
В Алтайском крае реализация прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе права на образование, осуществляется с помощью программно-целевого метода в рамках программно-целевого подхода. Так, в настоящее время реализуются:
краевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 20.12.2011 N 753 "Об утверждении краевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы);
ведомственная целевая программа "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 N 551 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы);
долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2011 N 312 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы);
долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года" (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 26.06.2013 N 331 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года";
ведомственная целевая программа "Реабилитация и лечение детей с детским церебральным параличом" на 2012 - 2014 годы" (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 22.09.2012 N 493 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Реабилитация и лечение детей с детским церебральным параличом" на 2012 - 2014);
долгосрочная целевая программа "Дети Алтая" на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 02.11.2012 N 597 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети Алтая" на 2011 - 2015 годы).
Кроме того, решение задач по отдельным направлениям работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в области образования, обеспечения социальной и медицинской помощи закреплено в следующих нормативных правовых документах:
закон Алтайского края от 04.09.2013 N 56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае";
приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25.03.2013 N 1426 "Об организации мониторинга эффективности мероприятий по созданию условий для получения образовательных услуг детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 15.02.2013 N 584 "Об утверждении Положения о площадке методического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае";
приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 31.07.2009 N 3024 "Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов в Алтайском крае";
приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 06.11.2009 N 3860 "О создании краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов";
приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 14.01.2011 N 7 "Об организации центра реабилитации детей, перенесших кохлеарную имплантацию".
Система образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае является неотъемлемой составной частью региональной системы образования.
В образовательных учреждениях всех типов, удовлетворяющих образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывается и обучается около 14000 детей с ограниченными возможностями здоровья, свыше 5 тысяч детей-инвалидов.
В крае функционирует 32 психолого-медико-педагогические комиссии, одна из которых - центральная, их число остается стабильным в течение ряда лет. Отмечается динамика увеличения числа детей, прошедших диагностическое обследования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий (за последние 3 года более чем на 30%). Так, центральной психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) в 2013 году обследовано 2398 детей, что на 28% больше по сравнению с 2011 годом (1875 детей) и на 11% больше, чем в 2012 году (2136 детей).
В системе дошкольного образования края реализуется несколько моделей предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья: в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности, а также в условиях групп кратковременного пребывания. За последние 3 года для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и интеллектуального развития на базе дошкольных образовательных организаций в 4 муниципальных образованиях края специально созданы 14 групп кратковременного пребывания, которые посещают более 40 детей дошкольного возраста.
Родители (законные представители), обучающие и воспитывающие детей-инвалидов на дому самостоятельно, получают методическую помощь и поддержку на базе консультационных пунктов дошкольных образовательных организаций и соответствующую компенсацию за счет средств краевого бюджета.
В общеобразовательных организациях дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность обучаться как в отдельных классах, реализующих адаптированные программы, так и совместно с детьми, не имеющих особых образовательных потребностей, или на дому по индивидуальному плану. В 2013 году функционируют 128 специальных (коррекционных) классов, что на 2,5% больше, чем в предыдущем году. Также постоянно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных классах по адаптированным программам. В таких классах в 2013 - 2014 учебном году обучается около 5000 детей с ограниченными возможностями здоровья, что на 6,9% больше, чем в 2011 году.
В течение трех последних лет отмечается тенденция увеличения обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, которым по медицинских основаниям показано индивидуальное обучение на дому. В 2013 году число обучающихся на дому лиц с инвалидностью составило 1382 ребенка (2012 год - 1291 ребенок, 2011 год - 1331 ребенок), с ограниченными возможностями здоровья - 1584 ребенка (2012 год - 1533 ребенка, 2011 год - 1327 детей).
В крае используются дистанционные технологии при организации образования детей-инвалидов с сохранным интеллектом, не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером, постоянно обучающихся индивидуально на дому по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования. В 2013 - 2014 учебном году созданы условия для дистанционного обучения 222 детям-инвалидам.
С 2011 года в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в 26 образовательных организациях созданы условия безбарьерной среды для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (3,4%).
Кроме того, в Алтайском крае функционирует 31 отдельная образовательная организация для детей с ограниченными возможностями здоровья с дневным (школа) или круглосуточным (интернат) пребыванием, в которых обучается около 4000 детей с различными недостатками в физическом и психическом развитии. В целях обучения и воспитания детей с глубокой и умеренной умственной отсталостью и детей со сложной структурой дефекта в указанных образовательных организациях открываются классы для детей указанных категорий. В 2012 году функционировали 11 классов в 6 учреждениях, в 2013 году количество указанных классов увеличилось до 20. На базе этих школ организована методическая помощь педагогическим работникам иных образовательных организаций, консультационная и психолого-педагогическая помощь обучающимся из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.
Услуги дополнительного образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать в 158 краевых и муниципальных организациях дополнительного образования, 44 из них осуществляют обучение детей указанной категории, в том числе через дистанционные проекты и заочные школы по направлениям дополнительного образования. Число организаций дополнительного образования, предоставляющих услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, увеличилось на 13% по сравнению с 2010 годом.
В 38 детских оздоровительных учреждениях организован отдых и оздоровление с реабилитационным компонентом для детей с ограниченными возможностями здоровья. Более 10 лет проводятся профильные смены для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в 2013 году в каникулярный период в профильных сменах приняли участие 1524 ребенка, что на 23% больше, чем в 2012 году (1173 ребенка).
Коррекционные группы для лиц с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями созданы в 9 образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования. Ежегодно около 800 лиц с ограниченными возможностями здоровья обучаются в указанных организациях профессионального образования.
В настоящее время в Алтайском крае ведется подготовка, переподготовка, повышение профессиональной квалификации специалистов в области коррекционной педагогики на базе ФГБОУ ВПО "Алтайская государственная педагогическая академия" (АлтГПА), ФГБОУ ВПО "Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шукшина", КГБОУ СПО "Барнаульский государственный педагогический колледж". Подготовка специалистов также осуществляется в филиале НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет". В течение последних 3 лет подготовлено более 250 педагогов-дефектологов различного профиля.
С целью подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций к работе с детьми с инвалидностью, детьми с ограниченными возможностями здоровья в государственном образовательном стандарте по всем специальностям направления "Образование и педагогика" предусмотрено изучение дисциплины "Коррекционная и специальная педагогика" (либо "Основы специальной педагогики и психологии").
Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется КГБОУ ДПО "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования", Институтом дополнительного образования АлтГПА и АНОО "Дом учителя". В рамках повышения эффективности прохождения профессиональной переподготовки педагогов образовательных организаций края на базе АКИПКРО с 2010 года работает кафедра "Коррекционно-развивающего и специального образования".
Таким образом, сложившаяся в настоящее время в Алтайском крае система образования позволяет удовлетворять образовательные потребности различных групп детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. За последние три года произошли существенные изменения в области образования лиц указанных категорий.
Вместе с тем, требует дополнительных усилий решение ряда проблем.
Отстает от потребностей ранняя профилактика инвалидности и выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, масштаб сектора услуг психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения.
Нуждается в реформировании система раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья на основе межведомственного взаимодействия.
В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" актуализирована проблема создания специальных условий для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также вариативности предоставления образовательных услуг данной категории детей (надомное обучение).
Требуют решения вопросы создания в образовательных организациях условий, способствующих получению образования лицами с ограниченными возможностями здоровья определенного уровня и определенной направленности, а также коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, организации предоставления образовательных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья с использованием сетевой формы их реализации.
В связи с этим выделены основные направления развития системы образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся целевыми ориентирами до 2017 года.
Необходимо расширение спектра деятельности, основных направлений и прав психолого-медико-педагогических комиссий, формирование реабилитационно-образовательной инфраструктуры, включая создание новых организаций, обеспечивающих помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
Изменение государственной политики в области образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания каждому такому ребенку условий для получения качественного общего образования по выбору в форме дистанционного или инклюзивного обучения, в том числе с использованием сетевых технологий, поддержку в профессиональной ориентации и получении профессионального образования.
Необходимо провести работу по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов образования указанных лиц.
Приоритетным должно стать повышение доступности услуг дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение соответствия указанных услуг изменяющимся потребностям данной категории детей и их родителей (законных представителей).
Развитие инклюзивного образования требует еще большего внимания к состоянию кадрового потенциала педагогов, работающих с детьми данной категории. Важно подготовить педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами, методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обновить их профессиональные компетенции, установить эффективное взаимодействие с учреждениями профессионального образования. Кроме того, необходимо привлечь квалифицированных работников в образовательные организации с использованием системы стимулов, обеспечивающих их заинтересованность.
Необходимо обеспечить доступность образовательных услуг детям-инвалидам, создав систему взаимодействия между сетевой базовой образовательной организацией совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, и иными образовательными организациями, осуществляющими обучение детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.