Недействующий

 
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2015 года N 75


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.02.2014 N 70 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ"


Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Комплексную программу "Доступная среда в Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.02.2014 N 70 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.03.2014 N 109, от 03.09.2014 N 343, от 29.12.2014 N 535), изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам социальной политики) Г.В.Остердаг.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ

     


Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 30 марта 2015 года N 75

     

 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ

Паспорт

     

Наименование программы

Комплексная программа "Доступная среда в Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)

Основания разработки Программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
Закон Кемеровской области от 14 февраля 2005 года N 25-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов";
Закон Кемеровской области от 11 июля 2008 года N 74-ОЗ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года";
распоряжение Губернатора Кемеровской области от 26 ноября 2012 года N 107-рг "О разработке комплексной программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы"

Ответственный исполнитель Программы

Департамент социальной защиты населения Кемеровской области

Соисполнители Программы

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области;
департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;
департамент образования и науки Кемеровской области;
департамент труда и занятости населения Кемеровской области;
департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;
департамент строительства Кемеровской области;
департамент транспорта и связи Кемеровской области;
Администрация Кемеровской области (главное управление по работе со средствами массовой информации)

Цель Программы

Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Кемеровской области

Задачи Программы

1. Совершенствование нормативной правовой и организационной основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Кемеровской области.
2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Кемеровской области.
3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Кемеровской области.
4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Кемеровской области.
5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Кемеровской области

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Кемеровской области.
2. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Кемеровской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг.
3. Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Кемеровской области.
4. Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Кемеровской области.
5. Доля организаций профессионального образования, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих физических ограничений, в общем количестве организаций профессионального образования в Кемеровской области.
6. Доля общеобразовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих физических ограничений, в общем количестве общеобразовательных организаций в Кемеровской области.
7. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения.
8. Доля инвалидов, получивших положительные результаты от реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию в Кемеровской области.
9. Количество инвалидов, воспользовавшихся услугами службы "Социальное такси" в Кемеровской области.
10. Количество инвалидов, трудоустроенных на специальные рабочие места в Кемеровской области.
11. Доля специалистов, прошедших обучение по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Кемеровской области.
12. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Кемеровской области

Сроки реализации Программы

2013 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования реализации Программы составляет 531044,3 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 146635,8 тыс. рублей;
в 2014 году - 191073,3 тыс. рублей;
в 2015 году - 193335,2 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета составляет 280312,7 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 23331,2 тыс. рублей;
в 2014 году - 121603,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 135378,3 тыс. рублей;
объем средств областного бюджета составляет 243630,8 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 123154,6 тыс. рублей;
в 2014 году - 65519,1 тыс. рублей;
в 2015 году - 54957,1 тыс. рублей;
объем средств местного бюджета составляет 6398,0 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 0 тыс. рублей;
в 2014 году - 3801,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 2597,0 тыс. рублей;
объем средств внебюджетных источников составляет 702,8 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 150,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 150,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 402,8 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Кемеровской области.
2. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Кемеровской области.
3. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Кемеровской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Кемеровской области.
5. Обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического, транспорта для инвалидов и других МГН в Кемеровской области.
6. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Кемеровской области.
7. Создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
8. Создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов.
9. Преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе

     

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных прав с другими гражданами и возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, которая ратифицирована в 2012 году Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".

Конвенция о правах инвалидов устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:

на здания, дороги, транспорт, а также школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;

на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

В рамках ратификации Конвенции о правах инвалидов принята государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.

Создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи является важнейшей государственной задачей.

Эффективным решением поставленной задачи является разработка и реализация программ, направленных на создание достойных условий жизни для каждого члена общества.

Основаниями для разработки настоящей Программы послужили нормативные правовые акты федерального и регионального уровня:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы;

Закон Кемеровской области от 11 июля 2008 года N 74-ОЗ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года";

распоряжение Губернатора Кемеровской области от 26 ноября 2012 года N 187-рг "О разработке комплексной программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы".

В структуре населения Кемеровской области на 1 января 2013 года - 258635 инвалидов, что составляет 9,4% от общей численности населения области. В том числе 11138 человек - это дети-инвалиды. В регионе отмечается тенденция увеличения уровня инвалидизации населения. Ежегодно количество инвалидов увеличивается в среднем на 3,5 тыс. человек в год. Это объясняется спецификой региона - наличием угольной, химической и металлургической промышленности, где аварийные ситуации приводят к травматизму трудоспособного населения.

В 2009 году впервые признано инвалидами 28775 человек, из них 44% относится к трудоспособному возрасту, в 2010 году - 23400 человек, из них 47,7% относится к трудоспособному возрасту, в 2011 году - 21003 человека, из них 47% относится к трудоспособному возрасту.

По данным территориальных органов социальной защиты населения на 1 января 2013 года из общего числа инвалидов количество инвалидов-колясочников составляет 4091 человек, инвалидов по зрению - 4258 человек, инвалидов по слуху - 3000 человек.

За период действия Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Кемеровской области действует широкий спектр региональных мер социальной поддержки, направленных на повышение жизненного уровня людей с ограниченными физическими возможностями, в том числе в рамках законов Кемеровской области:

от 14 февраля 2005 года N 25-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов";

от 3 июня 1999 года N 30-ОЗ "О предоставлении льготного проезда на междугородных маршрутах автомобильным транспортом для инвалидов I и II групп, страдающих хронической почечной недостаточностью, проживающих в Кемеровской области";

от 27 января 2005 года N 15-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".

В Кемеровской области проводится работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной интеграции инвалидов в общество.

Накоплен нормативный правовой, кадровый, организационный, информационный, материально-технический потенциал социальных отраслей, участвующих в вопросах профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов.

В целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов на территории Кузбасса действует Закон Кемеровской области от 11 декабря 2002 года N 106-ОЗ "О порядке квотирования рабочих мест", который предусматривает установление организациям квоты для трудоустройства на работу инвалидов.

С 2007 года реализуется долгосрочная целевая программа "Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области" на 2009 - 2015 годы, с 2009 года - областная ведомственная целевая программа "Развитие системы социальной защиты населения Кемеровской области на 2009 - 2011 годы", направленные на решение проблем инвалидов, на обеспечение их доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также план мероприятий по реализации в Кемеровской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

С 2009 по 2012 годы действовала комплексная программа "Доступная среда для инвалидов" на 2010 - 2012 годы, утвержденная постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 декабря 2009 года N 532.

В 2013 году мероприятия по созданию доступной среды осуществлялись в рамках подпрограммы "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов" долгосрочной целевой программы "Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 ноября 2011 года N 522 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение уровня социальной защиты населения Кемеровской области" на 2012 - 2014 годы".

В системе здравоохранения Кемеровской области медицинское обслуживание инвалидов, восстановительное лечение, реабилитация, в том числе детей-инвалидов, осуществляется как в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, так и в областных лечебных учреждениях в рамках Территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения Кемеровской области бесплатной медицинской помощью.

В 2010 - 2012 годах в рамках Программы модернизации здравоохранения Кемеровской области на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18 марта 2011 года N 101 "Об утверждении Программы модернизации здравоохранения Кемеровской области на 2011 - 2012 годы", учреждения здравоохранения оснащены современным оборудованием для оказания медицинской помощи. Реализуется мероприятие "Запись на прием к врачу в электронном виде" в учреждениях здравоохранения, что позволяет улучшить доступ к медицинским услугам для инвалидов и других МГН.

Третий год функционирует областной клинический перинатальный центр, адаптированный для граждан с ограниченными физическими возможностями. Развиваются новые формы доступности медицинской помощи - это выездные медицинские бригады в труднодоступные сельские территории, которые ежегодно на бесплатной основе обслуживают более 3 тыс. инвалидов.

В 11 городских округах и 8 муниципальных районах Кемеровской области организована работа по доступности для инвалидов по слуху вызова бригады скорой медицинской помощи путем отправления SMS-сообщений.

Активно функционируют специализированные медицинские отделения по выявлению и предотвращению генетических врожденных наследственных заболеваний у новорожденных, в том числе нарушения обмена веществ, слуха. Предусмотрено финансирование дополнительного питания для детей с онкозаболеваниями. Проводится оснащение детских специализированных медицинских учреждений новым современным оборудованием.

В системе здравоохранения региона для инвалидов оборудованы поручнями и пандусами всего 302 здания, только в 3 учреждениях здравоохранения произведена замена пассажирских лифтов.

В связи с этим остается нерешенной проблема адаптации данных учреждений с учетом требований физической доступности для инвалидов (обеспечение доступности санитарно-гигиенических комнат, установка пандусов, поручней, лифтов) и обеспечения всех учреждений здравоохранения электронной услугой "Запись на прием к врачу".

Получение инвалидами образования является неотъемлемой частью профессиональной реабилитации. В Кемеровской области в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы уделяется большое внимание проблеме образования и развития 4438 детей-инвалидов, их успешной социализации, адаптации и полноценного участия в жизни общества.

С 2008 года на условиях софинансирования из средств федерального и областного бюджета реализуется мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", которое позволило провести ремонт помещений, приобрести и установить оборудование 399 детям-инвалидам и 348 педагогам, которые еще были обучены и новым формам работы, в Центре дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области. Всем участникам образовательного процесса предоставлен доступ к сети "Интернет".

С целью создания условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные организации в течение 2011 - 2012 годов переоборудовано 20 общеобразовательных организаций (установлены пандусы, убраны пороги в классных комнатах, расширены дверные проемы, установлены опорные поручни в коридорах, дооборудованы санитарные узлы), созданы все условия для инвалидов с нарушением речи и т.д., приобретено специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, комплекты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в состав каждого комплекта входит сидение для унитаза, ходунки на 4 колесах, складной пандус-платформа, электрическая коляска-вертикализатор, кресло-коляска и столик для детей с ДЦП), а также оборудование для кабинетов психомоторной коррекции).

Данная работа в 2013 году продолжалась еще в 10 образовательных организациях.

Таким образом, в области созданы все условия для полноценного образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в Кемеровской области 25 организаций профессионального образования осуществляют профессиональную подготовку молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В основном это выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида (нарушение интеллекта).

Обучение осуществляется в соответствии с комплектом учебной документации по образовательным программам профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессиям: штукатур, маляр строительный, столяр строительный, плотник, швея. После завершения обучения данные обучающиеся получают свидетельство негосударственного образца о прохождении профессиональной подготовки и присвоенной квалификации.

Профессиональным обучением инвалидов преимущественно с нарушениями функций опоры и движения занимается федеральное казенное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, где ежегодно обучается 155 инвалидов. Образовательное учреждение имеет статус колледжа и реализует программы профессионального образования по специальностям: слесарь (ремонт швейного оборудования, ремонт бытовой техники), электромеханик по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования, изготовитель художественных изделий из дерева, художник росписи по дереву, закройщик, радиомеханик, технология машиностроения, реклама, операционная деятельность в логистике, информационные системы. Обучение в данном учебном заведении способствует развитию личности, способной к самовоспитанию и самообразованию, социально адаптивной и мобильной, гуманной и духовно свободной, с сохранением психофизического здоровья.

Кроме того, имеется положительный опыт работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья I и II вида (нарушение слуха). Такие группы созданы в государственной образовательной организации профессионального образования "Профессиональное училище N 48" г. Кемерово и государственной бюджетной образовательной организации профессионального образования "Прокопьевский политехнический техникум". Обучение осуществляется (при обязательном сопровождении сурдопереводчика) по следующим профессиям: мастер отделочных строительных работ, станочник (металлообработка). По окончании обучения данной категории обучающихся выдается диплом государственного образца о профессиональном образовании.

В организациях профессионального образования Кемеровской области организована и эффективно осуществляется работа по профориентации, содействию трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников.

Все учебные заведения осуществляют непрерывное взаимодействие с муниципальными органами власти, территориальными центрами занятости населения, общественными организациями и объединениями, социальными партнерами - работодателями, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда.

При реализации поставленных задач образовательными организациями особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (предоставление рабочего места на момент выпуска, обязательное сопровождение при первичном трудоустройстве или поступлении в среднюю и высшую образовательную организацию, мониторинг закрепления на рабочем месте).

Инфраструктура не всех действующих образовательных организаций позволяет детям-инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках, обучаться вместе со своими сверстниками в условиях общеобразовательных организаций. Поэтому в рамках Программы необходимо продолжить работу по адаптации объектов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и оснастить дистанционный центр специальным оборудованием для обучения детей-инвалидов на дому. Кроме того, беспрепятственное получение профессионального образования позволит инвалидам быть конкурентоспособными на рынке труда.

Актуальной проблемой остается трудоустройство инвалидов. В Кемеровской области проживает около 95 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из которых каждый четвертый работает. Ежегодно в центры занятости населения обращаются в поиске подходящей работы более 5 тыс. человек, трудоустраиваются от 1,5 до 2 тыс. человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»