Туризм в современном мире - это не только отрасль экономики, но и важное социальное явление, которое открывает людям возможность знакомства с историей и культурой разных народов, взаимного обмена опытом и знаниями.
В Российской Федерации уделяется большое внимание государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.
Стратегия развития внутреннего и въездного туризма на территории Пензенской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) исходит из перспектив, определенных федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (с последующими изменениями), Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2021 года, утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями), и сформирована в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития туризма в Российской Федерации.
Под Стратегией понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность отдельных проектов и мероприятий организационного, экономического и информационного характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в Пензенской области.
Стратегия разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) ("Собрание законодательства Российской Федерации", 02.12.1996, N 49, ст. 5491; 2007, N 7, ст. 833; 2009, N 52 (1 ч.), ст. 6441; 2010, N 32, ст. 4298);
- Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378);
- Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 16.06.2014, N 24, ст. 3105)
- федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (с последующими изменениями);
- Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями).
Основные мероприятия, предусмотренные Стратегией развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы, утвержденные распоряжением Правительства Пензенской области от 06.08.2010 N 418-рП "Об утверждении стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы" (с последующими изменениями), выполнены досрочно и в полном объеме. В области наблюдается значительный рост показателей, характеризующих отрасль туризма: количество предприятий туристской индустрии, объем оказанных туристских услуг, численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.
В рамках реализации Стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011 - 2016 годы, с целью развития сельского туризма в регионе проводились совещания, обучающие семинары со специалистами администраций муниципальных районов и городских округов, оказывалась консультативная помощь по вопросам организации сельского туризма. В 2014 году разработаны методические рекомендации для глав администраций, фермеров, бизнесменов, специалистов социальной сферы по организации туризма на селе. Сформирован перечень инвестиционных площадок и потенциальных инвесторов.
В области наблюдается рост событийных мероприятий. Мероприятия приобретают периодический характер. Ежегодно формируется туристский календарь событий, который размещается на сайте "Туризм и отдых в Пензенской области" welcome2penza.ru.
С целью повышения качества обслуживания в сфере туризма и достижения высокого уровня квалификации работников туристской сферы в 2013 году организована переподготовка работников туристской сферы по направлению "экскурсоведение" и "краеведение". Обучение прошли 20 экскурсоводов, которые после обучения работают на экскурсионных маршрутах. Подготовку специалистов в сфере туризма и гостеприимства в Пензенской области осуществляют шесть учебных заведений.
В 2014 году проведены маркетинговые исследования объектов туристской отрасли, расположенных в Пензенской области в непосредственной близости от федеральной автомобильной дороги Москва - Самара - Челябинск М5 "Урал". В результате установлено, что в 2012 - 2013 годах свою деятельность осуществляли до 25 средств размещения с количеством койко-мест более 500. Процент загрузки номерного фонда и койко-мест в 2012 году в среднем составил 68,5%, в 2013 году - 73%, что свидетельствует о положительной динамике на 4,5%. Наряду с этим, по прогнозам, в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году увеличится поток автомашин как легковых, так и грузовых (грузопоток примерно 135,3 млн. т. в год). Возникает острая необходимость обеспечения автопутешественников качественными современными услугами объектов придорожного сервиса. Несмотря на рост объектов придорожного сервиса в Пензенской области, не удается обеспечить предлагаемыми услугами всех потребителей данной отрасли. Интенсивное социально-экономическое развитие региона требует увеличения количества объектов придорожного сервиса. Поэтому на территории области ведется работа по созданию автотуристского кластера "Пензенский".
Разработка настоящей Стратегии обусловлена необходимостью определить новые приоритеты развития отдельных видов туризма в долгосрочной перспективе, обеспечить согласованность действий органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления и субъектов туристской индустрии, определить приоритетные механизмы консолидации ресурсов субъектов туристской индустрии для получения максимального социально-экономического эффекта.
Реализацию мероприятий Стратегии предполагается осуществлять в два этапа, соответствующим правилам бюджетного процесса и долгосрочного прогнозирования:
I этап - (2015 - 2018 гг.) соответствует периоду реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 (с последующими изменениями), и предполагает:
- создание на территории региона туристских кластеров;
- подготовку документации и прохождение необходимых конкурсных процедур, предусмотренных Положением о конкурсном отборе Инвестиционных проектов, для включения в перечень мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденным приказом Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации от 22.04.2013 N 120-пр/13 "Об утверждении положения о конкурсном отборе инвестиционных проектов для включения в состав мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)";
- поиск новых инвестиционных площадок и потенциальных инвесторов;
- реализацию инвестиционных проектов на территории Пензенской области;
- создание системы классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
- продвижение турпродукта Пензенской области на международных и российских туристских выставках, фестивалях и форумах, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также изготовление презентационной продукции.
II этап - (2019-2020 гг.) соответствует периоду проведения основных мероприятий, выполнения задач, содержащихся в основных стратегических документах Российской Федерации и Пензенской области, и предполагает:
- увеличение количества классифицированных объектов туристской индустрии;
- усовершенствование системы сбора и анализа статистической информации, характеризующей сферу туризма;
- увеличение количественных показателей, содержащихся в приложении к настоящей Стратегии;