(с изменениями на 27 июня 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 29.09.2015 N 144, от 31.12.2015 N 207, от 18.04.2016 N 70, от 21.06.2016 N 109, от 14.03.2017 N 38, от 06.09.2017 N 136, от 14.03.2018 N 55, от 31.05.2018 N 95, от 30.07.2018 N 120, от 17.09.2018 N 144, от 25.12.2018 N 184, от 11.03.2019 N 38, от 16.05.2019 N 79, от 07.11.2019 N 169, от 19.03.2020 N 32, от 17.03.2021 N 33, от 06.08.2021 N 106, от 23.05.2022 N 76, от 27.12.2022 N 199, от 05.05.2023 N 73, от 27.06.2024 N 115)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства".
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 19.03.2020 N 32)
2. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия разместить государственную программу Республики Ингушетия, утвержденную настоящим Постановлением, на своем официальном сайте в двухнедельный срок со дня подписания настоящего Постановления.
3. Признать утратившими силу:
Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 14 декабря 2013 г. N 903-р;
Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 15 апреля 2014 г. N 364-р.
Председатель Правительства
Республики Ингушетия
А.МАЛЬСАГОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "РАЗВИТИЕ СФЕРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 27.06.2024 N 115)
Строительная отрасль имеет существенное значение в развитии Республики Ингушетия, оказывая прямое влияние на экономический потенциал региона и обеспечивая повышение уровня и качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и сектора услуг.
Сфера строительства охватывает различные области, включая социальную, коммунальную, транспортную, промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую и другие области, функционирование которых напрямую влияет на возможности повышения благополучия граждан посредством улучшения жилищных условий, создания рабочих мест, производства продукции, развития логистики и иных направлений.
На сегодняшний день строительный сектор имеет значительный потенциал для ускорения темпов развития экономики Республики Ингушетия.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем работ по виду деятельности "Строительство" в Республике Ингушетия за 2023 год составил порядка 5571,0 млн. рублей, или 71,6% к соответствующему периоду 2022 года.
Снижение показателей обусловлено отсутствием финансирования в 2023 году крупного объекта в рамках непрограммной части ФАИП - строительство и реконструкция участка на территории Республики Ингушетия автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Также уменьшилось финансирование объектов капитального строительства в рамках региональных проектов на 2023 год по сравнению с 2022 годом на 35,7%.
Ввод в действие жилья по Республике Ингушетия вырос по сравнению с 2022 г. в 1,2 раза и составил 162,6 тыс. квадратных метров. В 2023 году были предоставлены социальные выплаты на улучшение жилищных условий 14 семьям, в 2024 году будут предоставлены еще 13 семьям.
Влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
Критичной проблемой развития Республики Ингушетия остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Энергетическая система Республики Ингушетия характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередач (60 процентов), значительными техническими потерями в сетях (45 процентов).
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Ингушетия характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, что связанно с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов). Пропускная способность существующих коллекторов не отвечает сегодняшним потребностям и нуждам населения.
По итогам анализа предприятий коммунального сектора выявлен ряд проблемных вопросов, в том числе заниженный уровень тарифов, низкая собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, нарушение порядка учета имущества, большие потери в сетях и др. В связи с этим утверждена программа (план) устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (30 ноября 2021 года).
По результатам экспертной оценки сейсмического риска Республика Ингушетия относится к первой группе сейсмически опасных регионов с сейсмичностью 9 - 10 баллов.
Строительная отрасль в настоящее время претерпевает некоторые трудности, вызванные в первую очередь низкой инвестиционной активностью в республике и санкционным давлением на российскую экономику, а также волатильностью цен на строительные ресурсы.
За период 2021 - 2023 годов достигнуты следующие основные результаты, оказывающие влияние на строительную отрасль:
Министерство строительства Республики Ингушетия определено единым заказчиком проектирования, строительства и реконструкции объектов, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично с привлечением средств бюджета Республики Ингушетия (Постановление Правительства Республики Ингушетия от 6 февраля 2020 г. N 13);
расширены основания для перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы, между годами и (или) объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимого имущества;
реализованы мероприятия по компенсации в 2022 году за счет средств федерального бюджета удорожания строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы;
внедрена возможность направления застройщиками (техническими заказчиками) изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.
Вместе с тем в сфере реализации Программы сохраняются следующие основные проблемы:
высокая дотационность республиканского бюджета;
дефицит финансирования объектов государственного заказа Республики Ингушетия;
строительство объектов капитального строительства с низкими технико-экономическими показателями и энергоэффективностью;
отсутствие средств по обеспечению сбалансированности финансирования Программы для достижения результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации и Республики Ингушетия;
наличие большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
Строительная отрасль является двигателем восстановления экономики при преодолении последствий кризисных явлений. Программа направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями в увязке с иными государственными программами Республики Ингушетия, содержащими цели и задачи строительства, реконструкции объектов капитального строительства и реализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов).
Приоритеты государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474), Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р.
Основными приоритетами государственной политики в строительной и жилищно-коммунальной сфере являются:
увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан;
обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения и коммунальной инфраструктуры.
Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей Программы:
увеличение годового объема ввода жилья до 0,534 млн. кв. метров к 2030 году;
улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 9,3 тыс. семей;
обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году не менее 50 процентам населения.
Указанные цели Программы соответствуют показателям национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 (далее - национальные цели).
Для достижения указанных целей в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах";
направление "Капитальное строительство, ремонт, реконструкция и техническое перевооружение объектов государственного заказа";
направление "Защита прав граждан - участников долевого строительства";
направление "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия";