(с изменениями на 18 марта 2021 года)
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 26.12.2016 N 910-ПП, от 27.04.2017 N 278-ПП, от 07.12.2017 N 901-ПП, от 22.06.2018 N 374-ПП, от 20.12.2018 N 885-ПП, от 28.06.2019 N 402-ПП, от 16.04.2020 N 251-ПП, от 18.03.2021 N 127-ПП)
В соответствии с Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", от 24.10.2013 N 1293-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года", от 24.10.2013 N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", от 29.10.2013 N 1332-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года", от 17.11.2014 N 1002-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года", от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года", Распоряжением Правительства Свердловской области от 17.02.2016 N 136-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Уральская инженерная школа" на 2016 - 2020 годы" Правительство Свердловской области постановляет:
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 22.06.2018 N 374-ПП, от 16.04.2020 N 251-ПП)
1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Уральская инженерная школа" на 2016 - 2020 годы (далее - комплексная программа) (прилагается).
2. Заказчикам комплексной программы представлять до 1 марта года, следующего за отчетным периодом (календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, предшествующий текущему году), заказчику-координатору комплексной программы информацию о реализации комплексной программы.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2020 N 251-ПП)
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 26.12.2016 N 910-ПП, от 16.04.2020 N 251-ПП)
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УРАЛЬСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 26.12.2016 N 910-ПП, от 27.04.2017 N 278-ПП, от 07.12.2017 N 901-ПП, от 22.06.2018 N 374-ПП, от 20.12.2018 N 885-ПП, от 28.06.2019 N 402-ПП, от 16.04.2020 N 251-ПП, от 18.03.2021 N 127-ПП)
1. | Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Уральская инженерная школа" на 2016 - 2020 годы (далее - комплексная программа) | Министерство образования и молодежной политики Свердловской области |
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 28.06.2019 N 402-ПП) | ||
2. | Заказчики комплексной программы | Министерство промышленности и науки Свердловской области; Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области; Министерство физической культуры и спорта Свердловской области (2016 год); Министерство инвестиций и развития Свердловской области; Департамент по труду и занятости населения Свердловской области |
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 28.06.2019 N 402-ПП) | ||
3. | Цель и задачи комплексной программы | Цель комплексной программы: обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики Свердловской области с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства. Задачи комплексной программы: 1) формирование у обучающихся мотивационной готовности к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля; 2) создание условий для получения обучающимися качественного образования по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям; 3) формирование условий для поступления молодых рабочих и инженерных кадров на промышленные предприятия Свердловской области и максимально полной реализации творческого потенциала молодых специалистов; 4) расширение взаимодействия организаций промышленного комплекса, проектных, научных организаций, расположенных на территории Свердловской области, и учреждений высшего профессионального образования в условиях эффективного использования научно-исследовательской базы системы образования и материально-технической базы промышленности |
4. | Важнейшие целевые показатели комплексной программы | 1) доля выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе технической направленности, трудоустроенных по полученным профессиям и специальностям в течение года после окончания обучения, от общего количества выпускников таких образовательных организаций, трудоустроенных в течение года после окончания обучения; 2) численность учащихся общеобразовательных организаций, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности; 3) доля молодых граждан в возрасте 14 - 17 лет, охваченных органами службы занятости населения различными формами профессиональной ориентации, в общей численности граждан - участников профориентационных мероприятий; 4) количество специалистов, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в профессиональных образовательных организациях в результате реализации проектов государственно-частного партнерства по рабочим и инженерно-техническим специальностям, в том числе в соответствии со стандартами WorldSkills и CDIO; 5) объем затрат организаций промышленного комплекса, расположенных на территории Свердловской области, на технологические инновации |
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 18.03.2021 N 127-ПП) | ||
5. | Перечень подпрограмм комплексной программы | нет |
6. | Сроки реализации комплексной программы | 2016 - 2020 годы |
7. | Объем и источники финансирования комплексной программы | всего - 5240187,1 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 963538,9 тыс. рублей; 2017 год - 814325,9 тыс. рублей; 2018 год - 422641,5 тыс. рублей; 2019 год - 1080271,0 тыс. рублей; 2020 год - 1959409,8 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 1168542,2 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 324997,0 тыс. рублей; 2017 год - 248240,5 тыс. рублей; 2018 год - 10076,2 тыс. рублей; 2019 год - 147895,0 тыс. рублей; 2020 год - 437333,5 тыс. рублей; областной бюджет - 3931062,3 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 617156,9 тыс. рублей; 2017 год - 540085,4 тыс. рублей; 2018 год - 386565,3 тыс. рублей; 2019 год - 878758,4 тыс. рублей; 2020 год - 1508496,3 тыс. рублей; местные бюджеты - 137582,6 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 18385,0 тыс. рублей; 2017 год - 26000,0 тыс. рублей; 2018 год - 26000,0 тыс. рублей; 2019 год - 53617,6 тыс. рублей; 2020 год - 13580,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 3000,0 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 3000,0 тыс. рублей |
(п. 7 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 18.03.2021 N 127-ПП) | ||
8. | Ожидаемые конечные результаты реализации комплексной программы | 1) увеличение доли выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе технической направленности, трудоустроенных по полученным профессиям и специальностям в течение года после окончания обучения, от общего количества выпускников таких образовательных организаций, трудоустроенных в течение года после окончания обучения, до 63%; 2) увеличение численности учащихся общеобразовательных организаций, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, до 36500 человек; 3) увеличение доли молодых граждан в возрасте 14 - 17 лет, охваченных органами службы занятости населения различными формами профессиональной ориентации, в общей численности граждан - участников профориентационных мероприятий до 34%; 4) увеличение количества специалистов, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в профессиональных образовательных организациях в результате реализации проектов государственно-частного партнерства по рабочим и инженерно-техническим специальностям, в том числе в соответствии со стандартами WorldSkills и CDIO, до 5400 человек; 5) увеличение объема затрат организаций промышленного комплекса, расположенных на территории Свердловской области, на технологические инновации до 22,0 млрд. рублей |
(п. 8 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 18.03.2021 N 127-ПП) |
Промышленность Свердловской области оказывает определяющее воздействие на социально-экономическое состояние Свердловской области. Доля промышленного комплекса составляет около 30 процентов в структуре валового регионального продукта Свердловской области.
По состоянию на начало 2016 года в промышленном секторе Свердловской области имеется дефицит квалифицированных инженерных кадров. Обеспеченность предприятий промышленного комплекса достаточным количеством квалифицированных инженерных кадров является условием стабильного развития экономики Свердловской области.
Решение задачи обеспечения экономики Свердловской области квалифицированными рабочими и инженерными кадрами требует системного подхода с использованием программно-целевого метода.
Необходим комплекс мероприятий по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей и повышению качества подготовки специалистов непосредственно в системе среднего профессионального и высшего образования.
Проблема мотивации школьников к выбору инженерных профессий должна решаться через усиление профильного технологического обучения в школе, через развитие системы инженерных олимпиад, конкурсов, соревнований, развитие дополнительного образования технической направленности. Имеет значение и популяризация инженерной профессии, повышение престижности инженерного труда.
Для решения обозначенных проблем в 2015 году началась реализация мероприятий "пилотного" этапа комплексной программы "Уральская инженерная школа" (далее - комплексная программа).
Отдельные мероприятия комплексной программы прошли апробацию преимущественно на условиях частно-государственного партнерства для оценки соответствия фактической эффективности мероприятий ожидаемым результатам.
Перспективными организационными формами партнерства бизнеса и образования в данной сфере являются инновационно-образовательные кластеры, ресурсные центры на предприятиях, учебно-производственные комплексы, научно-образовательные центры, центры развития компетенций, базовые кафедры высших учебных заведений. Такие структуры призваны решать задачу совместной реализации программ среднего профессионального образования, прикладного бакалавриата, проектной и технологической магистратуры, широкого спектра программ переподготовки и повышения квалификации технологической направленности.
В частности, собственную корпоративную образовательную систему, которая может стать основой инновационно-образовательного кластера, формирует открытое акционерное общество "Уральская горно-металлургическая компания" (далее - УГМК). С целью подготовки персонала, отвечающего требованиям современного производства, УГМК совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" (далее - Уральский федеральный университет) создано частное учреждение дополнительного профессионального образования "Технический университет УГМК".
На территории открытого акционерного общества "Первоуральский новотрубный завод" создан образовательный центр, включающий экспериментальный и лабораторный корпуса общей площадью 2000 кв. метров. В образовательном центре обучаются 400 студентов государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Первоуральский металлургический колледж", используя самые современные учебные технологии и принципы дуальной системы образования. Более половины учебного времени учащиеся проводят на ключевых участках производства, перенимая навыки работы на конкретных станках и оборудовании.
Кроме того, в Свердловской области созданы и функционируют учебные центры на базе машиностроительных предприятий и образовательных организаций области. На сегодняшний день подготовку и переподготовку специалистов по востребованным специальностям осуществляют на площадях общества с ограниченной ответственностью "Уральская машиностроительная корпорация "Пумори", открытого акционерного общества "Уралмашзавод", федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет", публичного акционерного общества "Машиностроительный завод им. М.И. Калинина", акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского".
В 2015 году завершился проект развития материальной базы государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области "Верхнепышминский механико-технологический техникум "Юность" (далее - Верхнепышминский техникум), реализуемый в рамках соглашения общества с ограниченной ответственностью "УГМК-Холдинг" с Правительством Свердловской области. В результате в Верхнепышминском техникуме сформирована современная образовательная среда, позволяющая вести подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по наиболее востребованным и перспективным специальностям с использованием самого современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования. С января 2016 года к обучению на данном оборудовании приступили 75 студентов Верхнепышминского техникума и более 30 студентов других профессиональных образовательных организаций Свердловской области (на основании договоров о сотрудничестве).
Оборудован совместный центр профессиональной подготовки публичного акционерного общества "Северский трубный завод" и государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова", закуплены и установлены новейшие учебные комплексы по мехатронике, электронике, гидроавтоматике, тренажер трубопрокатного стана, оснащены следующие производственные участки: сварочный, подготовки металлов, станочный.
В 2015 году 10 муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, были предоставлены субсидии на обеспечение условий реализации муниципальными образовательными организациями образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы, что позволило оснастить: 8 кабинетов физики, 2 кабинета химии, 1 кабинет биологии и 1 химико-биологический кабинет. Все кабинеты оснащены современным демонстрационным, учебно-лабораторным, мультимедийным и компьютерным оборудованием. Для проведения профориентационных мероприятий закуплено оборудование для 3D-печати: наборы для сборки 3D-принтеров; кроме того, для развития профориентационной работы закуплено учебно-производственное оборудование: многофункциональные фрезерные и токарные станки с числовым программным управлением в количестве 7 штук.
Эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, интереса к практической деятельности, проведению исследований является создание единой открытой образовательной среды для взаимодействия педагогов, студентов, социальных партнеров, работодателей.
С целью формирования в дошкольных образовательных организациях Свердловской области образовательного пространства, обеспечивающего познавательную, исследовательскую и творческую активность детей был реализован проект сетевого взаимодействия между профессиональными образовательными организациями педагогического профиля и дошкольными образовательными организациями. Результатами 2015 года стали 15 площадок конструирования и моделирования, расположенных на базе дошкольных образовательных организаций в 9 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
Для развития системы дополнительного образования детей и молодежи продолжена работа по созданию сети станций технического творчества. В настоящее время более 25 тысяч детей в Свердловской области охвачены дополнительным образованием технической направленности. Общеобразовательные программы технической направленности реализуются на 30 базовых площадках государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области "Дворец молодежи". В 2015 году более 50 обучающихся Свердловской области стали победителями и призерами в соревнованиях и конкурсах технического творчества (Всероссийский конкурс по робототехнике и интеллектуальным системам, Всероссийский конкурс юных изобретателей и рационализаторов).
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 22.06.2018 N 374-ПП)
В части развития технического творчества детей и молодежи и мотивации нового поколения к освоению рабочих профессий и инженерно-технических специальностей разработана концепция Дворца технического творчества в городе Верхняя Пышма.
Профессиональное самоопределение молодежи является актуальной задачей государственных институтов, работодателей (их объединений), семьи, общественности в условиях динамично развивающегося рынка труда и изменения структуры занятости населения. Одной из проблем в профессиональном самоопределении молодежи (по результатам социологических опросов обучающихся старших классов общеобразовательных школ) является недостаточный уровень информированности по вопросам профессионального выбора и компетентности о сферах профессиональной деятельности, содержании труда и возможностях получения профессионального образования. В этой связи профориентационное сопровождение органами службы занятости населения профессионального самоопределения учащейся молодежи в возрасте 14 - 17 лет направлено на формирование у учащихся адекватных представлений о профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда Свердловской области, в том числе о профессиях (специальностях) технической, инженерно-технической направленности, а также на формирование умений разработки личных профессиональных планов.
Для мотивации школьников к выбору технических специальностей и формирования интереса к изучению точных наук созданы студенческие конструкторские бюро на базе профессиональных образовательных организаций Свердловской области: 8 студенческих конструкторских бюро начали работу в пяти муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
В целях обеспечения условий для подготовки в Свердловской области квалифицированных работников инженерно-технических и рабочих специальностей в количестве и с качеством, полностью удовлетворяющими текущим и перспективным потребностям экономики региона, с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства проводится Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills.