ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 года N 663
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Внести в государственную программу Республики Дагестан "Содействие занятости населения", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2013 года N 587 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Содействие занятости населения" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 22, ст. 1512; 2014, N 15, ст. 886), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Дагестан от 12 ноября 2013 года N 581 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Улучшение условий и охраны труда в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 21 ст. 1439);
постановление Правительства Республики Дагестан от 26 ноября 2014 года N 573 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Улучшение условий и охраны труда в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 22, ст. 1349);
постановление Правительства Республики Дагестан от 12 декабря 2014 года N 615 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Улучшение условий и охраны труда в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 23, ст. 1411).
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 14 ноября 2013 года N 587
(в редакции постановления
Правительства Республики Дагестан
от 22 декабря 2014 года N 663)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство труда и социального развития Республики Дагестан | |||||
Участники Программы | - | Министерство образования и науки Республики Дагестан, | |||||
Цели Программы | - | обеспечение эффективного развития рынка труда; | |||||
Задачи Программы | - | реализация мер по содействию трудоустройству незанятых граждан, в том числе путем улучшения положения на рынке труда категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы; | |||||
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2014-2020 годы, без деления на этапы | |||||
Перечень подпрограмм | - | подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"; | |||||
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | уровень регистрируемой безработицы; | |||||
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем средств на реализацию Программы - 5690269,5 тыс. рублей, из них: | |||||
Всего | Межбюджетные трансферты | Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации | Республиканский бюджет Республики Дагестан | ||||
2014 г. | 611115926 | 549653500 | - | 61462426 | |||
2015 г. | 815436320 | 541531100 | 7000000 | 266905220 | |||
2016 г. | 790770600 | 521101900 | 7000000 | 262668700 | |||
2017 г. | 7741220000 | 504453300 | 7000000 | 262668700 | |||
2018 г. | 867559731 | 570469442 | 7000000 | 290090289 | |||
2019 г. | 913565170 | 607549957 | 7000000 | 299015213 | |||
2020 г. | 917699734 | 615448106 | 7000000 | 295251628 | |||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда; |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы, основные проблемы в указанной сфере
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены основы государственной политики по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, а также обеспечение требований охраны труда.
При этом одним из основных направлений деятельности государства в указанной сфере является развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности, поддержка трудовой инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду, являющиеся важным инструментом поддержания социальной стабильности в обществе.
Неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является и охрана труда, поскольку здоровье человека занимает ведущее место в системе социальных ценностей, а профессиональная заболеваемость и производственный травматизм, кроме того, наносят существенный ущерб экономике страны.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году среднегодовая численность безработных граждан в Республике Дагестан снизилась относительно 2011 года на 11,5 тыс. человек, а уровень общей безработицы (рассчитанной по методологии Международной организации труда (МОТ)) за указанный период - с 12,8 проц. до 11,7 проц. от численности экономически активного населения. Кроме того, снизилась и численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, с 30,8 тыс. человек (на конец 2012 года) до 34,4 тыс. человек (на конец 2011 года), что при этом обеспечило снижение уровня регистрируемой безработицы на 0,4 процентных пункта.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, Республика Дагестан по-прежнему продолжает оставаться одним из наиболее трудоизбыточных регионов Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, при которой на одну заявленную вакансию претендует около 70 незанятых трудовой деятельностью граждан (против 1 чел. в среднем по Российской Федерации).
Причиной сохранения такой локализации регионального рынка труда является недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест на фоне низкой территориальной мобильности рабочей силы, препятствующей эффективному использованию трудовых ресурсов.
В Республике Дагестан в настоящее время сохраняется и неблагоприятное состояние условий и охраны труда работающих. Так, согласно федеральным статистическим наблюдениям за состоянием условий и охраны труда, охватившим в 2012 году более 51 тыс. работников, удельный вес занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, составил 10,4 процента. Число женщин, работавших в неблагоприятных условиях труда, - 1491, из них медицинским осмотром было охвачено 86 процентов.
Сложившееся положение дел в области охраны труда обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств и технологий, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты, а также недостаточным вниманием руководителей предприятий и организаций к реконструкции и модернизации производства.
Несмотря на сокращение численности пострадавших от несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих с 0,9 (в 2008 году) до 0,2 (в 2012 году), число дней нетрудоспособности у данной категории работников в расчете на одного пострадавшего увеличилось за указанный период с 32,1 до 41,5.
Как показывает анализ, основными причинами возникновения большинства несчастных случаев на производстве являются нарушение трудовой дисциплины, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении безопасным приемам работ, нарушение требований индивидуальной и коллективной защиты.
По оценке, в республике и в дальнейшем будет наблюдаться устойчивая тенденция увеличения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к росту численности экономически активного населения и, как следствие, к увеличению предложения трудовых ресурсов. При этом текущее состояние экономики и научно-технического прогресса сохранит влияние существующих факторов, определяющих состояние условий и охраны труда.
В связи с изложенным в республике требуется принятие комплекса мер, направленных на оказание содействия трудоустройству незанятых граждан, в том числе путем улучшения положения на рынке труда категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также на снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшение условий и охраны труда в организациях республики.
Настоящая Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий органов власти всех уровней, работодателей и органов государственной службы занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве, повышению их конкурентоспособности, предотвращению роста напряженности на рынке труда и обеспечению конституционных прав работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Программно-целевой метод решения вышеуказанных вопросов обусловлен масштабом запланированных мероприятий, высокой социальной значимостью трудовой сферы для безопасности и устойчивого социально-экономического развития государства, а также требованиями федерального трудового законодательства (статья 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов реализации Программы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38, одними из основных приоритетов государственной политики являются:
трудоустройство на рабочие места постоянного и временного характера;
содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в рамках специальных программ;
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.
Исходя из указанных приоритетов государственной политики целью настоящей Программы определено обеспечение эффективного развития рынка труда и создания для работников условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
реализация мер по содействию трудоустройству незанятых граждан, в том числе путем улучшения положения на рынке труда категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшение состояния условий и охраны труда в организациях республики.
По итогам реализация Программы ожидается обеспечение поддержания общей социальной стабильности в обществе путем:
создания условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
обеспечения соблюдения трудовых прав граждан;
развития государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу.
III. Этапы и сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2014-2020 годы.
В связи с тем, что основная часть мероприятий Программы связана с реализацией постоянно действующих полномочий Российской Федерации и Республики Дагестан в сфере труда и занятости населения и в целях обеспечения непрерывности и преемственности предусмотренных мероприятий выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.
В ходе исполнения Программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития страны.
IV. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
Для целей мониторинга реализации вышеобозначенных задач будут использоваться следующие показатели (индикаторы):
уровень регистрируемой безработицы;
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1 тыс. работающих.
Сведения о значениях указанных целевых показателей (индикаторов) Программы приведены в приложении N 1.
Состав целевых показателей (индикаторов) Программы сформирован на основе следующих принципов:
максимальная информативность при минимальном количестве показателей;
наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации Программы;
применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;
наличие объективных источников информации;
возможность получения отчетных данных с минимально возможными затратами.
В перечень включены показатели, характеризующие результативность решения задач Программы, реализуемых на постоянной основе и имеющих количественное выражение. Критерием отбора показателей является отражение качественной характеристики итогов реализации конкретной задачи.
Показатели носят открытый характер и предусматривают возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда.
Планируемые значения показателей реализации задач Программы определены исходя из предпосылки преодоления финансово-экономического кризиса, стабилизации ситуации в 2013 году и последующего экономического роста и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации.
V. Подпрограммы Программы