Сводная таблица рисков по элементам г. Шумерли
Элемент моногорода | Риски | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
Население | Риски миграции трудовой силы | Отток кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет с высшим профессиональным образованием и высококвалифицированных работников, в крупные города. Таким образом произойдет не только уменьшение численности трудоспособного населения, но и значительное сокращение экономического потенциала, что повлечет за собой превращение города в поселение пенсионеров |
Риски платежеспособности населения | Сокращение внешнего спроса на продукцию градообразующих предприятий, как следствие - снижение заработной платы и высвобождение работников, что приведет к росту уровня безработицы. Снижение налоговых поступлений. Снижение спроса на услуги малого и среднего бизнеса. Снижение уровня платежей населения за услуги объектов инфраструктуры | |
Риски снижения качества жизни, человеческого капитала моногорода | Сокращение численности постоянного населения. Преобладание числа умерших над родившимися. Увеличение числа безработных граждан и повышение уровня безработицы. Снижение уровня среднемесячной заработной платы в городе. Отсутствие современных культурно- досуговых объектов, благоустроенных центров и парков культуры и отдыха | |
Градообразующие предприятия | Инфраструктурные риски | Неудовлетворительное техническое состояние объектов инфраструктуры (дороги, трубопроводы, ЛЭП) сдерживает уровень диверсификации производства. Недостаточно развитая система транспортных коммуникаций приведет к увеличению себестоимости продукции градообразующих предприятий |
Технологические риски | Высокий уровень износа основных средств. Высокая энергоемкость производства. Ужесточение технических требований в связи с экологическими и прочими нормами | |
Кадровые риски | Отток квалифицированных специалистов за пределы города. Старение кадров | |
Потребительские риски | Снижение спроса на продукцию градообразующих предприятий. Отток постоянных потребителей продукции к конкурентам из-за изменения потребительских предпочтений, несоблюдения сроков поставки | |
Продуктовые риски | Снижение платежеспособного спроса основных потребителей продукции. Снижение качества выпускаемой продукции в результате мер, направленных на снижение ее себестоимости. Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции. Наличие слабой диверсификации производства не позволяет сохранить уровень продаж за счет использования других рыночных сегментов | |
Риски собственников | Смена собственников в результате потенциального банкротства может привести к остановке производственной деятельности предприятий | |
Местная промышленность и малый бизнес | Рыночные риски | Обострение конкурентной борьбы. Нестабильная работа градообразующих предприятий приведет к ликвидации организаций местной промышленности и малого бизнеса |
Инфраструктурные риски | Рост тарифов и налогов, ограничение мощностей инфраструктуры и, как следствие, снижение рентабельности вплоть до убыточности | |
Социальные риски | Отток квалифицированных кадров за пределы города. Недостаточный объем знаний и идей у населения для открытия собственного дела. Увеличение уровня преступности | |
Потребительские риски | Снижение платежеспособности населения | |
Инфраструктура | Инфраструктурные риски | Высокий износ объектов инфраструктуры. Износ материально-технической базы учреждений жилищно-коммунального хозяйства, культуры, образования и здравоохранения. Недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистический комплекс) сдерживает развитие других отраслей экономики (транспорт, связь, бытовое обслуживание населения) |
Финансовые риски | Недостаток бюджетных средств на финансирование объектов инфраструктуры. Рост задолженности населения и предприятий (неплатежи) за использование инфраструктуры | |
Кадровые риски | Старение кадров. Дефицит квалифицированных кадров. Отток молодежи, высококвалифицированных специалистов за пределы города | |
Социальные риски | Сокращение численности постоянного населения. Увеличение числа безработных граждан и повышение уровня безработицы. Снижение уровня заработной платы. Увеличение числа граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Рост числа семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении. Повышение уровня подростковой преступности | |
Бюджет | Риски собираемости налогов | Зависимость от финансового состояния градообразующих предприятий. При ухудшении финансово-экономического состояния градообразующих предприятий и снижении их платежеспособности уменьшится поступление налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, который на 20 - 25% зависит от деятельности градообразующих предприятий. |
Снижение уровня заработной платы. При снижении уровня заработной платы в организациях уменьшится поступление налога на доходы физических лиц в местный бюджет, доля которого в собственных доходах бюджета составляет 42,3% | ||
Кредитный риск | Невозможность возврата кредита, полученного в 2010 году |
В настоящее время установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации доходные источники закреплены за местными бюджетами на постоянной основе: налог на имущество физических лиц, земельный налог, часть налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, доходы от использования муниципального имущества и аренды земли в границах поселений.
Налоги, поступающие в бюджет города, не обеспечивают необходимый объем расходов бюджета.
В этих условиях главной задачей политики, проводимой органами местного самоуправления в области доходов местного бюджета, являются наращивание доходного потенциала путем совершенствования межбюджетных отношений, а также выявление резервов роста неналоговых поступлений.
Основной целью бюджетной политики г. Шумерли было и остается улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города, безусловное выполнение расходных обязательств бюджета, повышение эффективности и прозрачности управления финансами.
Основными направлениями совершенствования бюджетной политики являются:
разработка социально-экономической и бюджетной политики на среднесрочную перспективу;
создание условий для развития доходной базы;
повышение результативности и эффективности бюджетных расходов - они должны быть ориентированы на конечный результат, который в свою очередь должен быть достигнут наиболее эффективным способом;
повышение обоснованности принятия дополнительных расходных обязательств;
проведение тарифной политики, способствующей созданию условий для безубыточной деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы, привлечению инвестиций для модернизации и реконструкции инженерных сооружений;
совершенствование системы муниципальных закупок, обеспечивающей рациональное и прозрачное использование бюджетных средств;
совершенствование управления муниципальной собственностью.
Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью продажи муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.