Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 от 10 августа 2012 года N 376-Пр

О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Астраханской области от 16.09.2014 N 400-П.
____________________________________________________________________
 (в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 08.11.2012 N 467-П, от 21.10.2013 N 414-П)

В целях создания эффективной системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в области повышения безопасности дорожного движения и в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области":

1. Утвердить прилагаемую концепцию комплексной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2013 - 2017 годы".

2. Определить государственным заказчиком комплексной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2013 - 2017 годы" министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.

3. Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (Махошвили Ю.А.) совместно с министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (Султанов Р.Д.), министерством здравоохранения Астраханской области (Квятковский И.Е.), министерством образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.), управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области (Кулик Г.П.) разработать комплексную долгосрочную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2013 - 2017 годы" и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.

4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области разработать муниципальные программы по безопасности дорожного движения на 2013 - 2017 годы, предусмотрев их финансирование за счет местных бюджетов.

5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН


Утверждена
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 10 августа 2012 года N 376-Пр


КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

 (в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 08.11.2012 N 467-П, от 21.10.2013 N 414-П)

1. Введение

Концепция комплексной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2013 - 2017 годы" (далее - концепция) представляет собой комплексную систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе с пострадавшими, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

В концепции сформулированы основные цели, принципы и направления деятельности по профилактике дорожно-транспортных происшествий на территории Астраханской области. Комплекс программных мероприятий разработан с учетом опыта и результатов реализации комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2010 - 2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 28.07.2009 N 404-П и разработанной во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (далее - федеральная программа).

Между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Астраханской области заключено Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) в реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" от 15.01.2007 (далее - Соглашение). В рамках Соглашения на территории Астраханской области созданы благоприятные условия для выполнения программных мероприятий по безопасности дорожного движения за счет бюджетов всех уровней, объединения усилий исполнительных органов государственной власти Астраханской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и общественных организаций, обеспечивающих успешное выполнение мероприятий.

В настоящее время Министерство внутренних дел Российской Федерации приступило к разработке федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" и предложило субъектам Российской Федерации принять участие в ее реализации.

Учитывая положительный опыт реализации федеральной программы на территории Астраханской области, Правительством Астраханской области подтверждена готовность участия в аналогичной федеральной программе на период 2013 - 2020 годов.

В целях успешной реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" на территории Астраханской области возникла необходимость разработки данной концепции.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным направлениям Стратегии социально- экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы

За период реализации программ по повышению безопасности дорожного движения в Астраханской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование условий дорожного движения, улучшение работы по оказанию помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, оснащение подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения материально-техническими ресурсами, внедрение систем автоматической фиксации правонарушений в области дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, формирование правовых, организационно-методических основ борьбы с аварийностью. Была значительно расширена информационно-пропагандистская работа среди населения Астраханской области в целях формирования правосознания участников дорожного движения.

Одним из основных механизмов реализации Стратегии развития ЮФО, Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы является упорядочение деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в области снижения смертности населения Астраханской области от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.

Решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год назвал одной из актуальных задач развития страны.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, одним из аспектов которой, в том числе, может являться обеспечение безопасности дорожного движения.

Таким образом, в Концепции определены основные проблемы, возникшие в сфере повышения безопасности дорожного движения в Астраханской области, и пути их решения путем реализации комплекса программных мероприятий.

В первую очередь предстоит решать задачи взаимодействия деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в области повышения безопасности дорожного движения, приведения законодательной базы в соответствие с задачами социально-экономического развития Астраханской области.

Кроме того, Концепция является социально значимой, поскольку направлена на стабилизацию ситуации с аварийностью в регионе и сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения и, как следствие, сокращение демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.

В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Целью государственной демографической политики, установленной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.

Одним из главных направлений демографической политики, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.

Инструментом достижения целей демографической политики Российской Федерации должна стать новая федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения на 2013 - 2020 годы, а на территории Астраханской области - комплексная долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2013 - 2017 годы" (далее - программа).

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Астраханской области, следует отнести:

- массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения;

- недостаточную подготовку и неудовлетворительную дисциплину водителей транспортных средств;

- нарастающую диспропорцию между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества задержек автотранспорта в процессе движения, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий.

Таким образом, эффективное обеспечение безопасности дорожного движения не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.

Государственное управление в целях обеспечения безопасности дорожного движения в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной комплексностью и системностью мероприятий, отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, областном и местном уровнях, отсутствием критериев оценки эффективности деятельности субъектов управления, а также механизмов контроля со стороны вышестоящих органов государственной власти и общественных институтов.

Необходимо продолжать воздействие государства и общества на участников дорожного движения с целью формирования общественно значимых стереотипов транспортной культуры и повышения правосознания.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить при решении проблемы комплексность и системность на основе:

- определения целей, задач и мероприятий;

- концентрации финансовых ресурсов на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

При применении программно-целевого метода будет осуществляться:

- координация действий в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и числа граждан, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

- формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения позволит существенно повысить эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.

4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Значения важнейших индикаторов комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2010 - 2012 годы" в 2010 году по сравнению с расчетным 2004 годом сократились:

- транспортный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. транспортных средств) - на 16.8%, составив 5.9 погибших на 10 тыс. транспортных средств;

- социальный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения) - на 17.2%, составив 12.0 погибших на 100 тыс. населения;

- тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших) - на 21.6%, составив 9.8 погибших на 100 пострадавших;

- количество детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - на 63.6%;

- количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, - на 3.9%.

Позитивное влияние программно-целевых методов управления на состояние аварийности подтверждается динамикой значений основных показателей аварийности в 1997 - 2010 годах:

1997 - 2003 годы: деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого подхода (период существенного ухудшения ситуации с аварийностью: рост числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 29.5% за 6 лет);

2004 - 2005 годы: период запуска программно-целевого подхода (сокращение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 4.0% в сравнении с уровнем 2003 года);

2006 - 2007 годы: начало действия федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (рост на 3.6% числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, в сравнении с уровнем 2005 года);

2008 - 2010 годы: период интенсивного снижения числа погибших (с 2007 года снижение на 18.4%, с 2004 года - на 21.5%).

Текущая ситуация с аварийностью в Астраханской области характеризуется следующими параметрами:

- около 60% дорожно-транспортных происшествий в Астраханской области происходит на территории города Астрахани, в которых погибает более 30% и получают ранения более 55% от общего числа пострадавших;

- основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода (36.9% от всех дорожно-транспортных происшествий и 34.8% погибших);

- свыше половины (59.2%) погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году составили лица в возрасте 26 - 60 лет, из которых половина - трудоспособного возраста (26 - 40 лет).

В 2010 году зарегистрировано 132 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погибли 4 (-33.3% к уровню 2009 года) и получили ранения 134 ребенка; более половины (54.5%) всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях - дети - являлись пешеходами (73 человека), 38.1% - пассажирами транспортных средств (51 человек), 4.5% - велосипедистами, 3.0% - водителями транспортных средств;

В 2010 году в 75 дорожно-транспортных происшествиях с участием детей-пешеходов погибли 3 и получили ранения 73 ребенка. Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев, сооружений - самые распространенные причины наездов на них (42.8% и 28.2% соответственно от всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми Правил дорожного движения).

В общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом удельный вес таких дорожно-транспортных происшествий ежегодно возрастает (от 75.2% от общего количества дорожно-транспортных происшествий в 2004 году до 87.8% в 2010 году). В таких дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения подавляющее большинство пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (65.2% от общего числа погибших и 71.1% от общего числа раненых).

75.3% от всех дорожно-транспортных происшествий по причине нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения связаны с водителями легковых автомобилей. Каждое четырнадцатое дорожно-транспортное происшествие данной категории совершается водителями в состоянии опьянения (3.3 + 106.3% по сравнению с 2009 годом).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»