Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 11 июля 2014 года N 487-пП


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.10.2013 N 805-пП (С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пензенской обл. от 07.07.2015 N 381-пП.
____________________________________________________________________


В целях уточнения объемов финансирования и программных мероприятий, в соответствии с Законом Пензенской области от 24.12.2013 N 2488-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 N 274-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:

1. Внести изменения в государственную программу Пензенской области "Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 805-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы" (с последующими изменениями), изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.

3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социальной политики.

Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
Ю.И.КРИВОВ






Приложение
к постановлению
Правительства Пензенской области
от 11 июля 2014 года N 487-пП

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

ПАСПОРТ государственной программы Пензенской области "Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы"

Наименование государственной программы

Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (далее - Минтруд Пензенской области)

Соисполнители государственной программы

- Министерство здравоохранения Пензенской области (далее - Минздрав Пензенской области);

- Министерство образования Пензенской области;

- Управление промышленности и энергетики Пензенской области;

- Департамент государственного имущества Пензенской области;

- Управление культуры и архива Пензенской области;

- Комитет Пензенской области по физической культуре и спорту

Подпрограммы

1. Доступная среда в Пензенской области.

2. Социальная поддержка детей Пензенской области.

3. Старшее поколение Пензенской области.

4. Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере.

5. Обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стационарным обслуживанием и реабилитационными услугами.

6. Предоставление субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в Пензенской области.

7. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Цели государственной программы

Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения путем совершенствования системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, поддержка семьи, развитие эффективной системы социального обслуживания, обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов стационарным обслуживанием в соответствии с социальными нормами.

Оказание поддержки в обеспечении жильем отдельных категорий граждан.

Повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в Пензенской области.

Эффективное выполнение органами местного самоуправления Пензенской области переданных полномочий в сфере социальной поддержки населения.

Задачи государственной Программы

1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Пензенской области.

2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Пензенской области.

3. Обеспечение доступности и качества реабилитационных услуг в Пензенской области.

4. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации и связи.

5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Пензенской области.

6. Профилактика социального неблагополучия семей с детьми.

7. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

8. Создание условий для обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями.

9. Государственная поддержка при улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан.

10. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. Организация круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, проживающих на территории Пензенской области.

12. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей.

13. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей.

14. Активное долголетие с высоким качеством жизни.

15. Оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей.

16. Совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания.

17. Обслуживание пожилых жителей сельской местности.

18. Совершенствование коммуникационных связей и решение интеллектуального потенциала пожилых людей.

19. Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей.

20. Кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами.

21. Оказание социальных услуг гражданам без определенного места жительства и социальных услуг по реабилитации инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

22. Предоставление нуждающимся гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарного социального обслуживания, осуществляемого в государственных учреждениях социального обслуживания населения, а также образовательных услуг инвалидам и гражданам с ослабленным здоровьем на базе профессиональных образовательных организаций с наличием интерната.

23. Научное, научно-методическое и информационное сопровождение государственной программы.

24. Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан.

25. Финансовое обеспечение делегированных органам местного самоуправления Пензенской области полномочий и контроль за использованием предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Целевые показатели государственной программы

1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Пензенской области;

2) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Пензенской области;

3) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Пензенской области;

4) удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания;

5) доля детей, возвращенных в родные семьи, от общей численности детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

6) доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;

7) удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания;

8) доля семей (граждан), которым предоставлено право на получение мер государственной поддержки на улучшение их жилищных условий, от общего числа семей (граждан), признанных нуждающимися в получении мер государственной поддержки, направленных на улучшение их жилищных условий;

9) количество койко-дней в стационарных учреждениях социальной защиты и интернатах различного типа;

10) число учащихся, получающих образование по разным специальностям в профессиональных образовательных организациях с наличием интерната;

11) доля граждан, получивших меры социальной поддержки, в общем объеме граждан, имеющих на них право

Этапы и сроки реализации государственной программы

Сроки реализации государственной программы - 2014 - 2020 годы, без разделения на этапы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы - 52582670,7 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 7069244,7 тыс. рублей;
2015 год - 7017051,3 тыс. рублей;
2016 год - 6206129,5 тыс. рублей;
2017 год - 7512303,4 тыс. рублей;
2018 год - 7894411,2 тыс. рублей;
2019 год - 8264508,9 тыс. рублей;
2020 год - 8619021,8 тыс. рублей;

- за счет средств бюджета Пензенской области - 36428025,8 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 4288773,3 тыс. рублей;
2015 год - 4871466,1 тыс. рублей;
2016 год - 4618721,6 тыс. рублей;
2017 год - 5269705,1 тыс. рублей;
2018 год - 5537440,0 тыс. рублей;
2019 год - 5796759,7 тыс. рублей;
2020 год - 6045160,1 тыс. рублей;

- за счет средств федерального бюджета - 12264785,2 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 2170866,0 тыс. рублей;
2015 год - 1552085,2 тыс. рублей;
2016 год - 1587407,9 тыс. рублей;
2017 год - 1617642,8 тыс. рублей;
2018 год - 1700142,6 тыс. рублей;
2019 год - 1780049,3 тыс. рублей;
2020 год - 1856591,4 тыс. рублей;

- за счет средств бюджетов муниципальных образований - 334141,4 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 57 793,0 тыс. рублей;
2015 год - 50000,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 рублей;
2017 год - 52650,0 тыс. рублей;
2018 год - 55335,2 тыс. рублей;
2019 год - 57936,0 тыс. рублей;
2020 год - 60427,2 тыс. рублей;

- внебюджетные средства - 3555718,3 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 551812,4 тыс. рублей;
2015 год - 543500,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 рублей;
2017 год - 572305,5 тыс. рублей;
2018 год - 601493,4 тыс. рублей;
2019 год - 629763,9 тыс. рублей;
2020 год - 656843,1 тыс. рублей.

1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Государственная программа Пензенской области "Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с постановлениями Правительства Пензенской области от 18.04.2012 N 274-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями), от 11.10.2012 N 718-пП "Об утверждении Перечня государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями).

Реализация мероприятий государственной программы представляет собой комплекс мер и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социальной поддержки и социального обслуживания населения.

Для полного удовлетворения потребностей различных категорий граждан, в том числе граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания населения возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Проблемы, сложившиеся в сфере социальной защиты населения Пензенской области, обусловлены следующими обстоятельствами.

Развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы.

Созданная в настоящее время модель организации социальной защиты населения, базирующаяся на положениях действующих федеральных законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. В законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в мерах социальной поддержки и социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание социальных услуг не конкретизировано.

В действующих подзаконных актах Российской Федерации, регулирующих деятельность по социальному обслуживанию, значительно устарели нормы и нормативы социального обслуживания.

Как следствие, на уровне субъекта Российской Федерации невозможно принять отдельные региональные нормативные правовые акты.

Население Пензенской области, как и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения.

Численность населения Пензенской области на начало 2013 года составила 1368657 человек, из них граждан: старше трудоспособного возраста - 367166 человек; трудоспособного - 800813 человек и моложе трудоспособного (до 15 лет) - 200678 человек. Возрастная структура населения характеризуется высоким удельным весом лиц старше трудоспособного возраста, который составляет 26,8% от численности населения Пензенской области.

В 2011 году на территории Пензенской области ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 70,2 года (прогнозно в 2012 году - 70,86 года), что незначительно выше, чем в Приволжском федеральном округе (69,2 года) и в общем по Российской Федерации (69,8 года).

При этом ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин составляла 63,8 года, что превысило показатели Приволжского федерального округа (63,1 года) и показатели по Российской Федерации (64,0 года). У женщин ожидаемая продолжительность жизни при рождении на территории Пензенской области в 2011 году составляла - 76,8 года, что также выше, чем в Приволжском федеральном округе (75,4 года) и по Российской Федерации (75,6 года).

Доля инвалидов в общей численности населения области снизилась с 8,8% (123,0 тыс. человек) в 2008 году до 7,5% (103,8 тыс. человек) на начало 2012 года, на 01.09.2013 - 100,4 тыс. человек. Снижается и численность детей-инвалидов. На начало 2008 года она составляла 4164 ребенка-инвалида, на январь 2012 года - 3540 детей-инвалидов, на 01.09.2013 - 3426 детей-инвалидов.

В Пензенской области 12,0 тыс. человек имеют нарушения способности к передвижению, что составляет 11,6% от общего числа инвалидов. Вынуждены использовать кресло-коляску 4,0 тыс. человек.

На начало 2013 года в Пензенской области проживало 164,8 тыс. семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитывалось 223,6 тыс. детей.

Серьезным фактором, влияющим на благополучие семьи, является уровень ее материального благосостояния. Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Из общего числа многодетных семей доходы ниже величины прожиточного минимума имеют 5,9 тыс. семей (86%); 116,0 тыс. семей, в которых проживает 146,0 тыс. детей, являются получателями различных видов пособий.

От общего числа детей, проживающих в Пензенской области (226,1 тыс. детей), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 2% (4458 детей). Порядка 223 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в интернатных учреждениях Пензенской области. Остальные дети устроены на различные формы семейного воспитания.

Анализ демографического и социально-экономического развития Пензенской области позволяет сделать вывод о том, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями и организациями социальной защиты населения Пензенской области.

В настоящее время сеть учреждений социального обслуживания населения Пензенской области представлена 68 учреждениями и включает в себя: 16 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1377 мест; 3 психоневрологических интерната на 1420 мест; 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 204 места; 1 дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства на 50 мест; центр реабилитации инвалидов на 25 мест; техникум-интернат для инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем на 150 мест; 7 специализированных учреждений для несовершеннолетних на 148 мест; 34 комплексных центра социального обслуживания населения во всех муниципальных районах Пензенской области и в г. Пензе.

В 2012 году в учреждениях социального обслуживания населения Пензенской области социальные услуги получили 141,9 тыс. граждан (11,5% от населения Пензенской области).

Охват граждан пожилого возраста и инвалидов всеми видами надомного обслуживания в Пензенской области составляет 442,7 человека на 10 тысяч пенсионеров.

Реабилитационными мероприятиями в реабилитационных учреждениях Пензенской области охвачено 2,7 тыс. человек, в том числе 2,0 тыс. детей с ограниченными возможностями.

С целью профилактики социального сиротства в структуре учреждений социального обслуживания населения Пензенской области действуют 33 отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По состоянию на 01.01.2013 на профилактическом учете состояло 4174 семьи, в которых воспитывался 6761 ребенок.

Численность детей, находящихся в социально опасном положении, в течение последних трех лет снижалась: с 1,7% она достигла 1,1% от общей численности детского населения в Пензенской области.

Несмотря на развитую сеть действующих учреждений социального обслуживания населения, увеличение объема ежегодно предоставляемых социальных услуг и численности их получателей, потребность в таких услугах возрастает опережающими темпами.

Остаются не в полной мере решенными вопросы качества, эффективности и доступности социальных услуг. Это связано со значительной численностью потенциальных потребителей социальных услуг, монополизацией сферы социального обслуживания государственными поставщиками социальных услуг, различиями в результатах деятельности отдельных учреждений, вызванных разницей располагаемых ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых) и отсутствием единой нормативной правовой базы.

В связи с чем по состоянию на 01 января 2013 года сложилась очередность в учреждения психоневрологического профиля, которая составила 81 человек. Имеется потребность в расширении реабилитационных услуг для инвалидов, в первую очередь среди молодежи в возрасте от 18 до 35 лет.

В целях расширения спектра предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания внедряются разнообразные социальные технологии и формы социального обслуживания.

Для пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, работают мобильные социальные службы, которые открыты во всех муниципальных образованиях Пензенской области. В 2011 - 2012 годах приобретено 16 единиц специализированного транспорта для мобильных бригад. Данной формой охвачено около 24,9 тыс. человек.

В период с 2008 по 2012 год частично проведена оптимизация сети учреждений социального обслуживания. Закрыты путем присоединения или слияния четыре учреждения социального обслуживания.

Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий, направлены на повышение качества государственных услуг в сфере социального обслуживания. За счет этого развивались услуги, которые наиболее востребованы гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, и не удовлетворяли на них 100-процентный спрос.

За четыре года удалось полностью ликвидировать очередность на надомное обслуживание (до 2009 года очередность составляла в среднем 235 человек), в стационарных учреждениях для пожилых и инвалидов ввести дополнительно 273 койко-места без увеличения общей численности мест в учреждениях. Площади спальных помещений в стационарных учреждениях для пожилых граждан и инвалидов приведены в соответствие с установленными нормативами. Основные требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, выполнены.

Материально-техническая база действующего 21 стационарного учреждения социального обслуживания включает 38 зданий и сооружений социального и хозяйственного назначения. Большинство зданий учреждений социального обслуживания являются приспособленными или построенными по типовым проектам, разработанным в середине 70-х годов прошлого столетия, в соответствии с действовавшими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами. В этой связи имеется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам.

С 2008 года на строительство и капитальный ремонт учреждений, приобретение оборудования и мебели, на реализацию мероприятий по соблюдению противопожарных требований направлено более 220,0 млн. рублей.

Вместе с тем имеется необходимость строительства нового корпуса в Грабовском психоневрологическом интернате на 100 мест, реконструкции двух жилых корпусов на 200 мест в Сосновском психоневрологическом интернате.

В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров. На конец 2012 года количество занятых штатных единиц по учреждениям социального обслуживания составило 97 процентов. Причинами неукомплектованности являются низкий уровень оплаты труда, большая психологическая и физическая нагрузки, малая привлекательность профессии. Кроме того, наблюдается отток молодых специалистов из сельской местности, где непосредственно расположено более половины учреждений социального обслуживания.

Среднемесячная заработная плата социальных работников в 2012 году составляла 6257,7 руб., или 32,9% к уровню среднемесячной заработной платы по Пензенской области, педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 8212,7 рублей.

Недостаточно развит рынок социальных услуг негосударственного сектора. Все учреждения социального обслуживания находятся в государственной и муниципальной собственности.

Следует отметить, что не получили должного развития негосударственные социальные службы, создаваемые общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами, отдельными гражданами, коммерческие социальные службы. Это ограничивает круг субъектов предоставления социальных услуг, возможность для многих граждан выбора поставщиков социальных услуг в соответствии с их ценой, количеством и качеством.

Рыночные механизмы слабо используются в повышении эффективности социального обслуживания. Отсутствие рынка социальных услуг при расширении спектра и повышении требований к качеству их предоставления не позволяет задействовать механизмы конкуренции. Важным аргументом в пользу развития негосударственного сектора социального обслуживания является реальная возможность привлечения частных инвестиций и внедрения передового отечественного и зарубежного опыта управления в сфере предпринимательства и государственно-частного партнерства.

Необходима разработка механизмов взаимодействия государства, общества и социально ответственного бизнеса в процессе обеспечения населения доступными и качественными социальными услугами, применения наряду с сохранением гарантированного государством бесплатного предоставления необходимых социальных услуг, рыночных механизмов предоставления услуг на основе оплаты, вносимой гражданами, их родственниками, работодателями, общественными и благотворительными организациями. Должно быть обеспечено сочетание рыночного механизма и мер государственного регулирования объема и качества предоставляемых социальных услуг. Это тесно связано с защитой прав потребителей социальных услуг, введением института государственного и независимого контроля.

В 2008 году в Пензенской области была принята долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов, проживающих в Пензенской области, на 2009 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 20.10.2008 N 675-пП, основными задачами которой являлись:

1. Обеспечение элементами доступности для инвалидов лечебных организаций и учреждений социальной защиты Пензенской области.

2. Обеспечение доступа инвалидов по слуху и слабослышащих граждан к информации с помощью субтитрирования телевизионных программ информационно-аналитического характера в виде "бегущей строки".

3. Укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания: приобретение оборудования для реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»