В настоящее время в Удмуртской Республике насчитывается 390 государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности Удмуртской Республики (165 предприятий и 225 учреждений).
Функции по управлению государственными унитарными предприятиями разделены между отраслевыми государственными органами исполнительной власти Удмуртской Республики.
Количество государственных унитарных предприятий весьма значительно. В число действующих государственных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин.
Юридическая основа права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным его руководителем.
На практике широкие полномочия руководителей предприятий в отсутствие действенных инструментов и установленного порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к бесконтрольному направлению финансовых потоков. В результате значительная часть прибыли, которую могли бы получить государственные унитарные предприятия, оседает в посреднических коммерческих организациях. Кроме того, бесконтрольность приводит к заключению сделок, в которых имеется заинтересованность руководства предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции и, как следствие, приводит к неплатежеспособности предприятий, отсутствию у государственных органов информации о состоянии дел в государственных предприятиях и другим негативным последствиям.
Таким образом, деятельность организаций, созданных в форме государственных унитарных предприятий, как правило, менее эффективна, чем деятельность предприятий в форме акционерных обществ. Существующая система управления государственными унитарными предприятиями нуждается в совершенствовании. Значительную часть государственных унитарных предприятий следует преобразовать в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной собственности Удмуртской Республики.
По действующему законодательству государственные органы исполнительной власти Удмуртской Республики наделены правом создания государственных учреждений. Государственные учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится из республиканского бюджета.
В условиях происходящих в стране реформ отраслевые государственные органы исполнительной власти ослабили контроль за деятельностью государственных учреждений, в то же время налицо необходимость правового регулирования отношений государственных учреждений и государственных органов исполнительной власти республики в части усиления контроля за деятельностью государственных учреждений. Нуждается в пересмотре и деятельность каждого государственного учреждения с точки зрения их количества, использования имущества, востребованности оказываемых услуг.
В настоящее время Удмуртская Республика является акционером (участником) в 163 хозяйственных обществах, в том числе в 75 хозяйственных обществах, представляющих базовые отрасли экономики, доля Удмуртской Республики превышает 25% уставного капитала.
Дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности Удмуртской Республики, составили:
в 1998 году - 2192,6 тыс. рублей;
в 1999 году - 7878,9 тыс. рублей.
За 2000 год перечислено в бюджет Удмуртской Республики дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности Удмуртской Республики, 11211,7 тыс. рублей.
Удмуртская Республика управляет принадлежащими ей акциями через институт своих представителей, назначаемых Правительством Удмуртской Республики. В настоящее время избрано на собраниях акционеров акционерных обществ 284 представителя Удмуртской Республики. Функции представителей Удмуртской Республики в акционерных обществах исполняют 175 человек, в том числе:
80 - государственные служащие;
70 - муниципальные служащие;
25 - иные лица.
Таким образом, институт представителей Удмуртской Республики на 85,7% состоит из государственных и муниципальных служащих.
С учетом количества хозяйственных обществ и товариществ, в которых Удмуртская Республика является участником (акционером), их значимости для экономики Удмуртской Республики, отраслевой специфики указанных организаций и ряда иных факторов нельзя признать сложившуюся систему управления государственными пакетами акций эффективной.
Существующий порядок назначения государственных служащих представителями государства не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риск государства.
От аренды нежилого фонда получено за 1998 год 4,6 млн. рублей, за 1999 год - 8,4 млн. рублей, а в 2000 году эта цифра составила 13,1 млн. рублей.
На сегодняшний день в существующей системе управления недвижимостью в Удмуртской Республике имеется ряд нерешенных проблем:
не сформирован полный реестр государственной недвижимости, что не позволяет провести четкое разграничение собственности и, как следствие, влечет невозможность контроля за реальными денежными потоками, проведения достоверного анализа эффективности использования недвижимости;
отсутствует система рыночной оценки объектов и прав пользования недвижимостью, что приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению рентных платежей;
права государства на принадлежащие ему объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;
слабо используется многовариантный (фактически применяется только аренда) и индивидуальный подходы к использованию недвижимости;
значительное количество объектов незавершенного строительства не вовлечены в оборот и утрачивают инвестиционную привлекательность.
Распоряжение государственными землями, на которых расположены предприятия, осуществляют органы местного самоуправления, не обладающие соответствующими полномочиями. Причем основная часть земельных участков, не являясь собственностью предприятий, не участвует в гражданском обороте.