ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2010 года N 1472-ПП
Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 27 декабря 2013 года N 1634-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2010 N 1133-ПП "О перечне областных государственных целевых программ, планируемых к финансированию за счет средств областного бюджета в 2011 году" ("Областная газета", 2010, 6 августа, N 281-282) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 07.09.2010 N 1292-ПП ("Областная газета", 2010, 17 сентября, N 334-335), от 07.09.2010 N 1296-ПП ("Областная газета", 2010, 17 сентября, N 334-335), Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить:
1) областную целевую программу "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы (прилагается);
2. Постановление Правительства Свердловской области от 28.07.2008 N 762-ПП "Об областной государственной целевой программе "Развитие государственных образовательных учреждений Свердловской области" на 2009-2012 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 7-7, ст.1182) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 29.03.2010 N 493-ПП ("Областная газета", 2010, 7 апреля, N 110-111), признать утратившим силу.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министра общего и профессионального образования Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Черепанова С.Е.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.Гредин
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы
Областная целевая программа "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы (далее - Программа) определяется Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства, 2009, N 8-1, ст.1044).
Согласно Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года главная цель долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.
В качестве одного из приоритетных направлений развития Свердловской области определено развитие человеческого потенциала, которое обуславливается состоянием системы образования.
Система образования Свердловской области должна быть ориентирована на обеспечение возможности получения образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, формирование гармоничной, высоконравственной социально адаптированной, конкурентоспособной, мобильной личности, создание условий для ее самореализации личности.
В настоящее время в Свердловской области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования;
2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений;
3) достигнуты определенные успехи в оптимизации сети учреждений общего и профессионального образования;
4) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования.
Решению задач инновационного развития системы образования способствовала реализация приоритетного национального проекта "Образование":
1) сформирован инновационный кадровый ресурс: количество лучших учителей - победителей конкурса в Свердловской области составило 260 человек, объем финансирования - 26 млн.рублей;
2) усилилось внимание к воспитательной работе в системе общего образования. В полном объеме осуществлялись выплаты за классное руководство: из федерального бюджета на эти цели направлено 287,8 млн.рублей, из бюджета Свердловской области - 240,99 млн.рублей;
3) системно осуществлялась поддержка талантливой молодежи: 754 человекам из категории талантливой молодежи оказана поддержка на сумму 14,25 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета - 6,06 млн.рублей, из бюджета Свердловской области - 8,19 млн.рублей;
4) получили дальнейшее развитие процессы информатизации в общеобразовательных учреждениях: все общеобразовательные учреждения получили доступ к сети Интернет, в 3 раза сократилось количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер (с 31 человека в 2006 году до 10 человек в 2010 году).
Тем не менее анализ состояния системы образования относительно требований инновационного развития социально-экономического развития Свердловской области позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
2) несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда Свердловской области;
3) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также информационного общества;
4) крайне неоднородный охват дополнительным и непрерывным образованием в различных муниципальных образованиях Свердловской области;
5) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
6) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;
7) недостаточное использование современных образовательных технологий;
8) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;
9) в целом сохраняющийся в системе образования патерналистский характер принятия исполнения решений.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
1) нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего и профессионального образования, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов Свердловской области и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;
2) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;
3) снижение темпов создания системы непрерывного профессионального образования в области, что негативно скажется на рейтинге Свердловской области, ее конкурентоспособности на российском рынке образовательных услуг;
4) рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения;
5) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям.
Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
1) с недостатками в управлении Программой;
2) с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом необходимо предпринять ряд мер, таких как:
1) мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;
2) широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к реализации и оценке результатов реализации Программы;
3) публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько стратегических задач Программы могут быть не решены.
В результате не решения стратегической задачи "Модернизация общего образования как института социального развития" будет не реализована или реализована не в полной мере национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
В том случае, если не будет решена стратегическая задача "Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда" развитие профессионального образования если не остановится, то существенно замедлится, создав тем самым серьезнее проблемы для инновационной экономики Свердловской области. При этом сама постановка вопроса о развитии человеческого капитала через образование в течение всей жизни потребует резкой мобилизации дополнительных, в том числе и финансовых ресурсов.
Существует также риск того, что не будет решена стратегическая задача "Развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг". Отсутствие понятной общественности системы оценки результатов и условий обучения на всех ступенях и уровнях образования приведет к устойчивой тенденции снижения качества образования.
Совершенно очевидным является и то, что нерешенность хотя бы одной из стратегических задач Программы приведет к недостижению ее основной стратегической цели - обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Свердловской области.
Основная стратегическая цель Программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Свердловской области.
Стратегическими задачами Программы являются:
1) модернизация общего образования как института социального развития;
2) приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда;
3) развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг.
Сроки реализации Программы - 2011-2015 годы.
Этапы реализации Программы:
I этап - с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (формирование программных комплексных проектов развития образования, реализуемых при участии органов местного самоуправления муниципальных образования в Свердловской области, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, профессионально-педагогического сообщества);
II этап - с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года (разработка и внедрение механизмов новой сети учреждений общего и профессионального образования, моделей управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, а также определение основных позиций по целям и задачам Программы на следующий период).
Значения целевых индикаторов и показателей, отражающих ход выполнения областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы, представлены в приложении N 2* к Программе. Методика оценки эффективности Программы представлена в приложении N 7 к настоящей Программе.
________________
* Приложение N 2 к Программе не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Реализация Программы осуществляется программно-целевым методом.