ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2015 года N 560-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 22.12.2014 N 686-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 489-п.
____________________________________________________________________
1. В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 686-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления развития внутреннего и въездного туризма" до 2020 года" внести следующие изменения:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на директора Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 1 декабря 2015 года N 560-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА" ДО 2020 ГОДА
Государственный заказчик программы: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
г. Тюмень 2014 г.
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА" ДО 2020 ГОДА
Дата и номер принятия правового акта о разработке государственной программы | Распоряжение Правительства Тюменской области от 29 апреля 2014 г. N 698-рп "О разработке прогноза социально-экономического развития Тюменской области и проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Дата и номер правового акта об утверждении государственной программы | |
Государственный заказчик государственной программы | Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Разработчик государственной программы | Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Цель государственной программы | Создание условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках |
Задачи государственной программы | 1. Содействие развитию предприятий туристского комплекса Тюменской области 2. Формирование и продвижение туристского продукта на российском и международном туристских рынках |
Сроки реализации государственной программы | 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы (с разбивкой по годам) | 2015 г. - 3 075 тыс. рублей за счет областного бюджета. 2016 г. - 5 102 тыс. рублей за счет областного бюджета. 2017 г. - 5 111 тыс. рублей за счет областного бюджета. 2018 г. - 5 111 тыс. рублей за счет областного бюджета. 2019 г. - 5 111 тыс. рублей за счет областного бюджета. 2020 г. - 5 111 тыс. рублей за счет областного бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | Реализация государственной программы позволит за период 2015 - 2020 гг. увеличить оборот сферы туризма на 33,88%. |
Раздел 1. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В Тюменской области (без автономных округов) (далее - Тюменская область) имеются все условия для успешного развития внутреннего и въездного туризма: богатейшее историческое, архитектурное и культурное наследие, уникальные природные ресурсы, благоприятная экологическая составляющая, а также интенсивно развивающийся потребительский спрос на туристические продукты региона.
1.1. Направления развития туризма в Тюменской области
Одним из приоритетов социально-экономического развития Тюменской области является развитие туристической отрасли по направлениям въездной и внутренний туризм.
В соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2006 N 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" под внутренним туризмом в Тюменской области понимается - путешествия в пределах Тюменской области лиц, постоянно проживающих в Тюменской области; под въездным - путешествия в пределах Тюменской области лиц, не проживающих постоянно в Тюменской области.
Для обеспечения туристического потока по данным направлениям определены следующие целевые группы туристов: жители Тюменской области, граждане России (преимущественно г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, близлежащих регионов ХМАО, ЯНАО, Свердловской области и др.), иностранные граждане.
С позиции государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Тюменской области наиболее приоритетными направлениями туристской деятельности являются: деловой, оздоровительный, историко-культурный и охотничье-рыболовный виды туризма.
Приоритеты развития по видам туризма в Тюменской области
N | Степень приоритетности | Виды туризма |
1. | Виды туризма, относимые к наиболее приоритетным | Деловой туризм Санаторно-курортный, оздоровительный туризм Историко-культурный туризм Охотничье-рыболовный |
2. | Виды туризма, перспективные для развития | Экологический туризм Паломнический туризм Спортивный туризм Активный индивидуальный туризм Экстремальный туризм |
Приоритетные виды туризма имеют наиболее существенный вес в социально-экономическом развитии области, поскольку обеспечивают наибольший поток туристов.
Перспективные виды туризма нуждаются в проведении мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, формирование и продвижение турпродукта.
1.2. Туристские потоки в Тюменской области
Общий туристический поток рассчитывается в соответствии с методикой, определенной Приказом Федерального агентства по туризму РФ от 18.07.2007 N 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации", а также на основе данных социологических исследований и сильно отличается от официально регистрируемого органами государственной статистики.
Общий объем туристического потока в Тюменской области в 2013 году составил 1773,4 тыс. человек (в том числе: российских туристов - 1730,6 тыс. чел, иностранных туристов - 42,8 тыс. человек).
Распределение туристов Тюменской области по месту жительства, 2010 г. <*>
________________
<*> Отчет по результатам научно-исследовательской работы "Проблемы и тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" ООО "АйНоу". Том 3: Анализ ТурПотока 2010, 2012 год.
Согласно данным социологического исследования, наибольшая часть поездок носит характер внутреннего туризма. Так, в 2010 году среди опрошенных 68,7% жители Уральского федерального округа, из них: порядка 30% являются жителями Тюменской области, 21,8% - жителями ХМАО и ЯНАО. Среди туристов, прибывающих из-за пределов Тюменской области, наибольшая доля приходится на соседние регионы Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов.
Продолжительность поездки туристов в Тюменской области, 2010 г. <*>
________________
<*> Отчет по результатам научно-исследовательской работы "Проблемы и тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Тюменской области" ООО "АйНоу". Том 3: Анализ ТурПотока 2010, 2012 год.
По итогам 2010 года 51,5% респондентов находилось по месту прибытия в интервале от 4 до 7 дней; 30% прибывали 1 - 3 дня. Таким образом, свыше 80% респондентов, совершают поездки относительно небольшой длительности (до 7 дней).
Распределение туристов по цели поездок в Тюменской области, 2013 г. <*>
________________
<*> По данным статистического сборника "Туризм в Тюменской области", 2014 г.
По данным Федерального органа государственной статистики в 2013 году порядка 29,2% прибыли в регион с деловой целью. В основном это связано с возросшей инвестиционной привлекательностью региона, а также его ролью одного из ведущих нефтегазовых центров России. В перспективе деловой туризм останется ведущим туристским сектором - локомотивом развития туриндустрии области.
Туризм досуга и отдыха, в том числе историко-культурный туризм, имеет также значительный вес (24,9% от всех прибывших) и перспективы, связанные с новыми культурными и событийными проектами, формированием и продвижением новых турпродкутов, развитием инфраструктуры приема туристов.
В наибольшей степени культурно-познавательный туризм развит в форме экскурсионного и самостоятельного осмотра достопримечательностей в городах Тюмень и Тобольск. По оценкам туроператоров Тюменской области до 90% экскурсионных маршрутов сосредоточено в направлении Тюмень-Тобольск.
Развитая сеть лечебно-оздоровительных организаций в совокупности с уникальными природными ресурсами региона (лечебные грязи, минеральные воды, горячие источники) позволяет привлекать значительный поток туристов (14,5% от всех прибывших) и обеспечивает широкие возможности для дальнейшего развития данного вида туризма.
1.3. SWOT-анализ туристской отрасли Тюменской области
В настоящее время в Тюменской области имеется опыт функционирования туристской отрасли, достигнуты определенные результаты, на основании которых можно судить о сильных и слабых сторонах туриндустрии региона, о потенциальных возможностях и угрозах для дальнейшего развития
Среди сильных сторон туристской индустрии региона следует отметить:
1. Наличие туристических ресурсов (большое количество разнообразных культурно-познавательных объектов, богатый животный и природный мир, природные ископаемые для лечения и т.д.)
2. Наличие развитой туристской инфраструктуры (санатории, базы отдыха, гостиницы, конгресс-центры, музеи, театры, спортивные центры и т.д.).
3. Высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в области.
4. Конкурентоспособность стоимости услуг по сравнению с другими городами УРФО.
5. Государственная поддержка развития туризма.
6. Реализация программ по сохранению и восстановлению памятников историко-культурного наследия.
7. Заложены основы информационного обеспечения туристических ресурсов Тюменской области (разработан информационный портал о туристических ресурсах Тюменской области; публикации в СМИ, выпуск буклетов, специализированных журналов и т.д.).
8. Представление и продвижение турпродукта Тюменской области на региональных, всероссийских и международных выставках и конференциях.
9. Наличие базы профессиональной подготовки кадров в области туризма.
10. Проведение ежегодных событийных туристских мероприятий (Декабристские вечера, Квасной пир - на весь мир, Августовские спасы, Абалакское поле).
11. Наличие компаний, работающих в направлении экскурсионного обслуживания.
12. Наличие большого числа ресторанов и торгово-развлекательных центров.
13. Наличие устойчивого потока прибывших с деловыми целями в область.
Слабые стороны:
1. Дефицит информации о туристических ресурсах Тюменской области в РФ и за рубежом.
2. Отсутствие развитых каналов продаж тюменского турпродукта на российском и международном рынках.
3. Отсутствие заинтересованности туристических фирм в разработке программ по внутреннему и въездному туризму в связи с высокими рисками, несогласованность и слабое взаимодействие участников туристского рынка и смежных отраслей.
4. Слабое развитие придорожного сервиса.
5. Отсутствие регулярных прогулочных и круизных речных рейсов при повышенном спросе на них.
6. Отсутствие сформированного качественного охотничье-рыболовного турпродукта.
7. Незначительное количество сувенирных салонов, их удаленность от основных объектов показа.
8. В системе подготовки кадров недостаточно внимания уделяется практической стороне, освоению современных методик и технологий.