Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2013 года N 837


Об утверждении Государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014 - 2027 годы"

(с изменениями на 29 мая 2023 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 28.05.2015 N 380, от 12.11.2015 N 849, от 04.02.2016 N 66, от 22.07.2016 N 499, от 15.05.2017 N 285, от 02.04.2018 N 201, от 29.08.2018 N 731, от 16.04.2019 N 296, от 20.08.2019 N 690, от 27.04.2020 N 336, от 13.07.2020 N 578, от 19.03.2021 N 147, от 07.03.2022 N 204, от 15.04.2022 N 356, от 03.06.2022 N 515, от 06.03.2023 N 217, от 29.05.2023 N 651)



Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Республики Татарстан на 2014 - 2027 годы" (далее - Программа).


(в ред. Постановлений КМ РТ от 29.08.2018 N 731, от 20.08.2019 N 690, от 03.06.2022 N 515)


2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.


3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.


4. Признать с 1 января 2014 года утратившими силу следующие Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:


от 17.01.2012 N 20 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Татарстан на 2012 - 2014 годы";


от 20.10.2012 N 875 "Об утверждении Целевой программы "Создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения на водных объектах и обучение населения плаванию в Республике Татарстан на 2013 - 2015 годы".


5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 2 ноября 2013 г. N 837



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2027 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений КМ РТ от 28.05.2015 N 380, от 12.11.2015 N 849, от 04.02.2016 N 66, от 22.07.2016 N 499, от 15.05.2017 N 285, от 02.04.2018 N 201, от 29.08.2018 N 731, от 16.04.2019 N 296, от 20.08.2019 N 690, от 27.04.2020 N 336, от 13.07.2020 N 578, от 19.03.2021 N 147, от 07.03.2022 N 204, от 15.04.2022 N 356, от 03.06.2022 N 515, от 06.03.2023 N 217, от 29.05.2023 N 651)



Паспорт Государственной программы

Наименование Программы

Государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014 - 2027 годы" (далее - Программа)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 29.08.2018 N 731, от 20.08.2019 N 690, от 03.06.2022 N 515)

Государственный заказчик Программы

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан)

Цель Программы

Минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах

Задачи Программы

1. Снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей;

2. Повышение защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры Республики Татарстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчение их негативных последствий, реализация мероприятий в области гражданской обороны;

3. Повышение безопасности жизнедеятельности населения на водных объектах Республики Татарстан;

4. Повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений;

5. Строительство, капитальный ремонт и реконструкция зданий и помещений пожарных подразделений

(в ред. Постановлений КМ РТ от 12.11.2015 N 849, от 22.07.2016 N 499)

Сроки и этапы реализации Программы

2014 - 2027 годы

(в ред. Постановлений КМ РТ от 29.08.2018 N 731, от 20.08.2019 N 690, от 03.06.2022 N 515)

Перечень подпрограмм

"Пожарная безопасность в Республике Татарстан";

"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Татарстан";

"Обеспечение безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан";

"Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан";

"Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан"

(в ред. Постановления КМ РТ от 03.06.2022 N 515)

Объем финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 63 106 213,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 20 874 671,7 тыс. рублей, а также за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 29 186 846,2 тыс. рублей <*>, бюджетов муниципальных образований - 10 808 881,4 тыс. рублей и из внебюджетных источников - 2 235 814,0 тыс. рублей.

     (тыс. рублей)

Год

Всего

В том числе средства

бюджета Республики Татарстан

федерального бюджета

бюджетов муниципальных образований

из внебюджетных источников

2014

4 863 032,3

864 876,5

3 139 114,5

795 721,3

63 320,0

2015

4 928 675,9

960 192,3

3 150 295,7

754 399,9

63 788,0

2016

5 644 663,6

1 299 296,8

3 298 228,6

837 712,2

209 426,0

2017

5 756 372,5

1 352 795,8

3 350 749,0

843 331,7

209 496,0

2018

6 707 081,5

1 788 685,2

3 866 138,6

843 331,7

208 926,0

2019

6 071 602,8

1 730 286,0

3 399 389,8

788 327,0

153 600,0

2020

5 319 656,9

1 552 908,8

2 809 494,0

803 654,1

153 600,0

2021

5 397 256,6

1 382 661,6

3 085 819,8

775 175,2

153 600,0

2022

5 695 942,3

1 707 297,0

3 087 616,2

747 429,1

153 600,0

2023

2 507 774,9

1 593 881,3

<*>

760 293,6

153 600,0

2024

2 544 769,5

1 617 099,7

<*>

774 069,8

153 600,0

2025

2 537 425,2

1 674 896,9

<*>

693 568,3

168 960,0

2026

2 555 289,10

1 674 896,9

<*>

694 536,2

185 856,0

2027

2 576 670,2

1 674 896,9

<*>

697 331,3

204 442,0

Итого

63 106 213,3

20 874 671,7

29 186 846,2

10 808 881,4

2 235 814,0

--------------------------------

<*> Объем финансирования будет уточняться по факту выделения.

Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов

(в ред. Постановления КМ РТ от 06.03.2023 N 217)

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам"

Реализация Программы позволит к 2027 году:

уменьшить индивидуальный риск гибели на пожарах до 4,90 10-5 условных единиц;

уменьшить индивидуальный риск травмирования на пожарах до 7,46 10-5 условных единиц;

уменьшить частоту пожаров на душу населения до 14,6 10-4 условных единиц;

обеспечить среднее время прибытия первых пожарных подразделений к месту вызова:

по городу - не более 7,9 минуты,

в сельской местности - не более 16,3 минуты;

сохранить уровень готовности министерства к реагированию на чрезвычайные ситуации - 100 процентов;

обеспечить выполнение госзаказа на управление - 100 процентов;

обеспечить выполнение заказа на проведение поисково-спасательных работ Поисково-спасательной службой Республики Татарстан при МЧС Республики Татарстан - 100 процентов;

обеспечить выполнение заказа на осуществление антикризисного управления - 100 процентов;

обеспечить эффективность реабилитации пациентов Республиканского центра реабилитации МЧС Республики Татарстан им. Ш.С.Каратая до 98,6 процента;

реализовать права граждан на бесплатные услуги по медико-социальной и психологической реабилитации - 28 700 койко-дней ежегодно;

обеспечить ежегодное направление должностных лиц и специалистов гражданской обороны и территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для прохождения курсов повышения квалификации в количестве 12 046 человек;

уменьшить индивидуальный риск гибели людей на водных объектах до 3,3 человека на 100 тыс. населения;

уменьшить риск гибели детей на водных объектах до 0,21 человека на 100 тыс. населения;

обеспечить уровень готовности диспетчерских служб Республики Татарстан (системы-112) и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований к выполнению задач по предназначению - 100 процентов;

увеличить количество построенных пожарных депо на 2 единицы

(в ред. Постановления КМ РТ от 03.06.2022 N 515)



I. Общая характеристика сферы реализации Программы, основные проблемы и пути их решения


В современных условиях негативные факторы техногенного, природного и террористического характера представляют одну из наиболее реальных угроз для устойчивого и безопасного развития Республики Татарстан и повышения качества жизни населения.


Программа разработана в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".


Программа направлена на повышение уровня защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, выполнение задач гражданской обороны, спасения людей, материальных и культурных ценностей и оказания помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.


Согласно государственным докладам о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2008 - 2012 годы количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф ежегодно растет. Это обусловлено как глобальными процессами, связанными с изменением климата, так и износом до 60 - 80 процентов основных производственных фондов промышленных предприятий России.


Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики Республики Татарстан.


В настоящее время территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) вступает в новую фазу своего развития, когда на первый план выдвигаются требования более целенаправленной работы по повышению защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчению их негативных последствий.


Данная стратегия включает в себя мероприятия, направленные на развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, оптимизацию систем экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных ситуациях, а также на создание методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств массовой информации.


Обстановка с чрезвычайными ситуациями. В Республике Татарстан за 2009 - 2012 годы произошло 19 чрезвычайных ситуаций, из них 13 - техногенного и 6 - природного характера. В результате чрезвычайных ситуаций погибло 163 человека, 122 из которых - при крушении дизель-электрохода "Булгария" в 2011 году. Материальный ущерб, нанесенный чрезвычайными ситуациями, составил более 10 млрд рублей.


Территория республики находится в зоне с неустойчивыми погодно-климатическими условиями, что создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными явлениями цикличного характера. Важную роль в мероприятиях по прогнозированию природных бедствий играет система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, которая позволяет планировать и проводить превентивные мероприятия. Однако, как показал анализ прошедших в 2007 - 2012 годах стихийных бедствий на территории республики, превентивные мероприятия выполняются не в полном объеме. Руководству муниципальных образований необходимо организовать проведение системных мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов инфраструктуры в условиях чрезвычайных ситуаций и своевременное оповещение населения.


В среднесрочной перспективе значительную угрозу для населения и окружающей среды республики будут представлять риски техногенного характера. Республика Татарстан занимает лидирующие позиции по количеству опасных производственных объектов в Приволжском федеральном округе. Общее количество опасных производственных объектов, находящихся на территории Татарстана, составляет 8993, и они эксплуатируются на 3329 предприятиях республики. Наибольшую опасность представляют предприятия, эксплуатирующие производства, в которых имеются хлор и аммиак, а также предприятия спецхимии и нефтехимии. В зонах воздействия их возможных поражающих факторов в случае чрезвычайных ситуаций проживают более 50 процентов населения республики.


Результаты проверок, проведенных соответствующими контрольно-надзорными органами, показывают наличие недостатков в эксплуатации опасных производственных объектов. Ряд предприятий допускает осуществление деятельности без наличия соответствующей разрешительной лицензии, положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и паспортов безопасности. Остается высоким износ основного технологического оборудования. Недостаточно внимания уделяется хозяйствующими субъектами вопросам технического состояния технологических коммуникаций и зданий, используемых для хранения взрывчатых и аварийных химически опасных веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, работоспособности систем противоаварийной защиты, оснащения опасных производственных объектов сигнализаторами довзрывоопасной концентрации газов. На ряде потенциально опасных предприятий укомплектованность персоналом и техническое оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований не соответствуют предъявляемым требованиям. Сложившееся положение требует разработки и реализации неотложных и долгосрочных мер, направленных на повышение защищенности опасных объектов и защиту населения, проживающего вблизи потенциальных источников чрезвычайной ситуации.


В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, как показывает анализ, основными причинами чрезвычайных ситуаций являются разгерметизация технологического оборудования, разрушение резервуаров, разливы нефти и ее продуктов с возгоранием в результате значительного износа оборудования, нарушения норм и правил его эксплуатации. Указанные риски особенно характерны для республики, что требуют особого внимания к вопросам безопасности на объектах нефтехимического комплекса.


Обстановка с пожарами. В течение последних пяти лет в Республике Татарстан наблюдается динамика снижения количества пожаров и гибели людей на них. Однако эта цифра остается еще достаточно высокой - свыше 3,5 тыс. пожаров и более 240 человек в год.


Анализ гибели людей на пожарах в Республике Татарстан за последние несколько лет показывает, что большинство из них погибло на пожарах в зданиях жилого назначения, доля которых составляет 72,5 процента.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»