(с изменениями на 12 февраля 2024 года)
(в ред. постановлений Губернатора Владимирской области от 03.03.2014 N 181, от 11.03.2014 N 215, постановлений администрации Владимирской области от 15.07.2014 N 719, от 07.10.2014 N 1042, от 19.03.2015 N 215, от 24.04.2015 N 386, от 11.09.2015 N 896, от 12.11.2015 N 1136, от 09.02.2016 N 76, от 01.04.2016 N 260, от 24.06.2016 N 538, от 18.11.2016 N 1014, от 09.01.2017 N 2, от 02.03.2017 N 193, от 01.09.2017 N 764, от 18.12.2017 N 1070, от 23.03.2018 N 205, от 13.06.2018 N 437, от 06.09.2018 N 670, от 11.02.2019 N 96, от 20.03.2019 N 194, от 17.09.2019 N 645, от 13.12.2019 N 869, от 23.04.2020 N 245, от 26.08.2020 N 554, от 30.12.2020 N 924, от 09.04.2021 N 200, от 29.07.2021 N 461, от 27.12.2021 N 890, от 31.03.2022 N 218, постановлений Правительства Владимирской области от 10.02.2023 N 67, от 18.04.2023 N 254, от 12.02.2024 N 73)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении положения о системе управления государственными программами Владимирской области" постановляю:
(преамбула в ред. постановления администрации Владимирской области от 31.03.2022 N 218)
1. Утвердить:
1.1. Стратегические приоритеты государственной программы Владимирской области "Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области" согласно приложению N 1.
1.2. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, в том числе монопрофильных муниципальных образований, при реализации государственной программы согласно приложению N 2.
1.3. Правила предоставления субсидий из областного бюджета иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями, согласно приложению N 3.
1.4. Правила определения объема и условий предоставления из бюджета Владимирской области субсидий государственному автономному учреждению Владимирской области "Бизнес-инкубатор" на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), согласно приложению N 4.
(п. 1 в ред. постановления администрации Владимирской области от 31.03.2022 N 218)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области, курирующего вопросы промышленности и экономической политики.
(в ред. постановлений администрации Владимирской области от 02.03.2017 N 193, от 11.02.2019 N 96)
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
С.Ю.ОРЛОВА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 31.03.2022 N 218, постановления Правительства Владимирской области от 10.02.2023 N 67)
Развитие малого и среднего предпринимательства - важнейшее направление экономических реформ Правительства Российской Федерации, способствующее развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников.
Малые и средние предприятия (далее - МСП) реализуют две важнейшие цели - экономическую: производство товаров и услуг и социальную: обеспечение занятости.
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития региона.
Увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, является одним из целевых показателей национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
На начало 2020 года на территории Владимирской области было зарегистрировано 52424 субъекта малого и среднего предпринимательства, 17842 юридических лица и 34582 индивидуальных предпринимателя. Оборот предприятий малого и среднего бизнеса в 2019 году составил 374,3 млрд. руб., средняя численность работников - 132,5 тыс. чел. Объем выручки индивидуальных предпринимателей за 2019 год достиг 136,6 млрд рублей.
По итогам 2019 года более половины средних предприятий было сосредоточено в обрабатывающих производствах (50,4%), сельском хозяйстве (15,8%), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (14,3%). Основная доля оборота приходилась на предприятия обрабатывающих производств (41,9%), торговли оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (31,4%), сельского хозяйства (12,2%).
Наибольшее количество малых организаций (без микропредприятий) в 2019 году осуществляло деятельность в обрабатывающих производствах и сфере торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, соответственно 26,4 и 22,2 процента действовавших хозяйствующих субъектов. Занимались деятельностью по операциям с недвижимым имуществом и строительством соответственно 9,5 и 9,3 процента малых предприятий. В обороте малых предприятий 39,4 процента принадлежало торговле и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов, 27,4 процента - обрабатывающим производствам.
Наиболее привлекательной для микропредприятий в 2019 году являлась сфера торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов: в ней функционировала почти треть указанной категории предприятий (31,8%), в обрабатывающих производствах осуществляли деятельность 12,7 процента микропредприятий, в строительстве - 12,4 процента, по операциям с недвижимым имуществом - 10,8 процента. В обороте микропредприятий 46,4 процента принадлежало торговле и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов, 18,3 процента - обрабатывающим производствам.
В 2020 - 2021 годах Владимирская область, как и страна в целом, оказалась перед лицом глобального вызова, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Высокий уровень неопределенности, связанной с эпидемиологической ситуацией, привел к волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков.
Начиная со II квартала 2020 года экономическое развитие региона, как и России и всей мировой экономики, определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В результате этого сфера МСП столкнулась с одновременным ограничением предложения и спроса.
Ряд отраслей, в том числе сферы торговли непродовольственными товарами, общественного питания, бытовых услуг, туризма и ряд других, в наибольшей степени пострадали в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Субъекты малого и среднего предпринимательства в этих сферах в период действия карантинных мер столкнулись с наибольшим снижением выручки.
По сравнению с январем 2020 года число субъектов малого и среднего предпринимательства в январе 2021 года снизилось на 3378 единиц (с 52424 единиц до 49046 единиц), в том числе количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 2040 единиц, юридических лиц - на 1338 единиц.
Помимо непосредственного закрытия производств, экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в компаниях отраслей, приостановивших деятельность).
В целях оказания поддержки субъектам МСП в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, приняты областные законы, снижающие ставки по ряду налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов; установлен понижающий коэффициент к размеру арендной платы по договорам аренды государственного недвижимого имущества Владимирской области (за исключением земельных участков) с субъектами малого и среднего предпринимательства; организациями инфраструктуры поддержки снижены процентные ставки по договорам; предоставлена отсрочка платежей по микрозаймам, лизингу, гарантиям на срок до 6 месяцев.
Реализация мер по поддержке экономики была направлена на сохранение занятости и позволила бизнесу максимально высвободить ресурсы на выплату заработной платы работникам.
В результате удалось переломить негативную тенденцию по снижению числа субъектов и занятости в сфере МСП. На начало 2022 года на территории Владимирской области зарегистрировано 49572 субъекта малого и среднего предпринимательства, что на 526 единиц больше, чем на начало 2021 года. В 2021 году создано 7353 новых субъектов МСП, что на 1604 субъекта, или на 28% больше, чем в 2020 году. 19235 физических лиц являются плательщиками налога на профессиональный доход. Их число увеличилось за 2021 год на 14351 человека.
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Оборот малых предприятий (без микро-) за 9 месяцев 2021 года по сравнению аналогичным периодом 2020 года в действующих ценах вырос на 26,5%, в том числе оборот предприятий обрабатывающих производств - на 31%, транспорта - на 30%, гостиниц и предприятий общественного питания - на 25%, оптовой и розничной торговли - на 17%. Оборот средних предприятий за этот же период вырос на 37%, в том числе оборот предприятий обрабатывающих производств - на 53%, оптовой и розничной торговли - на 31%.
Предпринимателями малого бизнеса по специальным налоговым режимам за 9 месяцев 2021 года в консолидированный бюджет области уплачено 4,1 млрд руб., что на 28% больше, чем в прошлом году.
В регионе создана и развивается инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельность которой способствует и направлена на комплексное развитие малого и среднего предпринимательства. В этих же целях на территории области реализуется государственная программа Владимирской области "Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области" (далее - Программа).
В текущем периоде в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства области входят:
- микрокредитная компания "Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области" (далее - МКК ФСРМСП (фонд));
- Гарантийный фонд Владимирской области (далее - ГФ ВО);
- Фонд "ВладимирЛизинг";
- государственное автономное учреждение Владимирской области "Бизнес-инкубатор" (далее - ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор").
На базе МКК ФСРМСП (фонд) функционирует Центр прототипирования.
На базе ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" осуществляют деятельность Центр поддержки предпринимательства, Региональный центр инжиниринга, на ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" возложены функции единого органа управления инфраструктурой поддержки МСП и Центров "Мой бизнес". В 5 муниципальных образованиях региона открыты и функционируют центры "Мой бизнес" (в городах Владимир, Ковров, Кольчугино, Александров, Петушки).
С участием федерального и областного финансирования реализованы инвестиционные проекты по развитию технологического парка "ИКСЭл" и индустриального парка "Ставровский", обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест.
В ряде муниципальных образований действует муниципальная инфраструктура поддержки МСП: в г. Владимире действует МБУ "Центр поддержки предпринимательства", на территории муниципального образования округ Муром действует муниципальный бизнес-инкубатор.
Государственная поддержка МСП сыграла важную роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике. Были предоставлены льготные займы уже действующим субъектам малого и среднего бизнеса, самозанятым гражданам, а также субъектам МСП, только начинающим свою деятельность.
В 2021 году в рамках Программы осуществляются дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.