ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2006 года N 1230
О КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА
(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 20.01.2009 N 54)
В соответствии с постановлением Правительства области от 17 апреля 2006 года N 369 "Об утверждении Плана мероприятий Правительства области по реформированию системы управления региональными финансами Вологодской области на 2006 год" и для оптимизации управления региональными финансами, повышения результативности и эффективности бюджетных расходов Правительство области постановляет:
1. Утвердить Концепцию реструктуризации государственного сектора и повышения эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на период до 2011 года (далее - Концепция) (прилагается).
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 20.01.2009 N 54)
2. Департаменту финансов области (С.С. Тугарин), департаменту труда и социального развития области (Е.К. Артемов), департаменту здравоохранения области (А.А. Колинько), департаменту культуры области (В.В. Рацко), департаменту образования области (И.А. Макарцева), департаменту сельского хозяйства области (В.С. Легких), департаменту имущественных отношений области (А.А. Пак), Департаменту строительства, энергетики и ЖКХ области (С.Н. Воробьев), департаменту дорожного хозяйства области (Б.Ф. Мельников), Комитету по транспорту и связи области (В.И. Кравчук), департаменту государственной службы и вопросов местного самоуправления Правительства области (И.П. Даценко) обеспечить:
- разработку плана мероприятий по реализации Концепции;
- организацию разработки нормативных правовых актов области, принятие которых предусмотрено настоящей Концепцией.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований области разработать мероприятия по реструктуризации муниципального сектора и повышению эффективности бюджетных расходов в соответствии с Концепцией.
Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА
(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 20.01.2009 N 54)
В целях дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы области, стратегического осмысления, адаптации к особенностям области и методической поддержки на региональном уровне новых форм улучшения механизмов управления разработана Концепция реструктуризации государственного сектора и повышения эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на период до 2011 года (далее - Концепция).
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 20.01.2009 N 54)
Целями реализации Концепции являются повышение качества управления региональными финансами, внедрение более эффективных форм предоставления общественных услуг, повышение удовлетворенности населения области деятельностью органов государственной власти.
Основными задачами реализации Концепции являются:
- повышение результативности бюджетных расходов;
- повышение справедливости распределения и доступности предоставляемых бюджетных услуг;
- более полный учет предпочтений населения при организации предоставления бюджетных услуг;
- оптимизация масштабов государственного сектора;
- адаптация механизмов управления региональными финансами к реформированию разграничения полномочий;
- повышение конкурентности рынка государственных услуг.
Концепция предусматривает проведение преобразований по следующим основным направлениям:
- внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;
- переход к новым формам организации и финансирования бюджетных учреждений;
- оптимизация бюджетной сети;
- реформирование имущественных отношений;
- взаимодействие государственного и частного секторов при предоставлении общественных услуг, решении общественно значимых задач;
- совершенствование межбюджетных отношений.
Концепция включает как общую часть, так и отраслевые программы, направленные на учет общих концептуальных подходов в специфических условиях отдельных секторов.
Мероприятия Концепции будут реализованы в два этапа.
Первый этап охватывает период 2007 - 2008 годов и включает в себя в первую очередь проведение и разработку мероприятий, направленных на внедрение новых методов управления региональными финансами.
Второй этап охватывает период 2009 - 2010 годов и включает в себя проведение мероприятий, направленных на применение и использование новых методов управления региональными финансами.
Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами в области является внедрение в бюджетный процесс принципов бюджетирования по результатам. В рамках внедрения принципов бюджетирования по результатам предполагается решить следующие задачи:
- ориентация деятельности органов исполнительной государственной власти области, иных организаций общественного сектора на достижение конкретных результатов;
- установление и измерение взаимосвязи между затраченными бюджетными ресурсами и полученными результатами;
- оценка альтернативных способов достижения заданных результатов;
- оценка эффективности бюджетных расходов на основе анализа степени достижения заданных результатов, а также причин, позволивших или не позволивших достичь ожидаемых результатов;
- обеспечение взаимосвязи объемов бюджетного финансирования с системой мер, направленных на достижение заданных результатов;
- оптимизация структурных подразделений органов исполнительной государственной власти области исходя из их ориентации на достижение общественно значимых результатов;
- стимулирование органов исполнительной государственной власти области, их структурных подразделений к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;
- учет мнения населения при оценке результативности деятельности органов исполнительной государственной власти области.
Внедрение в практику управления региональными финансами бюджетных процедур, предполагающих более высокую степень взаимосвязи между бюджетным планированием, исполнением и контролем, с одной стороны, и совокупностью общественно значимых результатов, с другой стороны, повлечет за собой существенные изменения в бюджетном процессе, работе главных распорядителей средств областного бюджета и бюджетных учреждений.
На первом этапе реализации Концепции (2007 - 2008 годы) предлагаются:
1) постепенное внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках данной стратегии новые механизмы бюджетирования, связанные с подготовкой главными распорядителями бюджетных средств докладов о результатах и основных направлениях деятельности, определяющих их цели, задачи и основные показатели результатов работы, а также новые, ориентированные на результат механизмы финансирования бюджетных учреждений сначала будут внедряться в экспериментальном порядке в нескольких отраслях. На основании проведенного анализа и с учетом полученных результатов данные механизмы планируется внедрить в более широких масштабах. В рамках данного подхода пилотными отраслями для внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в 2007 году являются отрасли образования и здравоохранения. В 2008 году данные механизмы будут распространены в установленном порядке на отрасли культуры, социальной политики и сельского хозяйства;
2) внедрение технологий бюджетного планирования, предусматривающих первоочередное включение в перспективный финансовый план и проект областного бюджета расходов на исполнение действующих обязательств, под которыми понимаются исполняемые в текущем году обязательства, подлежащие исполнению в плановом периоде в объеме, определенном в соответствии с принятыми на момент внесения проекта закона об областном бюджете нормативными правовыми актами области, а также договорами и соглашениями, заключенными от имени области. Принимаемые расходные обязательства планируется формировать как положительную разницу между объемом доходов областного бюджета в соответствии с базовым сценарием прогноза социально-экономического развития и объемом действующих обязательств;
3) совершенствование практики использования в ходе бюджетного планирования реестра расходных обязательств. В реестре подлежит фиксации денежное выражение расходных обязательств;
4) формирование комиссии по повышению результативности бюджетных расходов в составе руководителей органов государственной власти области, главных распорядителей средств областного бюджета, независимых экспертов. В функции комиссии будет входить:
- оценка отчетности о реализации целевых программ и отчетной части докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета с точки зрения результативности их деятельности;
- согласование предложений по изменениям объема действующих и распределению объема принимаемых обязательств между главными распорядителями средств областного бюджета в ходе подготовки перспективного финансового плана и проекта закона области об областном бюджете;
5) включение в состав показателей перспективного финансового плана области распределения объема действующих и принимаемых обязательств по главным распорядителям средств областного бюджета в целях повышения эффективности перспективного финансового планирования;
6) закрепление механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, в следующих нормативных правовых актах области:
- законе области "О бюджетном процессе в Вологодской области";
- постановлениях Правительства области:
"Об утверждении порядка разработки перспективного финансового плана и проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год";
"О порядке ведения реестра расходных обязательств областного бюджета";
"О порядке разработки и формирования областных целевых программ";
"Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики Вологодской области на очередной финансовый год";
"Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета Вологодской области".
На втором этапе реализации Концепции (2009 - 2010 годы) предполагается:
1) завершить внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс. Подготовка докладов о результатах и основных направлениях деятельности будет осуществляться всеми главными распорядителями средств областного бюджета. Вместо программы социально-экономического развития области ежегодно будет разрабатываться сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства области на среднесрочную перспективу (далее - Сводный доклад). Доклад состоит из двух частей, подготавливаемых на начальной и конечной стадиях процесса бюджетного планирования. Первая часть Сводного доклада, содержащая оценку результатов деятельности главных распорядителей средств областного бюджета в отчетном периоде и определение их целей и задач в плановом периоде, будет служить отправной точкой для подготовки докладов главных распорядителей средств областного бюджета о результатах и основных направлениях деятельности. Во второй части Сводного доклада планируется обобщить предложения главных распорядителей средств областного бюджета о мерах, направленных на достижение поставленных Правительством области целей;
2) усилить связь долгосрочной стратегии развития области со среднесрочным и текущим бюджетным планированием. Отражаемые в докладах цели главных распорядителей средств областного бюджета будут вытекать из долгосрочной региональной стратегии и Сводного доклада. В ходе анализа результатов деятельности главных распорядителей средств областного бюджета планируется оценивать их вклад в реализацию долгосрочных областных приоритетов;
3) в соответствии со сформировавшейся структурой целей и задач Правительства области и главных распорядителей средств областного бюджета будет проведена реформа региональной структуры управления, пересмотрены полномочия и функции отдельных управленческих структур. Данное направление планируется реализовать как применительно к главным распорядителям средств областного бюджета, так и к отдельным структурным подразделениям, входящим в их состав. Структура управления в рамках каждого главного распорядителя средств областного бюджета будет создавать предпосылки для оптимального использования программно-целевых методов управления расходами;
4) усилить роль показателей количества и качества бюджетных услуг в бюджетном планировании; провести инвентаризацию бюджетных услуг, по результатам которой будет утвержден их перечень; повысить роль опросов населения в выявлении предпочтений и определении приоритетов при планировании бюджетных услуг.
Сложившаяся на настоящий момент модель предоставления бюджетных услуг порождает серьезные проблемы, вызывающие недостаточную эффективность действующих механизмов. К подобным системным проблемам относятся:
- наличие конфликта между деятельностью, осуществляемой за счет бюджетных средств, и предпринимательской деятельностью бюджетных учреждений;
- нерациональное распределение средств внутри сети бюджетных учреждений;
- отсутствие связи между объемами финансирования и результатами деятельности бюджетных учреждений и, как результат, низкая эффективность их деятельности;
- ограничения права потребителей на выбор поставщика услуг.
Для решения данных проблем должен быть осуществлен переход к новой модели предоставления бюджетных услуг, включающей в себя:
- новые формы финансирования социальных бюджетных услуг;
- реструктуризацию бюджетных учреждений с внедрением новой организационно-правовой формы;
- изменение механизма регулирования внебюджетной деятельности бюджетных учреждений.
Новые формы финансирования бюджетных услуг