ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 года N 369-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 10.06.2014 N 566-П
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 10.06.2014 N 566-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Гражданское общество и открытая власть" на 2014 - 2018 годы" следующие изменения:
1.1. В заголовке и пункте 1 слова "Гражданское общество и открытая власть" заменить словами "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области".
1.2. В пункте 2 фамилию и инициалы "Грибов А.С." в соответствующем падеже заменить фамилией и инициалами "Бойко Ю.А.".
1.3. Государственную программу Ярославской области "Гражданское общество и открытая власть" на 2014 - 2018 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 02.04.2015 N 369-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
ПАСПОРТ Государственной программы
Ответственный исполнитель Государственной программы | департамент общественных связей Ярославской области, |
Куратор Государственной программы | заместитель Губернатора области |
Сроки реализации Государственной программы | 2014 - 2018 годы |
Цель Государственной программы | создание условий для развития и эффективной деятельности институтов гражданского общества, гармонизации межнациональных отношений, повышения открытости деятельности органов исполнительной власти для населения Ярославской области |
Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников, в том числе по годам реализации | всего - 256,48 млн. рублей, |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий, входящих в состав Государственной программы: | |
Региональная программа "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области" на 2011 - 2015 годы | департамент общественных связей Ярославской области, |
Областная целевая программа "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2012 - 2014 годы | департамент общественных связей Ярославской области, |
Областная целевая программа "Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области" на 2015 - 2017 годы | департамент общественных связей Ярославской области, |
Областная целевая программа "Государственная поддержка развития российского казачества на территории Ярославской области" на 2015 - 2017 годы | департамент региональной безопасности Ярославской области, |
Областная целевая программа "Повышение открытости деятельности органов исполнительной власти" на 2012 - 2014 годы | Правительство области в лице управления массовых коммуникаций Правительства области, заместитель начальника управления массовых коммуникаций Правительства области |
Ведомственная целевая программа "Обеспечение доступа населения к информации о деятельности органов власти Ярославской области" на 2014 год | Правительство области в лице |
Основное мероприятие "Реализация принципов открытого государственного управления" | департамент общественных связей Ярославской области, |
Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/dos/tmpPages/programs.aspx |
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, одним из стратегических ориентиров развития государства определила выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики.
Сегодня на карте Ярославской области присутствуют все институты, которые принято ассоциировать с гражданским обществом: сеть некоммерческих организаций (далее - НКО), частная собственность и экономическая конкуренция, независимые средства массовой информации (далее - СМИ). Сформировался большой слой социально активных ответственных граждан, которые объединяются в разнообразные сообщества, чтобы отстаивать свои интересы и ценности, выражать общественное мнение и оказывать влияние на решение различных проблем.
По состоянию на 01 января 2014 года в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции по Ярославской области содержатся сведения о 2371 НКО, за 2013 год были зарегистрированы более 100 новых НКО. Данная динамика в полной мере свидетельствует о возрастающей активности гражданского общества в сфере формирования объединений.
2. Формирование гражданского общества зависит не только от количества социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) и их активности, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления с СО НКО в решении социально-экономических проблем.
Одним из таких механизмов является оказание мер поддержки НКО региона. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" на территории Ярославской области последовательно реализуется региональная программа "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 24.10.2011 N 814-п "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (далее - Программа). Реализация Программы позволила объединить усилия различных структур органов исполнительной власти региона, привнести системный подход в реализацию государственной политики по поддержке институтов гражданского общества и получить ощутимые положительные результаты в деятельности СО НКО.
В рамках Программы разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая комплекс мер по предоставлению финансовой, имущественной, информационной, организационной и методической поддержки СО НКО области на региональном и местном уровнях, развитию кадрового потенциала, а также привлечение СО НКО к реализации государственной политики в социальной сфере и развитию добровольчества и благотворительности на территории области.
За 2011 - 2013 годы сформирован единый порядок предоставления финансовой помощи СО НКО. С 2010 года в Ярославской области создаются и функционируют ресурсные центры. Ресурсный центр, образованный при поддержке Правительства области, с 2012 года активно инициирует образовательные и просветительские семинары для НКО региона, оказывает бесплатные консультационные услуги широкого спектра. Благодаря мероприятиям Программы за 2011 - 2013 годы свыше 500 руководителей и бухгалтеров региональных и местных НКО смогли получить бесплатную квалифицированную консультационную помощь.
Благодаря мерам государственной поддержки НКО участвуют в решении таких актуальных для области проблем, как оказание социальных услуг ветеранам и пожилым людям, социальная адаптация инвалидов, оказание бесплатной юридической помощи гражданам, охрана исторических и культурных объектов. НКО региона являются стратегическими партнерами Правительства области при реализации государственной политики в сфере гармонизации межнациональных отношений.
3. Ярославская область продолжает оставаться многонациональным регионом: по данным Всероссийской переписи населения, состоявшейся в 2010 году, в области учтены представители 150 национальностей. При этом сохраняется абсолютное преобладание русского населения, которое в целом определяет этническую ситуацию. Его доля в 2010 году по отношению к лицам, указавшим во время проведения переписи другую национальную принадлежность, составила 95,97 процента.
Кроме русских в регионе насчитывалось 9 других наиболее многочисленных национальностей, численность которых превышала тысячу человек: украинцы (0,8 процента), армяне (0,6 процента), азербайджанцы (0,4 процента), татары (0,4 процента), езиды (0,3 процента), белорусы (0,2 процента).
По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук, Ярославская область относится к регионам со средней степенью национальной напряженности. Несмотря на то что в регионе достаточно высокий уровень толерантности к иному вероисповеданию, лицам других конфессий и национальностей, эксперты отмечают существующую в завуалированной форме тенденцию к определенной степени межнациональной (межэтнической) напряженности. На территории региона имеются косвенные предпосылки к возникновению острых бытовых конфликтов с их возможной трансформацией в межнациональные при несвоевременном межотраслевом и межведомственном реагировании.
На начало 2014 года в Ярославской области насчитывалось 32 зарегистрированных национально-культурных объединения (из них 4 национально-культурные автономии). По инициативе 14 организаций в 1999 году было образовано Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России", созданной еще в 1998 году. Сейчас в Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России" входят 22 организации.
В Ярославской области создана нормативно-правовая база для успешного взаимодействия с национальными и религиозными объединениями в сфере гармонизации межнациональных отношений и миграционных процессов, используются разнообразные формы, методы и механизмы, определенные Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
4. Важным фактором укрепления межнациональной стабильности, консолидации российского общества должно стать развитие взаимодействия российского казачества с национально-культурными автономиями и другими общественными объединениями, способствующими сохранению и развитию культуры народов Российской Федерации.
На территории Ярославской области действуют 14 казачьих обществ различной организационно-правовой формы с общей численностью 441 человек. Из них 10 казачьих обществ входят в состав Ярославского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества "Центральное казачье войско".
Важнейшим направлением деятельности казачьих обществ Ярославской области является организация нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, целями которого являются формирование у молодежи чувства патриотизма и распространение идей духовного единства, воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов государства.
Однако население Ярославской области крайне мало осведомлено и не информировано о деятельности казачьих обществ, развитии казачьего патриотического движения, развитии образовательного процесса казачьей направленности среди учащихся общеобразовательных школ области, подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Особое место в процессе выстраивания эффективных механизмов взаимодействия общества и государства отводится повышению открытости органов власти.
Информационная открытость органов власти является одним из основных признаков развитого гражданского общества. В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Реализация политики информационной открытости органов государственной власти Ярославской области осуществляется через совокупность инструментов информирования общества о деятельности органов власти и систему мероприятий по их совершенствованию: публикацию в СМИ нормативных правовых актов органов исполнительной и законодательной власти Ярославской области, информации о государственных услугах, а также иной общественно значимой информации; поддержку книгоиздания при выпуске социально значимых литературных произведений ярославских авторов, издание общественно полезной и иной значимой для населения Ярославской области информации.
Важным элементом информационной открытости является создание регионального телевизионного канала, что обеспечит реализацию Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" в Ярославской области. Вещание не только в эфирном формате, но и по телевизионным кабельным оптоволоконным сетям связи и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в формате IP TV позволит сделать экономическое, информационно-культурное пространство Ярославской области более доступным для населения.
Развитие информационного пространства области обеспечивает доступ к информационным ресурсам максимального количества граждан с дальнейшей возможностью получения информации, необходимой для защиты своих прав и интересов, участия в обсуждении и выработке решений органов власти.
На повышение открытости органов власти, выстраивание новых механизмов эффективного взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и органов власти нацелена реализация на территории области мероприятий по созданию региональной системы народного правительства. В рамках Программы создана "краудсорсинговая площадка" - портал народного правительства Ярославской области (www.narod.yarregion.ru), на которой проводится общественное обсуждение проектов документов в сфере стратегического планирования органов власти, иных проектов нормативных правовых документов, формируется региональный реестр экспертов. Представители общественных объединений имеют возможность участвовать в общественных обсуждениях, стать участниками реестра экспертов.
6. На региональном и муниципальном уровнях Ярославской области нормативно закреплены диалоговые механизмы взаимодействия власти и общества, обеспечивающие взаимодействие власти и СО НКО. Сеть площадок, включающих общественные и консультативные советы, является разветвленной и охватывает многие сферы общественной жизни: межнациональные отношения, молодежную политику, поддержку семьи и так далее.
Тем не менее в связи со сложностью и многообразием решаемых задач сфера выстраивания эффективного взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти нуждается в применении программно-целевого метода.
Реализация Государственной программы позволит создать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами, обеспечить адресность вложения государственных средств, поддержать разработку инновационных подходов в сфере выстраивания механизмов взаимодействия гражданского общества и органов власти, образовать механизмы преемственности целей и задач существующих и вновь принимаемых программ.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации
Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, является развитие сектора негосударственных НКО. Подпункт "л" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" обязывает предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки СО НКО. Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", определяет в том числе следующие приоритетные задачи: содействие развитию прозрачности и конкурентности системы финансовой и имущественной поддержки СО НКО в субъектах Российской Федерации, развитие инфраструктуры поддержки СО НКО, обеспечение открытости информации о государственной поддержке СО НКО.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", направлена на укрепление гражданского единства, усиление плановой комплексной работы в сфере гармонизации межнациональных отношений, проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений в целях предупреждения этнонациональных конфликтов.
Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 года N Пр-2789, в качестве приоритета определяет содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, совершенствование взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с российским казачеством и формирование эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", определяет повышение открытости власти ключевой задачей повышения эффективности регионального управления.
Данные приоритеты государственной региональной политики формируют цель Государственной программы - создание условий для развития и эффективной деятельности институтов гражданского общества, гармонизации межнациональных отношений, повышения открытости деятельности органов исполнительной власти для населения Ярославской области.
Ожидаемым конечным результатом реализации Государственной программы является создание к концу 2018 года на территории области:
- прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки СО НКО;
- условий для профессионального развития руководителей, сотрудников и добровольцев НКО, государственных гражданских и муниципальных служащих Ярославской области по вопросам взаимодействия с НКО и развития институтов гражданского общества;
- условий для повышения эффективности деятельности СО НКО в сфере оказания социальных услуг населению, развития добровольчества и благотворительности;
- условий для осуществления эффективной профилактики предупреждения межнациональных конфликтов;
- условий для повышения эффективности работы общественных организаций и национальных объединений по формированию в Ярославской области общегражданского и духовного единства, межэтнической интеграции, культуры мира и согласия;
- условий для обеспечения возможного участия экспертов, институтов гражданского общества, граждан в принятии принципиальных решений органами исполнительной власти региона;