Недействующий

ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 августа 2003 года N 942-185


Об областной целевой Программе
развития и гармонизации национальных отношений
народов Пермской края на 2004-2008 годы

(с изменениями на 18 февраля 2008 года)


Принят Законодательным Собранием
Пермской края 17 июля 2003 года

________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пермской края от 29 декабря 2004 года N 1962-425

Законом Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК

________________________________________________________     

Статья 1


Утвердить краевую целевую Программу развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы (прилагается). (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)

Статья 2


Объем финансирования краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы определять ежегодно при формировании краевого

бюджета отдельной строкой. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)

Статья 3


Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством.


Статья 4


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Пермской края
Ю.П. Трутнев


Приложение
к Закону Пермской края
от 18 августа 2003 года N 942-185
(в редакции Закона Пермской края
от 29 декабря 2004 года N 1962-425,
 от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
НАРОДОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2004-2008 ГОДЫ


Паспорт
краевой целевой Программы


Наименование Программы

Краевая целевая Программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы

Основание разработки Программы

Постановление Законодательного Собрания Пермской края от 17.04.2003 N 757 «О Концепции областной целевой комплексной Программы развития и гармонизации национальных отношений Пермской края на 2004-2008 годы», распоряжение губернатора Пермской края от 07.05.2003 N 241-р «О разработке проекта областной целевой комплексной Программы развития и гармонизации национальных отношений Пермской края на 2004-2008 годы»

Государственный заказчик Программы

Администрация губернатора Пермского края

 

Основные разработчики Программы

Администрация губернатора Пермского края

Руководитель Программы

Общее руководство Программой осуществляет руководитель Администрации губернатора Пермского края, курирующий сферу национальных отношений

Исполнители Программы

Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики), Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство образования Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края

Участники Программы

Органы местного самоуправления, государственные и негосударственные (национально-культурные и другие общественные) организации Пермского края

Цель Программы

Создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории края, укрепление правовой базы государственной национальной политики Пермского края

Задачи Программы

1. В сфере политической и государственно-правовой:
создание правовой базы для регулирования национальных отношений в Пермском крае;
создание целостной системы государственной поддержки этносоциального развития народов с учетом задач стратегии социально-экономического развития и национальной политики в Пермском крае;
разработка системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов;
обеспечение комплексного подхода к регулированию этнических миграционных процессов в Пермском крае;
разработка мер по противодействию любым проявлениям агрессивного национализма и экстремизма, усилению ответственности за разжигание межнациональной розни;
формирование установок толерантного поведения и сознания жителей края, культивирование чувства российского патриотизма;
совершенствование федеративных отношений на основе активизации интеграционных процессов Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
2. В сфере социально-экономической:
обеспечение условий для удовлетворения социальных потребностей народов, населяющих Пермский край;
выравнивание социально-экономических показателей уровня жизни народов Пермского края, предотвращение социальной стратификации по этническим признакам.
3. В сфере культурно - духовной:
распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма;
этнокультурное развитие народов Пермского края с учетом соблюдения прав и свобод граждан;
сохранение и приумножение культурно - исторического наследия Пермского края,
дальнейшее развитие национально-культурной самобытности народов:
в отношении коми-пермяков и коми-язьвинцев, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - сохранение и развитие их этнической уникальности;
в отношении народов, традиционно населяющих Пермский край, - создание условий для самостоятельного развития;
в отношении этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов,
содействие интеграции в местное региональное сообщество;
совершенствование деятельности учреждений культуры и образования по воспитанию уважения к истории, культуре, языкам народов Прикамья и России, формированию культуры межэтнического диалога;
обеспечение оптимальных условий для развития и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, сохранения и развития языков народов
Пермского края;
восстановление и развитие культурных связей со странами дальнего и ближнего зарубежья

Сроки реализации Программы

2004-2008 годы

Этапы реализации Программы

1-й этап (2004 год) - разработка и апробация новых механизмов и технологий реализации Программы, продвижение пилотных проектов по совершенствованию основных ее направлений и разделов;
2-й этап (2005-2006 годы) - оптимизация координации региональной национальной политики, аналитический мониторинг результатов реализации Программы;
3-й этап (2007-2008 годы) - выход на качественно новый уровень развития этнических и межэтнических процессов в Пермском крае, внедрение в повседневную практику межэтнического общения разработанных и апробированных позитивных технологий и методик, определение перспектив

Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования (в редакции Закона Пермской края от 29 декабря 2004 года N 1962-425)

Общая финансовая потребность на реализацию Программы составляет из бюджета области 35834 тыс.рублей. Суммы ежегодного финансирования Программы из бюджета края определяются при утверждении бюджета соответствующего года с учетом ежегодного увеличения финансирования в связи с расширением сферы действия Программы, увеличением охвата клиентной группы, активным включением в реализацию Программы большего количества городов и районов края с компактным проживанием этнических меньшинств. Финансовая потребность по годам в ценах 2003 года составляет:

6808 тыс.рублей

     2004 год (1-й этап) - 7193 тыс. рублей
     2005 год (2-й этап) - 5993 тыс. рублей
     2006 год (2-й этап) - 6634 тыс. рублей
     2007 год (3-й этап) - 6808 тыс.рублей

     2008 год (3-й этап) - 9206 тыс.рублей

     
Для реализации Программы предполагается привлечь финансовые средства:
из местных бюджетов;
из федерального бюджета за счет федеральных целевых программ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», «Русский язык» и других;
из внебюджетных источников

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание целостной системы государственного регулирования этносоциальных процессов обеспечит:
поддержку развития народов с учетом задач государственной национальной политики в
Пермском крае:
в отношении коми-пермяков и коми-язьвинцев, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - сохранение и развитие их этнической уникальности;
в отношении народов, традиционно населяющих Пермский край, - создание условий для самостоятельного развития;
в отношении этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, - содействие интеграции в местное региональное сообщество;
реализацию прав граждан любой национальности на сохранение, развитие национальной культуры, использование родного языка, а также удовлетворение этнокультурных и этнообразовательных потребностей многонационального населения (повышение уровня владения учащимися родным (нерусским) языком на 30%, обеспечения учебниками национальных образовательных учреждений на 50%; увеличение количества участников национальных праздников, фестивалей, смотров на 30%, числа национальных творческих коллективов на 15%; расширение сети спортивных клубов, секций, организаций по национальным видам спорта на 50%);
укрепление партнерских отношений органов власти Пермского края с национальными общественными объединениями (увеличение количества национальных объединений на 25%, социально значимых акций, проектов на 35%);
снижение зафиксированного уровня проявлений межнациональной напряженности на 25%

Система контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Администрация губернатора Пермского края и Контрольно-счетная палата Пермского края


1. Общие положения

   

1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы


Объектом регулирования Программы являются этническое развитие и межэтнические отношения в Пермском крае. Предметом регулирования Программы являются этносоциальные процессы в Пермском крае, включающие в себя экономические, политические и культурные аспекты этнического и межэтнического развития. Сферой действия Программы является национальная сфера как неотъемлемая часть социальной сферы. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)

  

1.2. Понятия и термины, используемые в Программе


Ксенофобия - враждебное отношение ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.

Культура этноса - совокупность компонентов материальной, духовной и социально-нормативной культуры, которые сформировались в рамках данного этноса, являются для него специфическими и выделяют его среди других этносов.

Межэтническая гармонизация - оптимизация национальной политики, сбалансирование межэтнических процессов на научной основе.  

Межэтническая коммуникация - обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Менталитет - относительно целостная совокупность мысли, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности.

Миграция населения - перемещение населения, изменение его места жительства.

Мониторинг - система постоянных наблюдений, анализа и оценки каких-либо процессов и явлений с целью определения характера, тенденций и закономерностей в их развитии.

Национализм - трактовка нации как высшей формы общности людей, приоритет этнических ценностей, как перед личностными, так и перед иными групповыми ценностями.

Полиэтничность - специфическое состояние общества, в котором проживают одновременно множество различных этничностей.

Социальная стратификация - социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях.
     

Толерантность - отношение к другому или иному как равноценному себе самому и своему собственному.

Шовинизм - крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.

Этническая дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по этническим признакам.

Этническая интеграция - сохранение разными этническими группами, находящимися в межкультурном взаимодействии, присущих им культурных индивидуальностей при объединении их в одно общество на иных основаниях.

Этническая диаспора - компактное проживание какой-либо этничности за пределами региона своего происхождения, получившее институциональные рамки.

Этническая культура - совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференциирующую функцию.

Этническая самоидентификация - причисление себя к группе людей определенной национальности.

Этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада этноса, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.

Этнические ценности - система приоритетов определенной этнической группы.

Этнические чувства - эмоциональные отношения людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.

Этнический конфликт - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются и действуют по принципу этнических различий.

Этнический стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей; схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

Этническое меньшинство - группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающей ее иноэтничному населению.

Этничность - совокупность характерных культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.

Этнорегиональный компонент - этнокультурное содержание учебного материала, отражающее национально-культурную специфику территории края с компактным проживанием населения той или иной национальности».


1.3. Нормативная правовая база принятия Программы


Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Конституцией Российской Федерации, статьей 19 которой гарантировано «равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка», статьей 26 предусматривается возможность реализации гражданами прав «на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»;

Законом РСФСР «О языках народов Российской Федерации», регламентирующим правовое регулирование развития национальных языков;

Федеральным законом «Об общественных объединениях», регулирующим деятельность общественных объединений;

Федеральным законом «О национально-культурной автономии», конкретизирующим правовой подход в деятельности национально-культурных объединений и определяющим правовой статус национально-культурной автономии;

Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», устанавливающим правовые основы гарантий самобытности социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, определяющей основные направления национальной политики и предполагающей программный подход в решении актуальных проблем национальной сферы в субъектах России.

Таким образом, на федеральном уровне создана и действует нормативная правовая база государственной национальной политики, которая обуславливает разработку нормативных правовых актов на региональном уровне.

На динамику и характер национальных отношений в Пермском крае большое влияние оказывают общепризнанные нормы международного и российского права, регламентирующие базовые критерии прав граждан любой национальности, а также целых народов и этнических групп. Поэтому государственная национальная политика в Пермском крае основывается на принципах Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, в том числе в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации.  (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)

Программа является основным нормативным правовым актом Пермского края, регламентирующим развитие и гармонизацию национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы и конкретным механизмом реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на территории края. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)


2. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами


Пермский край - один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации. Исторически сложилось так, что в процессе многовекового развития на ее территории сформировалось и проживает в настоящее время более 120 народов славянской, тюркской, финно-угорской и других этнических групп. Развитие и гармонизация национальных отношений является важнейшей составляющей социокультурной политики региона. Законодательной и исполнительной властью Пермского края в этой сфере накоплен большой опыт. Системность и комплексность деятельности администрации края в сфере межнациональных отношений обеспечивается на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых программах. С 1993 года, когда в Пермском крае была разработана первая в России программа поддержки развития национальных культур, выполнено уже три программы. Однако акцент в них делался на развитие национальных культур: две краевые программы поддержки развития национальных культур народов Прикамья на 1993-1995 годы и на 1996-1998 годы. Комплексная программа развития и гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999-2003 годы явилась механизмом реализации конституционных прав на сохранение и развитие родных языков, культур представителей народов и этнических групп, проживающих в регионе, и одновременно - гармонизации отношений между этими народами. В ходе осуществления данной программы ставка была сделана на конкретные дела с реальными целями и конкретными результатами. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)

В крае действует 81 общеобразовательное учреждение с изучением родного (нерусского) языка, в том числе 77 - с изучением татарского языка, 1 - с изучением удмуртского языка, 3 - с изучением марийского языка. Обеспеченность данных общеобразовательных учреждений учебниками нового поколения по родному (нерусскому) языку и литературе составляет 20%. Формами дополнительного образования с этнокультурным содержанием охвачено 20% учащихся. Работают 184 национальных творческих коллектива, объединяющих около 2000 тысяч участников. Ежегодно организуется по две-три региональных выставки народных промыслов с участием более 80 народных умельцев, в том числе 12, имеющих почетное звание «Народный мастер Прикамья» (звание присваивается Законодательным Собранием Пермского края). В 8 территориях края работает 18 спортивных объединений, культивирующих национальные виды спорта с охватом около 300 человек. Конкретный вклад в развитие национальной сферы вносят 65 общественных национально-культурных объединений, действующих на территории края. В 2002-2003 годах в номинациях краевого конкурса социальных и культурных проектов годов «Прикамье - наш общий дом» и «Прикамью - культуру межнациональных отношений» заявлено 26 проектов, 7 из которых признаны победителями. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»