(с изменениями на 18 февраля 2008 года)
Принят Законодательным Собранием
Пермской края 17 июля 2003 года
________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермской края от 29 декабря 2004 года N 1962-425
Законом Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК
________________________________________________________
Статья 1
Утвердить краевую целевую Программу развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы (прилагается). (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)
Статья 2
Объем финансирования краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы определять ежегодно при формировании краевого
бюджета отдельной строкой. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)
Статья 3
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 4
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Пермской края
Ю.П. Трутнев
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
НАРОДОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2004-2008 ГОДЫ
Наименование Программы | Краевая целевая Программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы |
Основание разработки Программы | Постановление Законодательного Собрания Пермской края от 17.04.2003 N 757 «О Концепции областной целевой комплексной Программы развития и гармонизации национальных отношений Пермской края на 2004-2008 годы», распоряжение губернатора Пермской края от 07.05.2003 N 241-р «О разработке проекта областной целевой комплексной Программы развития и гармонизации национальных отношений Пермской края на 2004-2008 годы» |
Государственный заказчик Программы | Администрация губернатора Пермского края
|
Основные разработчики Программы | Администрация губернатора Пермского края |
Руководитель Программы | Общее руководство Программой осуществляет руководитель Администрации губернатора Пермского края, курирующий сферу национальных отношений |
Исполнители Программы | Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики), Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство образования Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края |
Участники Программы | Органы местного самоуправления, государственные и негосударственные (национально-культурные и другие общественные) организации Пермского края |
Цель Программы | Создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории края, укрепление правовой базы государственной национальной политики Пермского края |
Задачи Программы | 1. В сфере политической и государственно-правовой: |
Сроки реализации Программы | 2004-2008 годы |
Этапы реализации Программы | 1-й этап (2004 год) - разработка и апробация новых механизмов и технологий реализации Программы, продвижение пилотных проектов по совершенствованию основных ее направлений и разделов; |
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования (в редакции Закона Пермской края от 29 декабря 2004 года N 1962-425) | Общая финансовая потребность на реализацию Программы составляет из бюджета области 35834 тыс.рублей. Суммы ежегодного финансирования Программы из бюджета края определяются при утверждении бюджета соответствующего года с учетом ежегодного увеличения финансирования в связи с расширением сферы действия Программы, увеличением охвата клиентной группы, активным включением в реализацию Программы большего количества городов и районов края с компактным проживанием этнических меньшинств. Финансовая потребность по годам в ценах 2003 года составляет: 6808 тыс.рублей 2004 год (1-й этап) - 7193 тыс. рублей 2008 год (3-й этап) - 9206 тыс.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Создание целостной системы государственного регулирования этносоциальных процессов обеспечит: |
Система контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Администрация губернатора Пермского края и Контрольно-счетная палата Пермского края |
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Объектом регулирования Программы являются этническое развитие и межэтнические отношения в Пермском крае. Предметом регулирования Программы являются этносоциальные процессы в Пермском крае, включающие в себя экономические, политические и культурные аспекты этнического и межэтнического развития. Сферой действия Программы является национальная сфера как неотъемлемая часть социальной сферы. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)
Ксенофобия - враждебное отношение ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.
Культура этноса - совокупность компонентов материальной, духовной и социально-нормативной культуры, которые сформировались в рамках данного этноса, являются для него специфическими и выделяют его среди других этносов.
Межэтническая гармонизация - оптимизация национальной политики, сбалансирование межэтнических процессов на научной основе.
Межэтническая коммуникация - обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.
Менталитет - относительно целостная совокупность мысли, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности.
Миграция населения - перемещение населения, изменение его места жительства.
Мониторинг - система постоянных наблюдений, анализа и оценки каких-либо процессов и явлений с целью определения характера, тенденций и закономерностей в их развитии.
Национализм - трактовка нации как высшей формы общности людей, приоритет этнических ценностей, как перед личностными, так и перед иными групповыми ценностями.
Полиэтничность - специфическое состояние общества, в котором проживают одновременно множество различных этничностей.
Социальная стратификация - социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях.
Толерантность - отношение к другому или иному как равноценному себе самому и своему собственному.
Шовинизм - крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.
Этническая дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по этническим признакам.
Этническая интеграция - сохранение разными этническими группами, находящимися в межкультурном взаимодействии, присущих им культурных индивидуальностей при объединении их в одно общество на иных основаниях.
Этническая диаспора - компактное проживание какой-либо этничности за пределами региона своего происхождения, получившее институциональные рамки.
Этническая культура - совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференциирующую функцию.
Этническая самоидентификация - причисление себя к группе людей определенной национальности.
Этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада этноса, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.
Этнические ценности - система приоритетов определенной этнической группы.
Этнические чувства - эмоциональные отношения людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.
Этнический конфликт - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются и действуют по принципу этнических различий.
Этнический стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей; схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.
Этническое меньшинство - группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающей ее иноэтничному населению.
Этничность - совокупность характерных культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.
Этнорегиональный компонент - этнокультурное содержание учебного материала, отражающее национально-культурную специфику территории края с компактным проживанием населения той или иной национальности».
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации, статьей 19 которой гарантировано «равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка», статьей 26 предусматривается возможность реализации гражданами прав «на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»;
Законом РСФСР «О языках народов Российской Федерации», регламентирующим правовое регулирование развития национальных языков;
Федеральным законом «Об общественных объединениях», регулирующим деятельность общественных объединений;
Федеральным законом «О национально-культурной автономии», конкретизирующим правовой подход в деятельности национально-культурных объединений и определяющим правовой статус национально-культурной автономии;
Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», устанавливающим правовые основы гарантий самобытности социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации;
Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, определяющей основные направления национальной политики и предполагающей программный подход в решении актуальных проблем национальной сферы в субъектах России.
Таким образом, на федеральном уровне создана и действует нормативная правовая база государственной национальной политики, которая обуславливает разработку нормативных правовых актов на региональном уровне.
На динамику и характер национальных отношений в Пермском крае большое влияние оказывают общепризнанные нормы международного и российского права, регламентирующие базовые критерии прав граждан любой национальности, а также целых народов и этнических групп. Поэтому государственная национальная политика в Пермском крае основывается на принципах Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, в том числе в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)
Программа является основным нормативным правовым актом Пермского края, регламентирующим развитие и гармонизацию национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы и конкретным механизмом реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на территории края. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)
Пермский край - один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации. Исторически сложилось так, что в процессе многовекового развития на ее территории сформировалось и проживает в настоящее время более 120 народов славянской, тюркской, финно-угорской и других этнических групп. Развитие и гармонизация национальных отношений является важнейшей составляющей социокультурной политики региона. Законодательной и исполнительной властью Пермского края в этой сфере накоплен большой опыт. Системность и комплексность деятельности администрации края в сфере межнациональных отношений обеспечивается на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых программах. С 1993 года, когда в Пермском крае была разработана первая в России программа поддержки развития национальных культур, выполнено уже три программы. Однако акцент в них делался на развитие национальных культур: две краевые программы поддержки развития национальных культур народов Прикамья на 1993-1995 годы и на 1996-1998 годы. Комплексная программа развития и гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999-2003 годы явилась механизмом реализации конституционных прав на сохранение и развитие родных языков, культур представителей народов и этнических групп, проживающих в регионе, и одновременно - гармонизации отношений между этими народами. В ходе осуществления данной программы ставка была сделана на конкретные дела с реальными целями и конкретными результатами. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)
В крае действует 81 общеобразовательное учреждение с изучением родного (нерусского) языка, в том числе 77 - с изучением татарского языка, 1 - с изучением удмуртского языка, 3 - с изучением марийского языка. Обеспеченность данных общеобразовательных учреждений учебниками нового поколения по родному (нерусскому) языку и литературе составляет 20%. Формами дополнительного образования с этнокультурным содержанием охвачено 20% учащихся. Работают 184 национальных творческих коллектива, объединяющих около 2000 тысяч участников. Ежегодно организуется по две-три региональных выставки народных промыслов с участием более 80 народных умельцев, в том числе 12, имеющих почетное звание «Народный мастер Прикамья» (звание присваивается Законодательным Собранием Пермского края). В 8 территориях края работает 18 спортивных объединений, культивирующих национальные виды спорта с охватом около 300 человек. Конкретный вклад в развитие национальной сферы вносят 65 общественных национально-культурных объединений, действующих на территории края. В 2002-2003 годах в номинациях краевого конкурса социальных и культурных проектов годов «Прикамье - наш общий дом» и «Прикамью - культуру межнациональных отношений» заявлено 26 проектов, 7 из которых признаны победителями. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)