┌══════════════════════┬═══════════┬═════════┬═════════┬═════════‰
│Наименование продукции│ Ед. изм. │ 1998 г. │ 1999 г. │ 2000 г. │
├══════════════════════┼═══════════┼═════════┼═════════┼═════════┤
│Зерно │ тыс. тонн │ 505,8 │ 459,7 │ 570,5 │
│Картофель │ тыс. тонн │ 77,0 │ 79,6 │ 59,7 │
│Овощи │ тыс. тонн │ 16,5 │ 35,2 │ 22,0 │
│Лен │ тыс. тонн │ 2,2 │ 1,4 │ 3,8 │
│Мясо │ тыс. тонн │ 61,8 │ 57,6 │ 61,7 │
│Молоко │ тыс. тонн │ 384,8 │ 370,6 │ 344,5 │
│Яйцо │ млн. шт. │ 418,9 │ 451,9 │ 447,5 │
└══════════════════════┴═══════════┴═════════┴═════════┴═════════…
Правительство Удмуртской Республики участвует в решении проблемы технического обеспечения сельскохозяйственного производства путем расширения объемов поставки техники по лизингу, частичной компенсации расходов по уплате лизинговых платежей. Кроме того, ежегодно аграрный сектор республики получает на безвозмездной основе в виде различных дотаций и компенсаций из республиканского бюджета средства на приобретение горюче - смазочных материалов (ГСМ) и удобрений. Но доля средств федерального и республиканского бюджетов, выделяемых на государственную поддержку сельского хозяйства, составляет лишь 8 - 10% от объема выручки сельскохозяйственных организаций.
Государственные средства выполняют регулирующую, вспомогательную роль. Основным источником развития сельскохозяйственных организаций остаются собственные средства. Но в большинстве хозяйств собственные оборотные средства полностью утеряны. Производственная деятельность строится на заемных и государственных ресурсах. По итогам 2000 года 241 хозяйство, или 55% от их общего количества, получили убыток, это на 30% больше, чем в 1999 году. Получено убытка 189 млн. рублей, что на 75% больше предшествующего года. Кредиторская задолженность увеличилась за 2000 год на 452 млн. рублей и составила 2130,8 млн. рублей.
В перерабатывающей промышленности за последнее десятилетие снизился выпуск муки в 1,9 раза, хлеба и хлебобулочных изделий - в 2,5 раза, животного масла - в 1,7 раза, цельномолочной продукции - в 1,9 раза, мяса (включая субпродукты 1 категории) - в 2,7 раза, кондитерских изделий - в 1,4 раза. Начиная с 1997 года, сокращение производства прекратилось, индекс физического объема в пищевой промышленности сохраняется на уровне 98 - 100%.
Как следствие, ввиду ограниченности платежеспособного спроса населения, а в ряде отраслей недостаточной обеспеченности сырьем, остается очень низким уровень использования производственных мощностей. В 2000 году загрузка производственных мощностей составила: по производству мяса - 23%, цельномолочной продукции - 28%, животного масла - 21%, крупы - 7%, хлеба и хлебобулочных изделий - 32%, муки - 28%.
Агропродовольственный сектор не изолирован от других отраслей экономики и наряду со своими специфическими проблемами сталкивается с теми же проблемами, что и другие отрасли экономики:
- дефицит квалифицированных кадров управления;
- финансовая нестабильность, тяжелое финансовое положение сельского хозяйства;
- трудности сбыта продовольственной продукции из-за низкого платежеспособного спроса;
- отсутствие механизмов перехода первично распределенной собственности в руки эффективных пользователей;
- деградация технического и технологического потенциала;
- ухудшение почвенного плодородия (вынос питательных веществ из почвы в среднем в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями; приходят в упадок мелиоративные системы, растут площади окисленных почв).
В области ветеринарии за счет внедрения новых методов профилактики и лечения животных, проведения организационно - хозяйственных и зооветеринарных мероприятий улучшилась сохранность скота. Однако в хозяйствах республики выполнение комплексной программы по профилактике и борьбе с паразитарными болезнями сельскохозяйственных животных, а также с болезнями молодняка осуществляется не в полном объеме, что связано, главным образом, с недостаточностью финансовых средств.
С целью обеспечения населения республики доброкачественной в ветеринарно - санитарном отношении продукцией и сырьем животноводства, ветеринарной службой осуществляется надзор на всех участках производства, переработки, хранения и реализации данной продукции.
Все вышеперечисленные проблемы составляют функциональную структурную основу программы развития АПК республики, что позволяет систематизировать задачи по достижению поставленных целей.