РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 декабря 2009 года N 372-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 16.10.2020 на основании Распоряжения Правительства Ивановской области от 16.10.2020 N 130-рп.
____________________________________________________________________
(в ред. Распоряжений Правительства Ивановской области от 10.09.2010 N 315-рп, от 28.01.2015 N 11-рп)
В соответствии с указом Губернатора Ивановской области от 16.01.2013 N 5-уг "Об утверждении Регламента Правительства Ивановской области", в целях оптимизации процесса подготовки проектов правовых актов Ивановской области:
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 28.01.2015 N 11-рп)
1. Утвердить Правила оформления проектов правовых актов Ивановской области (далее - Правила) (прилагаются).
2. Первым заместителям Председателя Правительства Ивановской области, заместителям Председателя Правительства Ивановской области, структурным подразделениям аппарата Правительства Ивановской области и исполнительным органам государственной власти Ивановской области при подготовке проектов правовых актов Ивановской области руководствоваться утвержденными Правилами.
Губернатор Ивановской области
М.А.МЕНЬ
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Распоряжений Правительства Ивановской области от 10.09.2010 N 315-рп, от 28.01.2015 N 11-рп)
Правила оформления проектов правовых актов Ивановской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с Уставом Ивановской области, Законом Ивановской области от 31.12.1997 N 46-ОЗ "О гербе Ивановской области", с учетом методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов и законов Ивановской области, утвержденных постановлением Ивановской областной Думы от 28.05.2009 N 164.
Правила рассчитаны на практическое применение при подготовке проектов правовых актов Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области.
Цель Правил - обеспечение единообразия в оформлении проектов правовых актов Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области.
Проекты правовых актов оформляются на стандартных листах бумаги формата А4 с использованием электронных формуляров-образцов документов.
Текст проекта правового акта печатается на бланке формата А4, верхнее поле - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 2,75 см, правое - 2,25 см. Текст печатается в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером N 14 через один межстрочный интервал с абзацным отступом 1,25 см и выравнивается по левой и правой границам текстового поля.
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 28.01.2015 N 11-рп)
При оформлении текста проекта правового акта на двух и более страницах вторая и последующие страницы нумеруются. Порядковые номера страниц проставляются автоматически в правом верхнем углу арабскими цифрами без точки с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту проекта правового акта (тексту правового акта и приложений, входящих в состав правового акта).
(абзац введен Распоряжением Правительства Ивановской области от 28.01.2015 N 11-рп)
Окончательный вариант проекта правового акта с использованием бланка с гербом Ивановской области в цветном изображении оформляется в отделе оформления и выпуска правовых актов главного правового управления Правительства Ивановской области.
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 28.01.2015 N 11-рп)
Правовые акты имеют следующие реквизиты:
герб Ивановской области;
наименование должностного лица или органа, издавшего документ, - Губернатор Ивановской области, Правительство Ивановской области;
наименование вида правового акта;
дата и номер правового акта (отделяются от наименования вида акта двумя межстрочными интервалами, печатаются центрованным способом, номер оформляется сразу после даты арабскими цифрами и состоит из знака "N" и порядкового номера правового акта, к порядковому номеру через дефис добавляются буквы "уг" (указ Губернатора Ивановской области), "р" (распоряжение Губернатора Ивановской области), "п" (постановление Правительства Ивановской области), "рп" (распоряжение Правительства Ивановской области);
подпись (отделяется от текста тремя межстрочными интервалами и состоит из слов "Губернатор Ивановской области", инициалов имени и отчества и фамилии Губернатора Ивановской области; слова "Губернатор" и "Ивановской области" печатаются от левой границы текстового поля в две строки через один межстрочный интервал; инициалы имени и отчества и фамилия Губернатора Ивановской области располагаются на уровне последней строки наименования должности и печатаются у правой границы текстового поля, последняя буква в расшифровке подписи ограничивается правым полем).
4.1. В структуру проекта правового акта входят: наименование правового акта, констатирующая часть (преамбула), заканчивающаяся двоеточием, и постановляющая часть (в распоряжениях - распорядительная), которая может состоять из структурных единиц.
4.2. Наименование проекта правового акта должно отражать его содержание. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, чтобы можно было по наименованию правового акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости - быстро отыскать.
Наименование проекта правового акта печатается с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом. Точка в конце наименования не ставится.
Правовые акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают правовую базу, затрудняют систематизацию и понимание правовых актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других правовых актах, документах, статьях и т.д. Целесообразно указывать тематику правового регулирования без излишней детализации в наименовании.
Независимо от конкретного содержания проекта правового акта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте проекта правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, отмена (исключение) структурных единиц не вступившего в силу правового акта, признание утратившей силу структурной единицы правового акта, новая редакция структурной единицы правового акта, дополнение структурной единицы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в правовой акт, наименование проекта правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе (изложение одной структурной единицы правового акта, например, приложения, раздела, в новой редакции считается одним изменением).
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 10.09.2010 N 315-рп)
Наименование проекта правового акта о внесении изменений в ранее принятый правовой акт оформляется следующим образом: "О внесении изменений(я) в..." (далее указываются вид, дата, регистрационный номер и наименование правового акта).
Наименование проекта правового акта о внесении изменений в более двух ранее принятых правовых актов оформляется следующим образом: "О внесении изменений в некоторые..." (далее указывается вид правового акта).
Наименование проекта правового акта о признании утратившим(и) силу правового(ых) акта(ов) оформляется следующим образом: "О признании утратившим(и) силу..." (далее указываются вид, дата, регистрационный номер и наименование правового акта).
Наименование проекта правового акта о признании утратившими силу более двух правовых актов оформляется следующим образом: "О признании утратившими силу некоторых..." (далее указывается вид правового акта).
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 10.09.2010 N 315-рп)
4.3. Преамбула в постановлениях Правительства Ивановской области завершается словами "Правительство Ивановской области постановляет:", последнее слово печатается полужирным шрифтом вразрядку через один пробел. Преамбула в указах Губернатора Ивановской области завершается словом "постановляю:", которое печатается полужирным шрифтом вразрядку через один пробел.
4.4. Деление постановляющей части правового акта на структурные единицы (например, пункты, подпункты, абзацы) улучшает его внутреннее построение и систематизацию, упрощает пользование им, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в материале, при этом пункт (подпункт) должен состоять не менее чем из двух подпунктов.
4.5. Недопустимо изменять нумерацию структурных единиц правового акта и буквенное обозначение подпунктов структурных единиц правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц правового акта.
Если дополнения вносятся в конец правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию структурных единиц.
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
Если правовой акт дополняется новыми структурными единицами, которые помещаются между уже имеющимися, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми после точки после основного цифрового или буквенного обозначения.
4.6. Целесообразно избегать включения в проект правового акта примечаний к структурным единицам или правовому акту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных структурных единиц или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
4.7. Проекты правовых актов могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д. При наличии приложений в тексте на них обязательно делается ссылка.
Если к проекту правового акта имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте правового акта знак "N" также не указывается.
На первой странице приложения в правом верхнем углу страницы пишется слово "Приложение" и дается ссылка на правовой акт.
Пример:
Наименование приложения печатается с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом, первое слово наименования приложения может быть напечатано прописными буквами полужирным шрифтом вразрядку через один пробел (ПОЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕЧЕНЬ, СПИСОК и т.д.).
Деление приложения на структурные единицы (например, главы, разделы, пункты, подпункты, абзацы и т.п.) улучшает его внутреннее построение и систематизацию, упрощает пользование им, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в материале.
При наличии в тексте приложения нескольких разделов их заголовки печатаются по центру страницы. Точка в конце заголовка не ставится. Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом.
При наличии в тексте приложений ссылки на сноску (знак сноски печатается вверху после слова) она оформляется звездочкой или цифрой со скобкой: * или 1). Текст сноски печатается в конце страницы под чертой или после приложения в целом. После знака сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.
Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений должны быть идентичны размерам, применяемым при печатании текстов правовых актов.
4.8. Если правовым актом утверждается состав коллегиального органа (совета, комиссии, рабочей группы), то данный состав располагается в следующем порядке: руководитель (председатель) коллегиального органа, сопредседатель(и) коллегиального органа, заместитель(и) руководителя коллегиального органа, ответственный секретарь коллегиального органа, члены коллегиального органа в алфавитном порядке.
(п. 4.8 введен Распоряжением Правительства Ивановской области от 10.09.2010 N 315-рп)
5.1. Ссылки на ранее принятые правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
5.2. Ссылки можно делать только на вступившие в силу правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты недопустимы.
5.3. При необходимости сделать ссылку в тексте на правовой акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, дата подписания, регистрационный номер, наименование.
5.4. При неоднократных ссылках на один и тот же правовой акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
...в соответствии с... (далее -...).
Пример:
...в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях").
Далее в тексте при упоминании указанного правового акта применяется сокращенная форма.
5.5. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
...в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации.
5.6. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
5.7. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
5.8. При необходимости дать ссылку не на весь правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица, начиная с наименьшей. В этом случае обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов печатаются цифрами, некоторых подпунктов - строчными буквами русского алфавита в кавычках.
5.9. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
5.10. Ссылки на структурные единицы одного и того же правового акта оформляются следующим образом:
...содержащиеся в пункте 3 настоящего указа...