В предыдущих разделах было показано развитие и возможное влияние основных отраслей производства и другой деятельности человека на состояние охотничьих ресурсов. Был затронут качественный аспект воздействия. В настоящем разделе представлены количественные зависимости плотности населения основных видов охотничьих ресурсов от разных факторов антропогенного воздействия.
Прежде всего, необходимо отметить, что многие факторы антропогенного воздействия влияют на животных неоднозначно. Рассмотрим эту ситуацию более детально на примере обыкновенной лисицы.
Рубки леса в зоне тайги способствуют увеличению численности лисицы. Плотность населения лисицы на зарастающих вырубках и в недорубах, окруженных вырубками, увеличивается в два - три раза по сравнению с коренным лесом, как показано Э.В. Ивантером (1980). В Архангельской области, по данным Т.В. Плешака с соавторами (1980), эта разница еще выше - плотность населения лисицы на вырубках больше в 8 раз. Данные М.А. Вайсфельда (1985) свидетельствуют, что с увеличением возраста молодняков картина меняется - в жердняках, особенно после сплошных рубок, плотность населения лисицы низка.
Согласно результатам исследований П.И. Данилова (2005) и Ю.П. Курхинена с соавторами (2006) в окультуренном ландшафте с большой долей открытых пространств плотность населения лисицы также значительно выше, чем в сплошном лесу.
За пределами лесной зоны распределение лисицы по аналогичным биотопам меняется. В лесостепной зоне Европейской части (Жигулевский заповедник), согласно данным П.Б. Юргенсона (1968), наибольшее предпочтение отдается лугам, рединам и старым широколиственным лесам, а на свежих вырубках и в лиственных молодняках встречаемость следов лисицы минимальна.
Как правило, характер распределения лисицы по биотопам связывают с численностью грызунов и состоянием снежного покрова: его рыхлостью и глубиной. Предпочтение лисицей открытых пространств и мозаичных угодий отмечено большинством авторов, изучавших экологию лисицы. Данные Н.С. Корытина (1989) и М.А. Вайсфельда (1985) доказывают, что средняя плотность населения лисицы максимальна в лесостепи и степи.
Несмотря на тяготение лисицы к открытым ландшафтам сельскохозяйственная трансформация местообитаний может влиять неоднозначно на состояние популяции этого вида. Так, М.А. Вайсфельд (1985) считает благоприятным развитие сельского хозяйства на Европейском севере России в виде расширения пастбищ, сенокосов, увеличения площади полей, огородов и т.п. Вместе с тем применение минеральных удобрений, ядохимикатов и инсектицидов будет негативно сказываться на состоянии популяции лисицы. Известны примеры, когда после внесения минеральных удобрений погибали зайцы, а после протравливания семян - птицы. Вслед за ними гибли и лисицы, поедавшие трупы птиц и зайцев. Ранняя вспашка зяби и внесение удобрений в пахотный слой приводит к массовой гибели полевок, что также сказывается на численности лисицы.
Аналогичная неоднозначность присутствует и в проявлениях других антропогенных факторов и по отношению к другим видам млекопитающих.
Все антропогенные воздействия по степени значимости для экосистемы по нашему мнению следует разделять на несколько типов.
1. Воздействия, направленные на основной средообразующий компонент экосистемы, изменяющие весь ее облик или переводящие экосистему на другую стадию сукцессионного цикла. Такие воздействия оказывают наибольшее негативное влияние на биоценозы. Сюда следует относить рубку леса, распашку территории, зарегулирование рек, мелиорацию на больших площадях, пожары. В этом типе воздействий важно учитывать масштаб преобразований, поскольку процессы в сообществах при малом (в пространственном отношении) и сильном воздействии будут идти разнонаправленно. Кроме того, степень воздействия для разных видов животных будет иметь свой критический размер пространства.
2. Воздействия, направленные на отдельные виды животных, либо адаптированные к естественным сезонным циклам биоценозов. Сюда следует относить рекреацию, охоту, рыбалку, сенокошение, умеренный выпас скота, сбор грибов и ягод, прямое воздействие загрязняющих веществ и иное.
3. Воздействия, распространяющиеся в экосистеме по трофическим цепям (в том числе воздействия от фоновых концентраций загрязнителей). Сюда следует относить все эффекты, связанные с накоплением и передачей загрязняющих веществ по трофическим цепям.
Воздействия, направленные на основной средообразующий компонент экосистемы (основной ярус леса, естественный растительный покров степи) или фактор, определяющий ее основные свойства (быстрое или медленное течение реки), являются наиболее существенными, коренным образом изменяющими свойства экосистемы. В данном случае в оценке масштабов негативных последствий огромную роль играет пространственный фактор. Если площадь воздействия многократно превышает размеры таких естественных показателей фоновых и средообразующих видов сообщества как средняя дальность разлета пыльцы или размер индивидуального участка, то воздействие будет глубоким, меняющим весь облик этой части экосистемы, восстановление до первоначального состояния будет происходить очень медленно.
С другой стороны, если масштаб воздействия невелик в сравнении с указанными выше величинами параметров, подвергнутый воздействию участок биоценоза перейдет на раннюю стадию сукцессии, появятся дополнительные ниши, интенсифицируется продукционный процесс. Вмешательство человека создаст дополнительное разнообразие экологических ниш, что в целом если и не увеличит устойчивость системы (число видов живых организмов далеко не однозначно связано с общей устойчивостью экосистемы к воздействию), то во всяком случае не приведет к существенным негативным последствиям. Кроме того, еще одна особенность такого типа воздействий в случае незначительного масштаба - увеличение длины экотона. Экотон, являясь границей между двумя биотопами, фактически не имеет своей характеристикой параметр пространства, однако играет огромную роль в жизни многих видов животных. Ниже представлен более детальный анализ роли экотона, а точнее мозаичности местообитаний, как фактора пространственного распределения животных.