ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 года N 283
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2017 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 21 ИЮНЯ 2013 Г. N 317
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 17.12.2018 N 379.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Калмыкия постановляет:
Внести изменения в Государственную программу "Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 июня 2013 года N 317 "О Государственной программе "Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", изложив ее в новой редакции согласно Приложению.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 29 июля 2015 года N 283
"Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 21 июня 2013 года N 317
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
Ответственный исполнитель Программы | Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия |
Соисполнители Программы | Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия. |
Участники программы | Министерство образования и науки Республики Калмыкия; |
Подпрограммы | 1. Социальная поддержка отдельных категорий граждан; |
Программно-целевые инструменты программы | отсутствуют |
Цель Программы | Создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; |
Задачи Программы | Выполнение обязательств государства в отношении граждан - получателей мер социальной поддержки; |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения; |
Этапы и сроки реализации Программы | 2013 - 2017 годы (реализация мероприятий Программы предусмотрена в один этап) |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет всего - 7 871 597,9 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления; |
I. Характеристика сферы реализации Государственной программы, описание текущего состояния, основных проблем в сфере и прогноз ее развития
Эффективное функционирование системы социальной поддержки населения направлено на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода.
С учетом кризисных явлений в экономике, отрицательно сказывающихся на росте доходов, выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, усиление социальной поддержки, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг являются приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере. Актуальным остается не дополнительное наращивание льгот, а обеспечение уже установленных мер социальной поддержки с учетом их индексации. При этом на первый план выходят информированность населения о своих правах на получение мер социальной поддержки, качество и доступность получения государственных услуг.
Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам республики, определен постановлением Правительства Республики Калмыкия от 3 октября 2011 года N 344 "О государственных услугах (функциях) Республики Калмыкия".
Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации позволило создать в республике современную модель социальной поддержки населения. Действующий порядок предоставления социальной поддержки позволяет системно работать в обычных условиях и оказывать оперативную помощь населению в экстремальных ситуациях.
Меры государственной социальной поддержки остаются важнейшим инструментом преодоления негативных последствий социального неравенства и бедности.
Формирование современной и комфортной социальной среды, ориентированной на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные благополучные социальные позиции для себя и своей семьи, решение задач по улучшению качества жизни населения напрямую связаны с повышением эффективности социальной политики. Все это предполагает осуществление системной и целенаправленной работы, принятие и реализацию Программы.
Вопрос улучшения демографической ситуации в стране определен одним из приоритетных направлений, и в связи с этим в республике большое значение уделяется решению проблем эффективных программ поддержки материнства, детства и поддержки семей с детьми.
В рамках формирования и координации единой государственной политики, направленной на решение проблем демографического развития в Республике Калмыкия, Правительством Республики Калмыкия образована межведомственная комиссия по демографической политике Республики Калмыкия, а также разработан План мероприятий Республики Калмыкия по повышению рождаемости на период 2015 - 2018 годы.
Организация оздоровления, отдыха и занятости детей должна стать неотъемлемой частью социальной политики, политики развития человеческого потенциала, главный ориентир которой - вклад в повышение общего качества жизни детей.
С учетом актуальности задач содействия демографическому росту в стране и республике органы государственной власти, органы местного самоуправления видят свою задачу в том, чтобы повысить эффективность системы оздоровления, отдыха и занятости детей.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по оздоровлению и отдыху детей переданы субъектам Российской Федерации (за исключением полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время, которые закреплены за органами местного самоуправления).
В целях реализации указанных федеральных законов в республике принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок и механизм использования средств федерального и республиканского бюджета, а также определяющих основные задачи в сфере детского отдыха.
Внесены изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие страхование детей в период нахождения в оздоровительных учреждениях, увеличение возраста оздоравливаемых детей до 16 лет включительно, проведение инвентаризации, составление и ведение реестра материальной базы детских районных оздоровительных лагерей.
Систему координации в сфере оздоровления, отдыха и занятости детей в республике с 2010 года осуществляет межведомственная Рабочая группа по организации и осуществлению контроля за оздоровлением, занятостью и отдыхом детей в Республике Калмыкия, созданная при Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Калмыкия осуществляется на базе районных (стационарных) детских оздоровительных лагерей, лагерей дневного пребывания при общеобразовательных учреждениях, санаторных оздоровительных лагерей за пределами республики. Оздоровление детей проводится круглогодично, но основным периодом в этой работе является летняя оздоровительная кампания.
На базе санаторных оздоровительных лагерей за пределами республики оздоровление детей проводится круглогодично. Реализация программ по трудоустройству и созданию дополнительных временных рабочих мест для детей также организуется в течение года.
Благодаря совместной работе всех заинтересованных органов власти и организаций в период работы летних оздоровительных учреждений удалось добиться следующих результатов:
в течение двух последних лет отмечена положительная динамика по выполнению планов-заданий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее - Роспотребнадзор по Республике Калмыкия), направленных на подготовку оздоровительных учреждений;
открытие всех летних оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологического заключения;
выраженный оздоровительный эффект отмечен у 78,2% детей в 2011 г. и 89,3% - в 2014 году.
отсутствие вспышек инфекционных заболеваний и пищевых отравлений у детей.
В настоящее время особенно актуальным становится вопрос повышения качества оздоровления и отдыха детей и, соответственно, удовлетворенности услугами по организации оздоровления и отдыха детей, преимущественно в санаторно-курортных организациях и загородных оздоровительных лагерях.
В течение последних лет ежегодно регистрируется рост заболеваемости детей. Одной из причин ухудшения детского здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В этой связи дети и подростки в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
Социально-экономическое положение большинства семей не позволяет самостоятельно организовывать оздоровление, отдых и занятость детей.
Обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы детей, ухудшение их положения вызывают необходимость принятия действенных мер по усилению социально-правовой защиты детей.
Остро стоит проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организации оздоровления и отдыха детей. Вследствие низкой заработной платы работников загородных оздоровительных лагерей, некомфортных условий проживания персонала в более чем 60% загородных оздоровительных лагерей существует проблема укомплектования их педагогическими и медицинскими кадрами.
Требуется совершенствование форм и содержания отдыха детей, оказания преимущественной поддержки в отдыхе и оздоровлении детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Необходимо отметить, что в случае развития ситуации, когда меры, направленные на финансирование в полной мере системы оздоровления и отдыха детей в Республике Калмыкия, не будут предприняты, уменьшится охват детей организованными формами оздоровления и отдыха, следовательно, снизится доля населения, удовлетворенного организацией оздоровления и отдыха детей.
Исполнение государственных функций по осуществлению перевозки несовершеннолетних самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений возложено на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Полномочия осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 677, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 февраля 2014 года N 111-н о расходовании и учете средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений". За последние 3 года перевезены 2 детей в пункт назначения.
Исполнение государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в пределах своей компетенции возложено на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Полномочия осуществляются в соответствии с Законом Республики от 11 июля 2014 года N 68-V-З "Об организации работы по опеке и попечительству в Республике Калмыкия".
В республике наблюдается устойчивый рост численности пожилых людей в структуре общей численности населения республики. Так, число пожилых и старых людей в 2005 году равнялось 14,3% (41569 чел.), а в 2013 году - 17,5% (49359 чел.), 2014 - 18,5% (62092 чел.).
Уровень и качество жизни пожилых людей значительно ниже, чем у трудоспособной части населения, что связано с ограниченными возможностями здоровья и утратой способности к получению дополнительных доходов к пенсии в виде заработной платы.
Поэтому, безусловно, необходима дополнительная государственная социальная поддержка, так как проблемы пожилых людей требуют от государственных органов многопрофильной целевой социальной защиты населения.
В республике функционируют 23 учреждения социального обслуживания населения. По формам предоставления социальных услуг данные организации подразделяются на стационарные, полустационарные и социальное обслуживание на дому.
Стационарное социальное обслуживание в Республике Калмыкия гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляется 6 подведомственными министерству домами-интернатами на 604 койко-мест, общее число проживающих на 1 января 2015 года составило 603 человека.
Всего число обслуженных граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в стационарных учреждениях социального обслуживания в 2014 году составило 1031 человек.
Очередность на поселение в дома-интернаты общего типа отсутствует, однако ежегодно сохраняется очередность на поселение в бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Сарпинский психоневрологический дом-интернат". На 1 января 2015 года в очереди на помещение в данное учреждение состоят 58 человек.
Социальным обслуживанием на дому, предоставляемое 14 комплексными центрами социального обслуживания, расположенными в районах республики и г. Элиста, охвачено 8761 граждан пожилого возраста и инвалидов.
Несмотря на достигнутые ранее позитивные результаты, приведшие к стабилизации, развитию и укреплению системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, остается нерешенным ряд проблем.
В стационарных учреждениях социального обслуживания необходимо создать более комфортные условия проживания, повысить качество медико-социальной помощи и реабилитации, предоставления услуг социальной и социокультурной направленности.
Учитывая географическое положение, низкую плотность населения и большую протяженность расстояний между населенными пунктами республики, необходимо создавать мобильные бригады по комплексному предоставлению социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, что, несомненно, благотворно скажется на уровне и качестве социального обслуживания и повысит эффективность предоставления социальных услуг.
Укрепление и развитие социально ориентированных некоммерческих общественных организаций обеспечат взаимодействие гражданского общества и государства, будут способствовать реализации конституционных прав и интересов граждан, развитию социальной, культурной и образовательной сфер в Республике Калмыкия.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Калмыкия "Социальная поддержка населения Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы" (далее - Госпрограмма) определены исходя из Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
К приоритетным направлениям социальной политики Республики Калмыкия, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами отнесены, в том числе:
модернизация и развитие сектора социальных услуг;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению; развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов частно-государственного партнерства.