ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2015 года N 375-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 28.11.2014 г. N 644-П


Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в государственную программу Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области" на 2015 - 2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 28.11.2014 года N 644-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области" на 2015 - 2017 годы" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2014, N 4, часть VIII), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ






Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 20 июля 2015 года N 375-П

Государственная программа Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области" на 2015 - 2017 годы"

Паспорт государственной программы Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области" на 2015 - 2017 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство здравоохранения Челябинской области (далее именуется - Минздрав ЧО)

Соисполнители государственной программы

-

Министерство образования и науки Челябинской области;

государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Челябинской области (по согласованию)

Подпрограммы государственной программы

-

подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка";

подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей";

подпрограмма "Оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе детям";

подпрограмма "Управление развитием отрасли здравоохранения";

подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";

подпрограмма "Укрепление материально-технической базы организаций в части проведения текущего и капитального ремонтов, противоаварийных и противопожарных мероприятий"

Программно-целевые инструменты государственной программы

-

отсутствуют

Цели государственной программы

-

улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Челябинской области

Задачи государственной программы

-

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

повышение эффективности государственной и муниципальной систем здравоохранения Челябинской области;

обеспечение системы здравоохранения Челябинской области высококвалифицированными кадрами

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

смертность от всех причин;

материнская смертность;

младенческая смертность;

смертность детей в возрасте 0 - 17 лет;

смертность от болезней системы кровообращения;

смертность от дорожно-транспортных происшествий (далее именуется - ДТП);

смертность от новообразований (в том числе от злокачественных);

смертность от туберкулеза; заболеваемость туберкулезом

Сроки реализации государственной программы

-

2015 - 2017 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

государственная программа реализуется в 2015 - 2017 годах за счет средств областного, федерального бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.

Общий объем финансирования государственной программы в 2015 - 2017 годах составляет 71504491,46 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 67811171,66 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 3657819,80 тыс. рублей;

средств обязательного медицинского страхования - 35500,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 24350923,96 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 22575676,06 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 1739747,9 тыс. рублей;

средств обязательного медицинского страхования - 35500,00 тыс. рублей;

2016 год - 23324731,70 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 22365700,90 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 959030,80 тыс. рублей;

2017 год - 23828835,80 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 22869794,70 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 959041,10 тыс. рублей.

Бюджетные ассигнования по подпрограммам:

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" в 2015 - 2017 годах составляет 11481854,52 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 9642317,52 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 1839537,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 4072170,62 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 3413042,22 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 659128,40 тыс. рублей;

2016 год - 3765498,60 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 3175294,30 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 590204,30 тыс. рублей;

2017 год - 3644185,30 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 3053981,00 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 590204,30 тыс. рублей;

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" в 2015 - 2017 годах составляет 2833014,81 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 2671438,91 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 161575,90 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 1066411,01 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 904835,11 тыс. рублей,

средств федерального бюджета - 161575,90 тыс. рублей;

2016 год за счет средств областного бюджета - 889295,80 тыс. рублей;

2017 год за счет средств областного бюджета - 877308,00 тыс. рублей;

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка" в 2015 - 2017 годах за счет средств областного бюджета составляет 1328098,70 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 456424,70 тыс. рублей;

2016 год - 441823,10 тыс. рублей;

2017 год - 429850,90 тыс. рублей;

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" в 2015 - 2017 годах за счет средств областного бюджета составляет 794573,94 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 281182,34 тыс. рублей;

2016 год - 262046,00 тыс. рублей;

2017 год - 251345,60 тыс. рублей;

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе детям" в 2015 - 2017 годах за счет средств областного бюджета составляет 758462,50 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 190789,90 тыс. рублей;

2016 год - 290794,00 тыс. рублей;

2017 год - 276878,60 тыс. рублей;

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Управление развитием отрасли здравоохранения" в 2015 - 2017 годах за счет средств областного бюджета составляет 48564486,50 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 15961117,00 тыс. рублей;

2016 год - 15961107,50 тыс. рублей;

2017 год - 16642262,00 тыс. рублей;

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" в 2015 - 2017 годах составляет 555272,79 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 519772,79 тыс. рублей;

средств обязательного медицинского страхования - 35500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 219128,09 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 183628,09 тыс. рублей,

средств обязательного медицинского страхования - 35500,00 тыс. рублей;

2016 год за счет средств областного бюджета - 168176,40 тыс. рублей;

2017 год за счет средств областного бюджета - 167968,30 тыс. рублей;

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" в 2015 - 2017 годах составляет 4907994,60 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 3251287,70 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 1656706,90 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 2010122,60 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 1091079,00 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 919043,60 тыс. рублей;

2016 год - 1452412,60 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 1083586,10 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 368826,50 тыс. рублей;

2017 год - 1445459,40 тыс. рублей, из них за счет:

средств областного бюджета - 1076622,60 тыс. рублей;

средств федерального бюджета - 368836,80 тыс. рублей;

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Укрепление материально-технической базы организаций в части проведения текущего и капитального ремонтов, противоаварийных и противопожарных мероприятий" в 2015 - 2017 годах за счет средств областного бюджета составляет 280733,10 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 93577,70 тыс. рублей,

2016 год - 93577,70 тыс. рублей,

2017 год - 93577,70 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

-

в 2017 году планируется достичь:

увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 73,2 года;

снижения показателя смертности от всех причин до 12,6 случая (на 1 тыс. населения);

снижения показателя материнской смертности до 15,7 случая (на 100 тыс. родившихся живыми);

снижения показателя младенческой смертности до 7,5 случая (на 1 тыс. родившихся живыми);

снижения показателя смертности детей в возрасте 0 - 17 лет до 8,3 случая на 10 тыс. населения соответствующего возраста;

снижения показателя смертности от болезней системы кровообращения до 663 случаев на 100 тыс. населения;

снижения показателя смертности от ДТП до 11,1 случая на 100 тыс. населения;

снижения показателя смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 194,4 случая на 100 тыс. населения;

снижения показателя смертности от туберкулеза до 12,1 случая на 100 тыс. населения;

снижения показателя заболеваемости туберкулезом до 47,7 случая на 100 тыс. населения

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Государственная программа Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области" на 2015 - 2017 годы (далее именуется - Государственная программа) разработана в соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2013 года N 148-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области".

Цели государственной политики в сфере здравоохранения определены в Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2020 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", предусматривающей развитие эффективной системы здравоохранения, способной обеспечить население своевременными профилактическими мероприятиями, доступной и качественной медицинской помощью.

Показатели эффективности и основные направления развития системы здравоохранения определены в государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области", утвержденном распоряжением Правительства Челябинской области от 29.04.2013 года N 107-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области".

В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения" по итогам 2017 года необходимо достигнуть снижения показателей смертности от всех причин до 12,6 случая на 1 тыс. населения, смертности от болезней системы кровообращения - до 663 случаев на 100 тыс. населения, смертности от ДТП - до 11,1 случая на 100 тыс. населения, показателя смертности от новообразований - до 194,4 случая на 100 тыс. населения, смертности от туберкулеза - до 12,1 случая на 100 тыс. населения, младенческой смертности - до 7,5 случая на 1 тыс. родившихся живыми, потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 10,5 литра на душу населения в год, распространенности потребления табака среди взрослого населения - до 27 процентов, заболеваемости туберкулезом - до 47,7 случая на 100 тыс. населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении - до 73,2 года.

Реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, областной целевой Программы модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 года N 313-П "Об областной целевой Программе модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011 - 2013 годы", ведомственных целевых программ "Укрепление и сохранение здоровья населения Челябинской области на 2014 - 2016 годы", "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2014 год, "О лекарственном обеспечении и мероприятиях по организации лекарственного обеспечения населения Челябинской области на 2014 - 2016 годы", "О привлечении и закреплении медицинских кадров в учреждениях здравоохранения Челябинской области на 2014 - 2016 годы", "Развитие и эксплуатация единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Челябинской области на 2014 - 2016 годы" позволила достигнуть позитивных результатов в сфере здравоохранения.

На основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (таблица 1), за период с 2009 по 2013 год общая смертность населения снизилась на 3,5 процента, смертность от болезней системы кровообращения - на 4,3 процента, смертность от ДТП - на 43,2 процента, смертность от туберкулеза - на 18,7 процента, смертность от болезней органов дыхания - на 3,6 процента, смертность от болезней органов пищеварения - на 5,5 процента.

Снижение смертности наряду с увеличением рождаемости позволило добиться естественного прироста населения, который по итогам 2013 года составил 666 человек.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла за 5 лет на 1,3 года и составила в 2013 году 69,5 года.

Таблица 1

Показатели естественного движения населения, смертности по Челябинской области за 2009 - 2013 годы

Наименование показателя

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

68,24

68,41

68,79

68,97

69,52

Естественный прирост (убыль), человек

-4484

-3472

-2064

470

666

Коэффициент естественного прироста (убыли) на 1000 населения

-1,3

-1,0

-0,6

0,2

0,2

Рождаемость (число родившихся на 1000 населения)

13,1

13,4

13,6

14,3

14,1

Смертность от всех причин (число умерших на 1000 населения)

14,4

14,4

14,2

14,2

13,9

Смертность от болезней системы кровообращения (число умерших на 100 тыс. населения)

759,1

764,2

760,1

760,6

726,3

Смертность от новообразований (число умерших на 100 тыс. населения)

226,3

228

237,2

233,8

232,3

Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (число умерших на 100 тыс. населения)

181,9

186,3

166,7

169

155,6

Смертность от ДТП (число умерших на 100 тыс. населения)

22,0

18,4

17,4

15

12,5

Смертность от туберкулеза (число умерших на 100 тыс. населения)

16,6

16,2

16,7

14,2

13,5

Смертность от болезней органов дыхания (число умерших на 100 тыс. населения)

67,1

63,1

66,9

62,3

64,7

Смертность от болезней органов пищеварения (число умерших на 100 тыс. населения)

67,8

68

67,3

67,2

64,1

Смертность от инфекционных и паразитарных болезней (число умерших на 100 тыс. населения)

26,2

27,9

31,5

31,5

31,8

Младенческая смертность (число умерших на 1000 родившихся)

8,4

7,6

7,6

8,6

8,4




По итогам 10 месяцев 2014 года, по отношению к аналогичному периоду 2013 года общая смертность снизилась на 2,1 процента, смертность от болезней системы кровообращения - на 7,2 процента, от туберкулеза - на 1,5 процента, показатель младенческой смертности - на 22,7 процента.

Естественный прирост составил 1460 человек.

Несмотря на позитивную динамику, уровень смертности по основным классам, указанным в таблице 2, в Челябинской области остается высоким в сравнении со средними показателями по Российской Федерации (далее именуется - РФ) и по Уральскому федеральному округу (далее именуется - УФО).

На протяжении 2009 - 2013 годов и по итогам 10 месяцев 2014 года наблюдается рост смертности от новообразований (в том числе злокачественных), ассоциированный с ростом заболеваемости онкологической патологией.

Увеличивается смертность по классу инфекционных и паразитарных болезней, связанная с ростом заболеваемости, вызванной вирусом иммунодефицита человека (далее именуется - ВИЧ).

Остаются высокими показатели смертности от болезней органов пищеварения, несчастных случаев, отравлений и травм, напрямую связанных с употреблением алкоголя и наркотических веществ.

Таблица 2

Сравнительная оценка показателей смертности по данным Федеральной службы государственной статистики

Наименование показателя

2013 год

10 месяцев 2013 года

10 месяцев 2014 года

Челябинская область

УФО

РФ

Челябинская область

Челябинская область

УФО

РФ

Общая смертность (число умерших на 1000 населения)

13,9

12,4

13,1

14,1

13,8

12,5

13,1

Смертность от болезней системы кровообращения (число умерших на 100 тыс. населения)

726,3

633,3

696,5

739,1

688,5

583,4

654,6

Смертность от новообразований (число умерших на 100 тыс. населения)

232,3

199,7

201,5

231,2

235,1

199,6

201,2

Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (число умерших на 100 тыс. населения)

155,6

146,4

119,8

153,6

154,9

144

119,3

Смертность от транспортных несчастных случаев (число умерших на 100 тыс. населения)

20,5

20

19,8

19,9

21,3

18,7

19,6

Смертность от ДТП (число умерших на 100 тыс. населения)

12,5

14,8

14

12,3

16

14,6

13,9

Смертность от туберкулеза (число умерших на 100 тыс. населения)

13,5

14,3

11

13,1

12,9

13,7

10

Смертность от болезней органов дыхания (число умерших на 100 тыс. населения)

64,7

55,7

50,3

68,3

60,5

55,1

53

Смертность от болезней органов пищеварения (число умерших на 100 тыс. населения)

64,1

60,2

61

65,9

69,7

64,9

66

Смертность от инфекционных и паразитарных болезней (число умерших на 100 тыс. населения)

31,8

34

21,2

30,6

32,9

37,4

21,5

Младенческая смертность (число умерших на 1000 родившихся)

8,4

7,4

8,2

8,8

6,8

6,4

7,5




Существенными характеристиками ситуации, касающейся продолжительности жизни населения в Челябинской области, являются: высокая распространенность факторов, способствующих росту преждевременной смертности от сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний, таких как курение (60 - 80 процентов среди мужчин и 22 процента среди женщин), повышение уровня холестерина (40 процентов), низкая физическая активность (34 процента), низкая информированность населения по вопросам здорового образа жизни.

Ситуация в Челябинской области, связанная с табакокурением, была и остается напряженной. Курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. Численность курящего населения ежегодно растет. Особую тревогу вызывает увеличение количества курящих среди детей, подростков и женщин, а также снижение возраста начала курения, который приближается к 8 годам.

Актуальными вопросами остаются злоупотребление алкоголем, ранний возраст начала употребления алкоголя. На сегодняшний день в Челябинской области возраст первых проб алкоголя у мальчиков сместился к 12,5 года, у девочек - к 12,9 года.

Большие риски здоровью населения несет неправильное и несбалансированное питание. Анализ заболеваемости и структуры питания населения Челябинской области за 2000 - 2013 годы свидетельствует о том, что в Челябинской области отмечается негативная тенденция роста алиментарно-зависимых заболеваний, возникновение которых связано с неправильным питанием.

В Челябинской области остается достаточно напряженной ситуация с ростом заболеваний социального характера (сахарный диабет, онкологические заболевания, артериальная гипертония, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем).

Заболеваемость сахарным диабетом ежегодно увеличивается на 5 - 6 процентов, растет число больных, имеющих сосудистые осложнения сахарного диабета.

Онкологическая заболеваемость в Челябинской области, как и в РФ, неуклонно растет, и в 2013 году ее уровень составил 409,7 случая на 100 тысяч населения (7 место в РФ). Растет уровень инвалидности и смертности населения. Одной из главных проблем в онкологии остается позднее выявление злокачественных новообразований (далее именуется - ЗНО) в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

За период с 2005 по 2013 год заболеваемость артериальной гипертонией увеличилась на 60 процентов и составила в 2013 году 81,5 случая на 1000 взрослого населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»