Недействующий

О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Г. ШУМЕРЛИ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 24.03.2016)


Таблица 17


Сводная таблица рисков по элементам г. Шумерли

Элемент моногорода

Риски

Характеристика

1

2

3

Население

Риски миграции трудовой силы

Отток кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет с высшим профессиональным образованием и высококвалифицированных работников, в крупные города. Таким образом произойдет не только уменьшение численности трудоспособного населения, но и значительное сокращение экономического потенциала, что повлечет за собой превращение города в поселение пенсионеров

Риски

платежеспособности населения

Сокращение внешнего спроса на продукцию градообразующих предприятий, как следствие - снижение заработной платы и высвобождение работников, что приведет к росту уровня безработицы. Снижение налоговых поступлений.

Снижение спроса на услуги малого и среднего бизнеса.

Снижение уровня платежей населения за услуги объектов инфраструктуры

Риски снижения качества жизни, человеческого капитала моногорода

Сокращение численности постоянного населения.

Преобладание числа умерших над родившимися.

Увеличение числа безработных граждан и повышение уровня безработицы.

Снижение уровня среднемесячной заработной платы в городе.

Отсутствие современных культурно- досуговых объектов, благоустроенных центров и парков культуры и отдыха

Градообразующие предприятия

Инфраструктурные риски

Неудовлетворительное техническое состояние объектов инфраструктуры (дороги, трубопроводы, ЛЭП) сдерживает уровень диверсификации производства.

Недостаточно развитая система транспортных коммуникаций приведет к увеличению себестоимости продукции градообразующих предприятий

Технологические риски

Высокий уровень износа основных средств.

Высокая энергоемкость производства.

Ужесточение технических требований в связи с экологическими и прочими нормами

Кадровые риски

Отток квалифицированных специалистов за пределы города.

Старение кадров

Потребительские риски

Снижение спроса на продукцию градообразующих предприятий.

Отток постоянных потребителей продукции к конкурентам из-за изменения потребительских предпочтений, несоблюдения сроков поставки

Продуктовые риски

Снижение платежеспособного спроса основных потребителей продукции.

Снижение качества выпускаемой продукции в результате мер, направленных на снижение ее себестоимости.

Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции.

Наличие слабой диверсификации производства не позволяет сохранить уровень продаж за счет использования других рыночных сегментов

Риски собственников

Смена собственников в результате потенциального банкротства может привести к остановке производственной деятельности предприятий

Местная промышленность и малый бизнес

Рыночные риски

Обострение конкурентной борьбы.

Нестабильная работа градообразующих предприятий приведет к ликвидации организаций местной промышленности и малого бизнеса

Инфраструктурные риски

Рост тарифов и налогов, ограничение мощностей инфраструктуры и, как следствие, снижение рентабельности вплоть до убыточности

Социальные риски

Отток квалифицированных кадров за пределы города.

Недостаточный объем знаний и идей у населения для открытия собственного дела.

Увеличение уровня преступности

Потребительские риски

Снижение платежеспособности населения

Инфраструктура

Инфраструктурные риски

Высокий износ объектов инфраструктуры. Износ материально-технической базы учреждений жилищно-коммунального хозяйства, культуры, образования и здравоохранения.

Недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистический комплекс) сдерживает развитие других отраслей экономики (транспорт, связь, бытовое обслуживание населения)

Финансовые риски

Недостаток бюджетных средств на финансирование объектов инфраструктуры.

Рост задолженности населения и предприятий (неплатежи) за использование инфраструктуры

Кадровые риски

Старение кадров.

Дефицит квалифицированных кадров.

Отток молодежи, высококвалифицированных специалистов за пределы города

Социальные риски

Сокращение численности постоянного населения.

Увеличение числа безработных граждан и повышение уровня безработицы.

Снижение уровня заработной платы.

Увеличение числа граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Рост числа семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении.

Повышение уровня подростковой преступности

Бюджет

Риски собираемости налогов

Зависимость от финансового состояния градообразующих предприятий. При ухудшении финансово-экономического состояния градообразующих предприятий и снижении их платежеспособности уменьшится поступление налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, который на 20 - 25% зависит от деятельности градообразующих предприятий.

Снижение уровня заработной платы. При снижении уровня заработной платы в организациях уменьшится поступление налога на доходы физических лиц в местный бюджет, доля которого в собственных доходах бюджета составляет 42,3%

Кредитный риск

Невозможность возврата кредита, полученного в 2010 году


В настоящее время установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации доходные источники закреплены за местными бюджетами на постоянной основе: налог на имущество физических лиц, земельный налог, часть налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, доходы от использования муниципального имущества и аренды земли в границах поселений.

Налоги, поступающие в бюджет города, не обеспечивают необходимый объем расходов бюджета.

В этих условиях главной задачей политики, проводимой органами местного самоуправления в области доходов местного бюджета, являются наращивание доходного потенциала путем совершенствования межбюджетных отношений, а также выявление резервов роста неналоговых поступлений.

Основной целью бюджетной политики г. Шумерли было и остается улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города, безусловное выполнение расходных обязательств бюджета, повышение эффективности и прозрачности управления финансами.

Основными направлениями совершенствования бюджетной политики являются:

разработка социально-экономической и бюджетной политики на среднесрочную перспективу;

создание условий для развития доходной базы;

повышение результативности и эффективности бюджетных расходов - они должны быть ориентированы на конечный результат, который в свою очередь должен быть достигнут наиболее эффективным способом;

повышение обоснованности принятия дополнительных расходных обязательств;

проведение тарифной политики, способствующей созданию условий для безубыточной деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы, привлечению инвестиций для модернизации и реконструкции инженерных сооружений;

совершенствование системы муниципальных закупок, обеспечивающей рациональное и прозрачное использование бюджетных средств;

совершенствование управления муниципальной собственностью.

Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью продажи муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.