млн. руб.
Виды долговых обязательств | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Объем государственного долга Удмуртской Республики на конец периода | 2565,5 | 3236,5 | 2511,6 |
прямые обязательства перед Министерством финансов Российской Федерации | 870,7 | 579,9 | 593,2 |
заимствования в кредитных и некредитных организациях | 11,9 | 7,0 | 0,0 |
заимствования путем выпуска государственных ценных бумаг | 0,0 | 1000,0 | 1000,0 |
гарантии Удмуртской Республики | 1683,0 | 1649,6 | 918,5 |
В 2006 году государственный долг Удмуртской Республики снизился на 724,8 млн. руб. и по состоянию на 1 января 2007 года составил 2511,7 млн. рублей.
Вся задолженность республики перед федеральным бюджетом урегулирована и реструктуризирована, что позволило сократить долговую нагрузку на бюджет. В результате реструктуризации долговых обязательств Удмуртской Республики по итогам работы за 2006 год списано 325,5 млн. рублей реструктуризированной задолженности, а всего с 2001 года - 889,3 млн. рублей.
В 2004 году рейтинговое агентство "Moody's Interfax Rating Agency" присвоило Удмуртской Республике кредитный рейтинг Aa3.ru. В 2005 году агентство повысило кредитный рейтинг Удмуртской Республики до очень высокого уровня кредитоспособности - Aa2.ru. В декабре 2006 года в результате применения методологии анализа вероятности совместного дефолта к рейтингам российских региональных и местных администраций по национальной шкале рейтинг эмитента Удмуртской Республики повышен до уровня Aa1.ru. (Эмитенты или долговые обязательства с рейтингом Aa.ru характеризуются очень высокой кредитоспособностью по отношению к другим эмитентам в стране, индекс 1 указывает на высокий ранг.)
План реформирования
На первом этапе реализации Программы планируется разработать и утвердить:
- методологию расчета долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период;
- методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета Удмуртской Республики.
Сведения о долговых обязательствах, в том числе по видам обязательств и срокам их погашения, планируется публиковать в СМИ и (или) размещать в сети Интернет.
(в ред. постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 26.02.2008 N 30-IV)
Возможные альтернативы
На различной методической основе может осуществляться ведение аналитического учета операций с государственным долгом, поскольку ведение такого учета не регламентируется федеральными нормативными правовыми актами. Наличие такого учета существенно расширяет аналитические возможности системы учета долговых обязательств.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в состав государственного долга не включается кредиторская задолженность. Вместе с тем наращивание кредиторской задолженности позволяет формально сохранять низкие показатели бюджетного дефицита и долга, создавая при этом угрозу сбалансированности бюджета. Но, не вступая в противоречие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, возможно и необходимо осуществлять контроль за кредиторской задолженностью.
Оценка рисков
С 1 января 2005 года признана утратившей силу статья 118 Бюджетного кодекса Российской Федерации об обязательной регистрации в финансовом органе заимствований государственных унитарных предприятий. При этом в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие вправе осуществлять такие заимствования только после согласования объема и направлений использования привлекаемых средств с собственником. Указанное изменение усложняет контроль за долговыми обязательствами унитарных предприятий, которые могут создать потенциальную угрозу сбалансированности бюджета Удмуртской Республики.