Действующий

Об утверждении Муниципальной программы "Развитие системы общего образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы (с изменениями на 29 декабря 2016 года)




Раздел 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Муниципальная программа "Развитие системы общего образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы (далее - Программа)

Основания для разработки программы, сведения о наличии государственных программ

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 792 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (вместе с Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы) (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 2180-р);

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями;

Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1472-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа") на 2011 - 2015 годы";

Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга" (в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 67/30)

Направление Стратегического плана, наименование стратегической программы и стратегического проекта

Направление Стратегического плана "Сохранение и развитие человеческого потенциала"

Стратегическая программа "Образование - основа развития, залог успеха"

Стратегический проект "Городская школа - стандарт "Пять звезд"

Инициатор постановки проблемы

Администрация города Екатеринбурга

Координатор программы

Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам социальной политики

Разработчик(и) программы

Управление образования Администрации города Екатеринбурга (далее - Управление образования)

Объем и источники финансирования программы

Общий объем финансирования - 1224745,7 тысячи рублей, в том числе:

из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города) - 798756,1 тысячи рублей;

из областного бюджета - 421833,2 тысячи рублей;

из федерального бюджета - 4156,4 тысячи рублей

(в ред. Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 29.12.2016 N 2593)

Формулировка проблемы

Законодательство в сфере образования на федеральном уровне претерпело ряд изменений, что обусловливает необходимость изменения задач, планируемых результатов и показателей эффективности программы развития системы общего образования на 2014 - 2016 годы на муниципальном уровне. При этом стратегические цели и приоритетные направления развития образования сохраняются.

Система образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" представлена образовательными организациями дошкольного, общего, специального, дополнительного и профессионального образования.

В муниципальном образовании "город Екатеринбург" созданы условия для реализации принципов доступности и вариативности образования. Сеть общеобразовательных учреждений представлена 168 общеобразовательными учреждениями следующих видов: 96 общеобразовательных школ (основная, средняя), 25 средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, 27 гимназий, 12 лицеев, 5 центров образования, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. 100 процентов общеобразовательных учреждений имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию. На развитие сети общеобразовательных учреждений оказывают влияние демографические процессы и движение контингента обучающихся. В 2012/2013 учебном году в образовательных организациях обучалось 120600 человек. По итогам 2012/2013 учебного года количество обучающихся, занимающихся во вторую смену, составило 24787 человек, или 20,5 процента от общего количества обучающихся в дневных школах. Задача обеспечения общедоступного дошкольного образования активно реализуется Администрацией Екатеринбурга с 2004 года. По итогам 2012 года обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях детей от 2 до 7 лет составила 73,4 процента, детей от 3 до 7 лет - 84 процента. В связи с оптимизацией сети муниципальных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных Управлению образования, их количество к 2013 году уменьшилось и составило 18 учреждений.

Решение вопросов повышения доступности качественного образования для всех категорий детского населения и технологической оснащенности образовательных учреждений связано с дальнейшими процессами оптимизации сети, развитием направлений сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Все образовательные учреждения муниципального образования "город Екатеринбург" за последние несколько лет сделали существенные шаги по обновлению содержания и технологий образования. Ведется плановая системная работа по реализации новых государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования. По-прежнему приоритетной является задача активизации усилий в решении вопросов воспитания, формирования социальных компетенций.

В то же время часть образовательных организаций, работающих чаще всего со сложным контингентом обучающихся и испытывающих дефицит ресурсов и стимулов, демонстрирует низкие результаты. В этом случае необходимы дополнительные кадровые, материально-технические, финансовые, организационные ресурсы, позволяющие осуществлять психологическое, социально-педагогическое сопровождение детей. Дальнейшее совершенствование системы работы с одаренными детьми будет способствовать повышению качества образования, формированию навыков научно-исследовательской деятельности и, в конечном счете, расширению состава научной элиты города Екатеринбурга. Анализ состояния муниципальной системы образования свидетельствует о существовании проблем, требующих дополнительных управленческих решений: не все обучающиеся имеют возможность выбора программ профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями (доля выпускников 10 - 11-х классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов, в общей численности обучающихся в 10 - 11-х классах составляет 49 процентов (в среднем по Российской Федерации - 47,67 процента)).

В системе дополнительного образования сократилось количество программ технической направленности, программ, направленных на социализацию школьников; наблюдаются существенные отличия в качестве результатов образования в образовательных организациях, работающих в различных социально-культурных условиях;

недостаточны темпы обновления содержания и технологий воспитательной работы;

недостаточен уровень вовлечения детей в информальное (медиасфера, сеть Интернет) образование;

недостаточно отработаны механизмы оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений.

Одним из важнейших факторов, определяющих качество образования, переход на новые информационно-коммуникационные технологии, является кадровое обеспечение. Количество педагогических работников в муниципальной системе образования в 2012/2013 учебном году составило 12619 человек. Повышению уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов способствует и внедрение системы оплаты труда, предусматривающей возможность назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и мотивацию развития профессиональных компетенций. Повышается ответственность за качество результатов обучения, чему во многом способствует организация работы по повышению квалификации, методической работы в образовательных организациях, в составе ассоциаций, базовых центров, экспериментальных и стажировочных площадок, творческих коллективов. Однако проблема, связанная с недостаточностью темпов обновления педагогических кадров и профессиональных компетенций в системе образования, сохраняется.

Управление образования проводит работу по оптимизации образовательного комплекса муниципального образования "город Екатеринбург". Ведется работа по следующим направлениям: обновление школьной инфраструктуры, оснащение учебных кабинетов необходимыми средствами обучения, восстановление медпунктов, оснащение оборудованием столовых, спортзалов, пополнение библиотек, расширение возможностей оптимального использования Интернета.

Наиболее перспективным является создание моделей школ-ступеней: начальных общеобразовательных, основных общеобразовательных школ, профильных ресурсных центров.

Важным фактором, обеспечивающим качество образования, является равенство доступа обучающихся к современным условиям обучения. Дальнейшее выделение средств на обновление материально-технической базы образовательных организаций будет способствовать увеличению доли обучающихся, получающих образование в современных условиях

Цель программы

Обеспечение общедоступного дошкольного, общего, дополнительного образования, социализации обучающихся в соответствии с меняющимися запросами личности, общества, государства и задачами социально-экономического развития города, региона, Российской Федерации

Основные задачи программы

Создание доступной здоровьесберегающей технологически оснащенной образовательной среды, в том числе посредством оптимизации инфраструктуры образовательных учреждений.

Предоставление доступа к получению общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, посредством создания безбарьерной среды. Совершенствование системы работы с талантливыми детьми и обеспечение условий для развития индивидуальных способностей, личностных качеств, творческого потенциала одаренных детей.

Переход на новые государственные образовательные стандарты в системе общего образования.

Обеспечение системы общего образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка органами местного самоуправления и общественностью.

Создание условий для освоения обучающимися и педагогами современных информационных технологий обучения.

Развитие инновационной деятельности, в том числе посредством взаимодействия с вузами и другими учреждениями профессионального образования.

Создание условий для управления качеством образования, организации мониторинга качества образования (качества условий, качества образовательного процесса и качества результата образования) в каждом образовательном учреждении

Ожидаемые результаты от реализации программы

Обеспечение комфортности пребывания детей в образовательных организациях;

использование новых педагогических технологий (60 процентов образовательных организаций);

информационная открытость системы образования (100 процентов образовательных организаций);

увеличение масштабов и эффективности использования информального образования (медиасфера, сеть Интернет) в образовательном процессе (50 процентов образовательных организаций);

создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, расширение возможности выбора обучающимися профилей обучения, распространение проектных, исследовательских методов обучения