Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства", утвержденную Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 октября 2014 г. N 200 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства".
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Ингушетия
М.М.ЕВЛОЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "РАЗВИТИЕ СФЕРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Государственную программу Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства" изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "РАЗВИТИЕ СФЕРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Стратегические приоритеты
государственной программы Республики Ингушетия "Развитие
сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
1. Оценка текущего состояния строительной
и жилищно-коммунальной сферы Республики Ингушетия
Строительная отрасль имеет существенное значение в развитии Республики Ингушетия, оказывая прямое влияние на экономический потенциал региона и обеспечивая повышение уровня и качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и сектора услуг.
Сфера строительства охватывает различные области, включая социальную, коммунальную, транспортную, промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую и другие области, функционирование которых напрямую влияет на возможности повышения благополучия граждан посредством улучшения жилищных условий, создания рабочих мест, производства продукции, развития логистики и иных направлений.
На сегодняшний день строительный сектор имеет значительный потенциал для ускорения темпов развития экономики Республики Ингушетия.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем работ по виду деятельности "Строительство" в Республике Ингушетия за 2023 год составил порядка 5571,0 млн. рублей, или 71,6% к соответствующему периоду 2022 года.
Снижение показателей обусловлено отсутствием финансирования в 2023 году крупного объекта в рамках непрограммной части ФАИП - строительство и реконструкция участка на территории Республики Ингушетия автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Также уменьшилось финансирование объектов капитального строительства в рамках региональных проектов на 2023 год по сравнению с 2022 годом на 35,7%.
Ввод в действие жилья по Республике Ингушетия вырос по сравнению с 2022 г. в 1,2 раза и составил 162,6 тыс. квадратных метров. В 2023 году были предоставлены социальные выплаты на улучшение жилищных условий 14 семьям, в 2024 году будут предоставлены еще 13 семьям.
Влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
Критичной проблемой развития Республики Ингушетия остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Энергетическая система Республики Ингушетия характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередач (60 процентов), значительными техническими потерями в сетях (45 процентов).
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Ингушетия характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, что связанно с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов). Пропускная способность существующих коллекторов не отвечает сегодняшним потребностям и нуждам населения.
По итогам анализа предприятий коммунального сектора выявлен ряд проблемных вопросов, в том числе заниженный уровень тарифов, низкая собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, нарушение порядка учета имущества, большие потери в сетях и др. В связи с этим утверждена программа (план) устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (30 ноября 2021 года).
По результатам экспертной оценки сейсмического риска Республика Ингушетия относится к первой группе сейсмически опасных регионов с сейсмичностью 9 - 10 баллов.
Строительная отрасль в настоящее время претерпевает некоторые трудности, вызванные в первую очередь низкой инвестиционной активностью в республике и санкционным давлением на российскую экономику, а также волатильностью цен на строительные ресурсы.
За период 2021 - 2023 годов достигнуты следующие основные результаты, оказывающие влияние на строительную отрасль:
Министерство строительства Республики Ингушетия определено единым заказчиком проектирования, строительства и реконструкции объектов, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично с привлечением средств бюджета Республики Ингушетия (Постановление Правительства Республики Ингушетия от 6 февраля 2020 г. N 13);
расширены основания для перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы, между годами и (или) объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимого имущества;
реализованы мероприятия по компенсации в 2022 году за счет средств федерального бюджета удорожания строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы;
внедрена возможность направления застройщиками (техническими заказчиками) изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.
Вместе с тем в сфере реализации Программы сохраняются следующие основные проблемы:
высокая дотационность республиканского бюджета;
дефицит финансирования объектов государственного заказа Республики Ингушетия;
строительство объектов капитального строительства с низкими технико-экономическими показателями и энергоэффективностью;
отсутствие средств по обеспечению сбалансированности финансирования Программы для достижения результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации и Республики Ингушетия;
наличие большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации государственной Программы
Строительная отрасль является двигателем восстановления экономики при преодолении последствий кризисных явлений. Программа направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями в увязке с иными государственными программами Республики Ингушетия, содержащими цели и задачи строительства, реконструкции объектов капитального строительства и реализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов).
Приоритеты государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474), Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р.
Основными приоритетами государственной политики в строительной и жилищно-коммунальной сфере являются:
увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан;
обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения и коммунальной инфраструктуры.
Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей Программы:
увеличение годового объема ввода жилья до 0,534 млн. кв. метров к 2030 году;
улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 9,3 тыс. семей;
обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году не менее 50 процентам населения.
Указанные цели Программы соответствуют показателям национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 (далее - национальные цели).
Для достижения указанных целей в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах";
направление "Капитальное строительство, ремонт, реконструкция и техническое перевооружение объектов государственного заказа";
направление "Защита прав граждан - участников долевого строительства";
направление "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия";
направление "Обеспечение жильем молодых семей".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ
Российской Федерации
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р.