Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" (с изменениями на: 19.05.2014)

2.6.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

До 1 января 2014 года контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществлялся в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, с 1 января 2014 года контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики и муниципальных нужд муниципальных образований в Удмуртской Республике осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Во всем мире система государственных закупок имеет решающее значение для экономики страны.

Процесс осуществления закупок ориентирован на присутствие государства в лице бюджетополучателей на рынке товаров, работ, услуг в качестве покупателя. Этот рынок в нашей стране находится в процессе постоянного совершенствования, основной целью которого является создание условий для добросовестной конкуренции, при которой у покупателя появляется возможность приобретать необходимые товары (работы, услуги) исходя из своих возможностей при оптимальном соотношении цены и качества.

Принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" означает не просто совершенствование отдельных правил закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а кардинальные изменения всей системы закупок.

Внедрение в жизнь новых механизмов, принципов и способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) потребует огромных усилий от заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которым приходится осваивать, по сути, новый порядок осуществления закупок.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, сфера применения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отличие от Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" включает не только этап определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта, но и планирование заказчиком закупок, исполнение контрактов, мониторинг, аудит, контроль за соблюдением нормативных актов о контрактной системе. Законодателем использован системный подход к регулированию отношений в сфере государственных и муниципальных закупок, что предполагает взаимосогласованное правовое регулирование рассматриваемых отношений нормами различных отраслей законодательства - гражданского, бюджетного, административного.

В сфере государственных и муниципальных закупок создается контрактная система, определяемая как "...совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд".

Помимо ранее применявшихся способов, Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрены новые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом он не вправе совершать действия, влекущие необоснованное сокращение числа участников закупки.

Характеризуя способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целом, следует подчеркнуть, что происшедшая дифференциация способов позволяет учесть различные обстоятельства - стандартные объекты закупки или сложные, можно ли четко определить объект закупки и его характеристики, срочность закупки и прочее, что позволит заказчику обеспечить более гибкий подход к выбору поставщика (подрядчика, исполнителя).

Еще одним нововведением Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует считать расширение круга контрольных органов. Наряду с контрольными органами в сфере закупок различных уровней власти предусмотрен внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, ведомственный контроль за соблюдением нормативных правовых актов заказчиками, контроль заказчика за исполнением условий контракта, общественный контроль, а также вводится мониторинг в сфере закупок, осуществляемый федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы, местной администрацией, и аудит, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

До 1 января 2014 года вопрос контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов регулировался прежде всего статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В настоящий момент контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики и муниципальных нужд муниципальных образований в Удмуртской Республике регламентируется главой 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменил не только сами правила осуществления закупок, но и подход к системе контроля.

Контроль всегда был и остается одним из важнейших элементов любой экономики - как рыночной, так и построенной на иных внерыночных основах.

Учитывая саму специфику системы государственных закупок, государство вынуждено контролировать себя изнутри, используя метод государственного, управленческого контроля, который, в первую очередь, подразумевает проверку соответствия процедур закупок законодательству. В настоящее время наблюдается стойкая тенденция по ужесточению контроля в сфере закупок со стороны государства.

Одной из главных целей контроля в сфере закупок является борьба с коррупцией. Борьба с коррупцией является проблемой в большинстве государств. Способы решения этой проблемы предлагаются постоянно, но предложения практически всегда сводятся к одному - усилению ответственности.

В настоящее время в процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) все активнее включаются грамотные квалифицированные поставщики (подрядчики, исполнители). Они отстаивают свои права и законные интересы, подают жалобы, судебные иски. Учащаются случаи наказания, в первую очередь руководителей, кто сознательно либо в силу недостаточной квалификации допускает нарушения законодательства.

При этом необходимо отметить, что до сих пор не предприняты шаги по установлению единого подхода к методам и методикам осуществления контрольной деятельности. Отсутствие единых подходов, методологии осуществления контроля не позволяют провести комплексный анализ нарушений законодательства, выявить сопутствующие нарушения и, в первую очередь, сами причины нарушений.

Необходимы методические материалы и рекомендации, направленные на организацию и проведение контроля в сфере закупок, которые позволят проводить контрольные мероприятия, подготавливать отчеты (акты), вырабатывать рекомендации по единым стандартам.