(с изменениями на 10 июня 2020 года)
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.05.2011 N 184, от 30.09.2011 N 409, от 12.02.2014 N 28, от 11.11.2015 N 398, от 22.01.2019 N 13, от 10.06.2020 N 304)
Во исполнение Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, в целях дальнейшей реализации Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 349, и повышения энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2011 N 409)
1. Утвердить прилагаемую Концепцию энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности в области энергосбережения.
(п. 2 в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.05.2011 N 184)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией при разработке муниципальных программ энергосбережения.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики.
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.02.2014 N 28, от 22.01.2019 N 13, от 10.06.2020 N 304)
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
С.ГАПЛИКОВ
КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.05.2011 N 184, от 12.02.2014 N 28, от 11.11.2015 N 398, от 22.01.2019 N 13, от 10.06.2020 N 304)
Концепция энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года (далее - Концепция) является необходимой компонентой энергетической и промышленной политики в Чувашской Республике для достижения целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и Энергетической стратегией Чувашской Республики на период до 2020 года.
Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Чувашской Республики в условиях инновационного (базового) сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) не менее чем в 1,6 - 2,0 раза. При недостижении поставленных показателей возможно негативное влияние дисбаланса энергетических ресурсов на темпы социально-экономического развития.
По энергетической эффективности Чувашская Республика уступает среднероссийским показателям в 1,15 раза и более чем в 2 раза промышленно развитым странам с сопоставимыми климатическими условиями. Республика является энергозависимой и энергодефицитной. На оптовом рынке электрической энергии закупается около 5 млрд. кВт.ч электрической энергии, из них около 1 млрд. кВт.ч у электрических станций за пределами республики. Баланс по электрической мощности положителен, но после 2012 года возможно появление дефицита мощности при прохождении осенне-зимнего максимума. Природный газ является монопольным видом топлива, ежегодное потребление выросло до 2,5 млрд. куб. метров, основным резервным топливом остается мазут. При опережающем инфляцию росте цен на энергоносители и низкой энергетической эффективности республика теряет инвестиционную привлекательность, снижается жизненный уровень населения.
В Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года определены задачи по повышению энергетической эффективности, позволяющие с учетом возможностей энергетического комплекса обеспечить развитие экономики в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Чувашской Республики. Для их выполнения планируется создать систему управления энергоэффективностью, охватывающую все области хозяйствования в Чувашской Республике, организующую реализацию программ, проектов и мероприятий по повышению энергетической эффективности и контроль за их результативностью.
Настоящая Концепция реализуется в один этап с 2010 по 2020 год.
В условиях экономического кризиса в первую очередь предполагается реализовать сравнительно малозатратные мероприятия и обеспечить разработку технико-экономических обоснований и проектно-сметных документов на мероприятия и проекты, системно повышающие энергетическую эффективность, основанные на потенциальных возможностях систем газо-, тепло- и электроснабжения потребителей.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.02.2014 N 28)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики", направленная на надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.11.2015 N 398, от 10.06.2020 N 304)
В состав вышеуказанной государственной программы входит подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" (до 31 декабря 2018 г.), реализация мероприятий которой должна обеспечить повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также рост уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.06.2020 N 304)
В Чувашской Республике с целью эффективной реализации мероприятий в области энергосбережения поставлены следующие задачи:
обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики Чувашской Республики, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
повышение эффективности энергетического комплекса Чувашской Республики;
развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности.
В качестве стратегического ориентира принимаются затраты энергии на единицу валового продукта. В 2020 году при росте выпуска продукции в 1,5 - 2,5 раза к уровню 2008 года прогнозируется потребление 1,3 - 1,5 млн. тонн условного топлива.
Предполагается снижение энергоемкости ВВП к 2020 году по сравнению с 2007 годом на 39 - 43 процента, то есть повышение энергетической эффективности в 1,64 - 1,76 раза.
Развитие экономики в долгосрочной перспективе прогнозируется с ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2015 год в среднем на 3,0 - 4,0 процента в год со снижением до 2,0 - 2,5 процента в 2016 - 2020 годы за счет структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению.
Для обеспечения указанных темпов роста производства и потребления электроэнергии с учетом необходимости формирования достаточных резервных мощностей потребуется обеспечить возможность доступа потребителей к услугам электроснабжения и ввод энергетических мощностей в 2010 - 2020 годах в размере 120 - 200 млн. кВт.
Настоящая Концепция направлена на формирование механизмов региональной политики в области энергосбережения и рационального потребления энергетических ресурсов, реализацию управленческих и технических проектов, внедрение инновационных технологий, достижение целевых ориентиров Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года и снижение энергоемкости регионального валового продукта в 1,4 раза к уровню 2008 года.
Концепция предусматривает следующие направления:
ускорение перевода экономики на энергоэффективный путь развития;
совершенствование систем регионального и муниципального управления энергосбережением;
повышение энергетической безопасности экономики республики, потребителей;
снижение негативного влияния на экономику и социальную сферу роста цен на природный газ и другие энергоносители;
реализация системных и пилотных проектов энергетической эффективности (по отраслям);
демпфирование нарастающего дефицита электрической энергии и мощности, связанное с ограничениями технического характера (пропускная способность, выбытие мощностей и др.);
уменьшение негативного экологического воздействия топливно-энергетических объектов на окружающую среду;
внедрение инновационных ресурсо- и энергосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве;
развитие жилищного строительства с использованием ресурсо- и энергосберегающих технологий и широким применением местных строительных материалов и изделий;
воспитание населения в духе ответственности за энергетическое расточительство и загрязнение окружающей среды.
Основной вектор Концепции - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание на этой основе условий для надежного обеспечения населения и экономики энергоносителями. Перевод экономики на энергосберегающий путь развития, уменьшение негативного воздействия энергетического хозяйства на окружающую среду.
5.1. Первая стратегическая цель - развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста промышленного сектора экономики.
Прогнозируется, что в 2009 - 2011 годах в условиях экономического кризиса объем производства будет ниже уровня 2008 года.
Начиная с 2012 года ожидается рост объема производства на 3,0 - 5,0 процента ежегодно.
Первой задачей для достижения этой цели является содействие формированию эффективных предприятий в промышленности, развитию обрабатывающих, машиностроительных, электротехнических и приборостроительных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию с большой добавочной стоимостью, определяемой человеческим фактором.