ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2014 года N 200


Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства"

(с изменениями на 27 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 29.09.2015 N 144, от 31.12.2015 N 207, от 18.04.2016 N 70, от 21.06.2016 N 109, от 14.03.2017 N 38, от 06.09.2017 N 136, от 14.03.2018 N 55, от 31.05.2018 N 95, от 30.07.2018 N 120, от 17.09.2018 N 144, от 25.12.2018 N 184, от 11.03.2019 N 38, от 16.05.2019 N 79, от 07.11.2019 N 169, от 19.03.2020 N 32, от 17.03.2021 N 33, от 06.08.2021 N 106, от 23.05.2022 N 76, от 27.12.2022 N 199, от 05.05.2023 N 73, от 27.06.2024 N 115)




1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства".


(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 19.03.2020 N 32)


2. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия разместить государственную программу Республики Ингушетия, утвержденную настоящим Постановлением, на своем официальном сайте в двухнедельный срок со дня подписания настоящего Постановления.


3. Признать утратившими силу:


Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 14 декабря 2013 г. N 903-р;


Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 15 апреля 2014 г. N 364-р.



Председатель Правительства
Республики Ингушетия
А.МАЛЬСАГОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от 22 октября 2014 г. N 200



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "РАЗВИТИЕ СФЕРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"

(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 27.06.2024 N 115)




Стратегические приоритеты государственной программы Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства"



1. Оценка текущего состояния строительной и жилищно-коммунальной сферы Республики Ингушетия


Строительная отрасль имеет существенное значение в развитии Республики Ингушетия, оказывая прямое влияние на экономический потенциал региона и обеспечивая повышение уровня и качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и сектора услуг.


Сфера строительства охватывает различные области, включая социальную, коммунальную, транспортную, промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую и другие области, функционирование которых напрямую влияет на возможности повышения благополучия граждан посредством улучшения жилищных условий, создания рабочих мест, производства продукции, развития логистики и иных направлений.


На сегодняшний день строительный сектор имеет значительный потенциал для ускорения темпов развития экономики Республики Ингушетия.


По данным Федеральной службы государственной статистики, объем работ по виду деятельности "Строительство" в Республике Ингушетия за 2023 год составил порядка 5571,0 млн. рублей, или 71,6% к соответствующему периоду 2022 года.


Снижение показателей обусловлено отсутствием финансирования в 2023 году крупного объекта в рамках непрограммной части ФАИП - строительство и реконструкция участка на территории Республики Ингушетия автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Также уменьшилось финансирование объектов капитального строительства в рамках региональных проектов на 2023 год по сравнению с 2022 годом на 35,7%.


Ввод в действие жилья по Республике Ингушетия вырос по сравнению с 2022 г. в 1,2 раза и составил 162,6 тыс. квадратных метров. В 2023 году были предоставлены социальные выплаты на улучшение жилищных условий 14 семьям, в 2024 году будут предоставлены еще 13 семьям.


Влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.


Критичной проблемой развития Республики Ингушетия остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Энергетическая система Республики Ингушетия характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередач (60 процентов), значительными техническими потерями в сетях (45 процентов).


Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Ингушетия характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, что связанно с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов). Пропускная способность существующих коллекторов не отвечает сегодняшним потребностям и нуждам населения.


По итогам анализа предприятий коммунального сектора выявлен ряд проблемных вопросов, в том числе заниженный уровень тарифов, низкая собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, нарушение порядка учета имущества, большие потери в сетях и др. В связи с этим утверждена программа (план) устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (30 ноября 2021 года).


По результатам экспертной оценки сейсмического риска Республика Ингушетия относится к первой группе сейсмически опасных регионов с сейсмичностью 9 - 10 баллов.


Строительная отрасль в настоящее время претерпевает некоторые трудности, вызванные в первую очередь низкой инвестиционной активностью в республике и санкционным давлением на российскую экономику, а также волатильностью цен на строительные ресурсы.


За период 2021 - 2023 годов достигнуты следующие основные результаты, оказывающие влияние на строительную отрасль:


Министерство строительства Республики Ингушетия определено единым заказчиком проектирования, строительства и реконструкции объектов, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично с привлечением средств бюджета Республики Ингушетия (Постановление Правительства Республики Ингушетия от 6 февраля 2020 г. N 13);


расширены основания для перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы, между годами и (или) объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимого имущества;


реализованы мероприятия по компенсации в 2022 году за счет средств федерального бюджета удорожания строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы;


внедрена возможность направления застройщиками (техническими заказчиками) изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.


Вместе с тем в сфере реализации Программы сохраняются следующие основные проблемы:


высокая дотационность республиканского бюджета;


дефицит финансирования объектов государственного заказа Республики Ингушетия;


строительство объектов капитального строительства с низкими технико-экономическими показателями и энергоэффективностью;


отсутствие средств по обеспечению сбалансированности финансирования Программы для достижения результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации и Республики Ингушетия;


наличие большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной Программы


Строительная отрасль является двигателем восстановления экономики при преодолении последствий кризисных явлений. Программа направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями в увязке с иными государственными программами Республики Ингушетия, содержащими цели и задачи строительства, реконструкции объектов капитального строительства и реализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов).


Приоритеты государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474), Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р.


Основными приоритетами государственной политики в строительной и жилищно-коммунальной сфере являются:


увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан;


обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения и коммунальной инфраструктуры.


Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей Программы:


увеличение годового объема ввода жилья до 0,534 млн. кв. метров к 2030 году;


улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 9,3 тыс. семей;


обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году не менее 50 процентам населения.


Указанные цели Программы соответствуют показателям национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 (далее - национальные цели).


Для достижения указанных целей в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:


направление "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах";


направление "Капитальное строительство, ремонт, реконструкция и техническое перевооружение объектов государственного заказа";


направление "Защита прав граждан - участников долевого строительства";


направление "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия";


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»