ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 апреля 2013 года N 107-рп

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области"


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области".

2. Министерству финансов Челябинской области (Пшеницын А.В.) при подготовке проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период учитывать мероприятия, предусмотренные планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области".

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области обеспечить реализацию плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области".

4. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.

Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ






Утвержден
распоряжением
Правительства
Челябинской области
от 29 апреля 2013 года N 107-рп

План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области"


 Общее описание "дорожной карты"


Целью плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Челябинской области" (далее именуется - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

Для достижения указанной цели предусмотрены мероприятия, направленные на структурные преобразования в целом по отрасли, в том числе мероприятия, направленные на повышение оплаты труда работников отрасли за счет интенсификации труда, оптимизации и реорганизации сети учреждений, внедрения инновационных, малозатратных, стационарозамещающих технологий, введения дополнительных платных услуг населению, оптимизации численности административно-управленческого персонала, применение графика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения к средней заработной плате по Челябинской области на период 2013 - 2018 годов.

По состоянию на 1 января 2013 года сеть учреждений здравоохранения Челябинской области представлена 213 учреждениями, из них:

больничных учреждений - 124 (4 областные больницы, 1 детская областная больница, 48 городских больниц, 9 детских городских больниц, 1 госпиталь ветеранов войн, 7 специализированных больниц, 21 центральная районная больница, 2 районные больницы, 11 участковых больниц, 5 родильных домов, 6 психиатрических больниц, 1 наркологическая больница, 1 перинатальный центр, 1 Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, 4 центра восстановительной терапии, 1 клиника Государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации "Челябинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее именуется - ГБОУ ВПО "ЧелГМА"), 1 институт лазерной хирургии);

диспансеров - 20 (2 противотуберкулезных, 3 онкологических, 4 кожно-венерологических, 1 психоневрологический, 8 врачебно-физкультурных, 1 наркологический, 1 кардиологический);

стоматологических поликлиник - 9 (8 взрослых, 1 детская);

самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений - 27 (6 поликлиник для взрослых, 1 амбулатория, 17 детских поликлиник, 1 клинико-диагностический центр, 1 центр планирования семьи и репродукции, 1 центр профилактики и борьбы со СПИДом);

центров медицинской профилактики - 7;

бюро судебно-медицинской экспертизы - 1;

патологоанатомическое бюро - 1;

медицинских информационно-аналитических центров - 2;

медицинских библиотек - 1;

молочных кухонь - 1;

домов ребенка - 9;

санаториев для детей - 8.

Функционирует 8 отделений кризисных состояний, 5 отделений "Телефон доверия".

По состоянию на 1 января 2013 года в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Челябинской области развернуто 27868 коек круглосуточного пребывания и 6081 место в дневных стационарах.

В 2012 году круглосуточную стационарную медицинскую помощь получили 762604 жителя, из них 177002 ребенка, в условиях дневных стационаров пролечен 163721 человек, в том числе 25646 детей.

Скорую и неотложную помощь оказывают 189 выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе 20 специализированных, укомплектованных в соответствии со стандартами оснащения.

Амбулаторно-поликлиническая помощь на селе оказывается в 61 врачебной амбулатории, из них 1 самостоятельная, в 148 офисах врачей общей практики, 696 фельдшерско-акушерских пунктах, 56 домовых хозяйствах.

В Челябинской области стационарную помощь сельскому населению оказывают: 21 центральная районная больница, 12 самостоятельных участковых больниц.

Кадровая составляющая системы здравоохранения по состоянию на 1 января 2013 года представлена следующим образом:

обеспеченность врачами - 33,2 на 10 тыс. населения;

укомплектованность физическими лицами штатных врачебных должностей - 54,8 процента, коэффициент совместительства - 1,82;

укомплектованность физическими лицами штатных должностей врачей, оказывающих населению первичную медико-санитарную помощь, составляет 59,67 процента, коэффициент совместительства - 1,68;

обеспеченность медицинскими специалистами со средним профессиональным образованием - 89,8 на 10 тыс. населения;

укомплектованность физическими лицами штатных должностей медицинских специалистов со средним профессиональным образованием составляет 66,1 процента, коэффициент совместительства - 1,51;

соотношение врачей к специалистам со средним профессиональным образованием - 1:2,7;

97,94 процента врачей имеют сертификат специалиста;

медицинских специалистов со средним профессиональным образованием, имеющих сертификат специалиста, - 95,8 процента.

Анализ демографической ситуации в Челябинской области характеризуется в основном процессами, сопровождающимися уменьшением численности населения начиная с 1992 года. Численность населения Челябинской области на 1 января 2013 года составила 3485,6 тыс. человек (на 1 января 2012 года - 3480,1 тыс. человек). За период 2002 - 2012 годов численность населения Челябинской области сократилась на 117,7 тыс. человек (3,2 процента).

В структуре населения Челябинской области преобладает городское население, численность которого составляет 2857,1 тыс. человек (82,1 процента), численность сельского населения составляет 623,0 тыс. человек (17,9 процента), лица трудоспособного возраста составляют 60,8 процента (2114,7 тыс. человек), старше трудоспособного возраста 22,7 процента (790,8 тыс. человек), моложе трудоспособного возраста 16,5 процента (570,6 тыс. человек). Общий коэффициент рождаемости в 2012 году повысился до 14,3 в расчете на 1000 населения, (в 2007 году - 11,8), а общий коэффициент смертности снизился до 14,2 промилле (в 2007 году - 14,9), что является соответственно наибольшим и наименьшим значениями с 2007 года.

Число родившихся с 2007 по 2012 год увеличилось на 8596 человек (на 20,8 процента) (2007 год - 41289 человек, 2012 год - 49885 человек), при этом число умерших сократилось на 2915 человек (на 5,5 процента) (2007 год - 52282 человека, 2012 год - 49367 человек). В результате естественный прирост населения составил 518 человек в 2012 году по сравнению с естественной убылью 10993 человек в 2007 году.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни по Челябинской области с 2006 по 2012 год увеличилась на 3,83 года (или на 5,8 процента) и составила в 2012 году 70,0 лет (предварительные данные).

В структуре смертности населения Челябинской области первые ранговые места занимают смертность от болезней системы кровообращения, смертность от внешних причин и смертность от новообразований (в том числе злокачественных).

Вместе с тем показатели смертности от болезней системы кровообращения начинают уменьшаться. Смертность от болезней системы кровообращения в Челябинской области в 2012 году составила 757,7 случая на 100 тысяч населения (2011 год - 760 случаев на 100 тысяч населения). Однако темпы снижения показателей остаются недостаточно быстрыми.

В Челябинской области в 2012 году смертность от внешних причин составила 168,2 случая на 100 тыс. человек (2011 год - 166,7 случая на 100 тыс. человек). При этом в структуре смертности от внешних причин максимальный процент приходится на самоубийства и транспортные травмы всех видов. В 2012 году смертность от злокачественных новообразований составила 233,1 случая на 100 тыс. человек (2011 год - 234,8).

В целях проведения оптимизации системы здравоохранения Челябинской области в 2012 году проведена реорганизация дерматовенерологической, противотуберкулезной, психиатрической службы, начата реорганизация учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению.

В рамках мероприятий, направленных на оптимизацию лечебной сети в целом по Челябинской области, сокращены стационарные койки с круглосуточным пребыванием на 1474 койки (с 29247 в 2011 году до 27773 в 2012 году), в том числе 1149 коек, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, и 325 коек, финансируемых за счет бюджета Челябинской области, при этом планируется открытие дополнительно 465 коек дневного стационара, в том числе: увеличение дневного стационара на дому с 511 до 596 коек, коек дневного стационара при поликлинике с 4487 до 5247, с сокращением коек дневного стационара при круглосуточных стационарах с 1328 до 948.

Необходимость повышения эффективности функционирования отрасли здравоохранения, внедрение новых форм работы, направленных на повышение качества предоставляемых населению медицинских услуг, продиктованы следующими территориальными особенностями и структурой населения региона:

Челябинская область, где проживают около 3,5 млн. человек, характеризуется обширностью территории, различной плотностью населения и разностью географических зон, неравной удаленностью поселков от крупных больниц. Эти обстоятельства обусловливают существование диспропорций в доступности медицинских услуг для городского и сельского населения;

в Челябинской области обеспечена положительная динамика основных медико-демографических показателей, регистрируются устойчивое снижение убыли населения, ежегодный рост рождаемости, что наряду с применением новых критериев живорождения Всемирной организации здравоохранения требует ввода новых площадей лечебных учреждений родовспоможения и детства.

Для удовлетворения потребностей населения в медицинских услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы здравоохранения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям путем решения следующих задач:

1) повышение эффективности функционирования структуры системы здравоохранения.

Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения планируется проведение структурных преобразований, направленных на формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи:

1 уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью;

2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме;

3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

На сегодняшний день система здравоохранения Челябинской области представлена учреждениями 1 уровня (муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения, станции скорой медицинской помощи, городские и центральные районные больницы), 2 уровня (медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные), а также районные и городские диспансеры и многопрофильные городские больницы, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь) и учреждениями 3 уровня (окружные многопрофильные и окружные специализированные учреждения, станция переливания крови, учреждения медицинской реабилитации и восстановительного лечения, перинатальные центры, дома ребенка).

В этой связи планируется формирование 7 зон медицинского обслуживания населения (2 уровень оказания медицинской помощи) с выделением многопрофильных зональных медицинских учреждений, центральных городских (межмуниципальных) учреждений для оказания специализированной медицинской помощи, в том числе экстренной.

Создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи позволит решить следующие задачи:

обеспечение маршрутизации потоков пациентов по единым принципам;

повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельскому населению, посредством сохранения фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, офисов общей врачебной практики с одновременной реорганизацией участковых больниц во врачебные амбулатории с местами дневных стационаров, расширения выездных форм работы, в том числе профилактической;

создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;

развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания;

оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров;

оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованных госпитализаций в стационар;

развитие ресурсосберегающих и стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии);

развитие системы осуществления медицинской реабилитации и оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе детям;

создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи, обеспечение всех станций (отделений) скорой медицинской помощи автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов и использование системы ГЛОНАСС;

создание регионального фрагмента единой государственной информационной системы посредством облачной медицинской информационной системы, действующей по модели SaaS, интегрированной с федеральным информационным ресурсом;

2) совершенствование системы управления здравоохранением Челябинской области.

Совершенствование системы управления здравоохранением Челябинской области позволит построить прямое нормативно-правовое регулирование и обеспечит концентрацию финансовых и кадровых ресурсов (Министерство здравоохранения Челябинской области, территориальные управления здравоохранения, ведущие учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, многопрофильные межрайонные медицинские учреждения, центральные городские (межмуниципальные) учреждения здравоохранения, организации, учрежденные для осуществления обеспечивающих управленческих функций);

3) оптимизация кадрового потенциала.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»