(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.09.2012 N 219-ПП, от 28.02.2014 N 24-ПП, от 04.07.2014 N 135-ПП, от 15.09.2014 N 204-ПП, от 13.11.2014 N 265-ПП, от 26.05.2015 N 107-ПП, от 04.04.2016 N 50-ПП, от 17.10.2016 N 185-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 02.02.2017 N 7-ПП, от 01.03.2017 N 26-ПП, от 15.06.2017 N 115-ПП, от 31.10.2017 N 198-ПП, от 08.02.2018 N 14-ПП, от 29.01.2019 N 3-ПП, от 30.04.2019 N 81-ПП, от 13.12.2019 N 229-ПП, от 22.06.2020 N 128-ПП, от 25.09.2020 N 222-ПП, от 15.10.2020 N 232-ПП, от 21.12.2020 N 294-ПП, от 30.12.2020 N 312-ПП)
В соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 ноября 2016 г. N 626-рп, Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2015 N 107-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП)
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Госпрограмма).
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2014 N 24-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП)
2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы предусматривать средства на реализацию мероприятий Госпрограммы.
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2014 N 24-ПП, от 15.09.2014 N 204-ПП)
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.09.2012 N 219-ПП, от 28.02.2014 N 24-ПП, от 26.05.2015 N 107-ПП, от 04.04.2016 N 50-ПП)
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
И.ГЕРТЕР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.09.2012 N 219-ПП, от 28.02.2014 N 24-ПП, от 04.07.2014 N 135-ПП, от 15.09.2014 N 204-ПП, от 13.11.2014 N 265-ПП, от 26.05.2015 N 107-ПП, от 04.04.2016 N 50-ПП, от 17.10.2016 N 185-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 02.02.2017 N 7-ПП, от 01.03.2017 N 26-ПП, от 15.06.2017 N 115-ПП, от 31.10.2017 N 198-ПП, от 08.02.2018 N 14-ПП, от 29.01.2019 N 3-ПП, от 30.04.2019 N 81-ПП, от 13.12.2019 N 229-ПП, от 22.06.2020 N 128-ПП, от 25.09.2020 N 222-ПП, от 15.10.2020 N 232-ПП, от 21.12.2020 N 294-ПП)
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2014 N 24-ПП, от 15.06.2017 N 115-ПП, от 31.10.2017 N 198-ПП, от 22.06.2020 N 128-ПП, от 21.12.2020 N 294-ПП)
Координатор Государственной программы | Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15.06.2017 N 115-ПП) | |
Исполнители Государственной программы | исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики; |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15.06.2017 N 115-ПП) | |
Подпрограммы государственной программы | "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства" "Совершенствование системы государственного управления и подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства" Реализация мероприятий подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" "Государственная кадастровая оценка" "Развитие внешнеэкономической деятельности Кабардино-Балкарской Республики" |
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29.01.2019 N 3-ПП, от 13.12.2019 N 229-ПП) | |
Цели Государственной программы | достижение высокого экономического роста республики, основанного на модернизации экономики, внедрении инноваций, постоянном технологическом совершенствовании, формировании благоприятной инвестиционной среды, создании благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики, расширении использования специальных механизмов привлечения инвестиций, повышении темпов развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 04.04.2016 N 50-ПП) | |
Задачи Государственной программы | совершенствование законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности; повышение эффективности мер государственной поддержки инвесторов; снижение административных барьеров; привлечение внимания российских и иностранных инвесторов к Кабардино-Балкарской Республике и представление Кабардино-Балкарской Республики для потенциальных инвесторов как перспективного партнера; стимулирование инновационной активности бизнеса в Кабардино-Балкарской Республике; снижение социальной напряженности на рынке труда; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность; поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства; подготовка кадров для сферы малого и среднего предпринимательства; организация предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2019 N 229-ПП) | |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей); численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; поступление налоговых платежей от субъектов малого и среднего предпринимательства по специальным режимам налогообложения; доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения; количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Кабардино-Балкарской Республики; коэффициент "рождаемости" субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий); оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия; количество выдаваемых микрофинансовой организацией микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках регионального проекта "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию", нарастающим итогом; количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых в рамках регионального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", нарастающим итогом; количество субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", нарастающим итогом; количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", нарастающим итогом; количество физических лиц - участников регионального проекта "Популяризация предпринимательства", занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в региональном проекте, нарастающим итогом; количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства участниками регионального проекта "Популяризация предпринимательства", нарастающим итогом; количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности в рамках регионального проекта "Популяризация предпринимательства", нарастающим итогом; количество физических лиц - участников регионального проекта "Популяризация предпринимательства", нарастающим итогом; количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, оказываемую региональной микрофинансовой организацией в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку на возмещение части затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции; количество получивших поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах, определенных перечнем отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции; уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров; доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг; среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности; время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг; объем инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов в рамках подпрограммы в Кабардино-Балкарской Республике; количество созданных рабочих мест в результате реализации мероприятий в рамках подпрограммы в Кабардино-Балкарской Республике; уровень исполнения графика выполнения ключевых событий по инвестиционным проектам в рамках подпрограммы Кабардино-Балкарской Республики; сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках государственной кадастровой оценки; рассмотрение обращений, связанных с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; внешнеторговый оборот; объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров; объем экспорта продукции промышленности; объем экспорта продукции машиностроения; объем экспорта продукции агропромышленного комплекса; объем экспорта услуг |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.09.2020 N 222-ПП) | |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы, без деления на этапы |
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2019 N 229-ПП, от 22.06.2020 N 128-ПП) | |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | объем бюджетных ассигнований на реализацию программы по годам составит: за счет средств федерального бюджета: 2014 год - 201054,2 тыс. рублей; 2015 год - 141046,9 тыс. рублей; 2016 год - 643867,0 тыс. рублей; 2017 год - 753901,3 тыс. рублей; 2018 год - 542907,4 тыс. рублей; 2019 год - 816605,2 тыс. рублей; 2020 год - 909966,8 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики: 2014 год - 93049,5 тыс. рублей; 2015 год - 68054,2 тыс. рублей; 2016 год - 406402,1 тыс. рублей; 2017 год - 413396,5 тыс. рублей; 2018 год - 422248,1 тыс. рублей; 2019 год - 417864,4 тыс. рублей; 2020 год - 426167,19 тыс. рублей; за счет бюджетов муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики: 2014 год - 11530,0 тыс. рублей; 2015 год - 10997,0 тыс. рублей; 2016 год - средства не предусмотрены; 2017 год - средства не предусмотрены; 2018 год - средства не предусмотрены; 2019 год - средства не предусмотрены; 2020 год - 429,2 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников: 2014 год - 535041,2 тыс. рублей; 2015 год - 641024,7 тыс. рублей; 2016 год - 736850,5 тыс. рублей; 2017 год - 2313043,9 тыс. рублей; 2018 год - 1198768,5 тыс. рублей; 2019 год - 1722568,6 тыс. рублей; 2020 год - 1780340,0 тыс. рублей |
(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.12.2020 N 294-ПП) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) до 17800 единиц; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 42796 человек; доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики достигнет 41,4 процента; уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров - 90 процентов; доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, - 90 процентов; среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, - 2 обращения; время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг - 15 минут; количество подготовленных управленческих кадров в рамках реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров по всем типам образовательных программ - 4 единицы; развитие отраслей промышленности, агропромышленного комплекса и социальной сферы; снижение уровня социальной напряженности, обеспечение занятости населения, повышение реальных доходов населения; повышение инвестиционной привлекательности; обеспечение темпа роста внешнеторгового оборота к 2020 году 130 процентов по отношению к уровню 2016 года; обеспечение темпа роста экспорта в 2020 году 113 процентов по отношению к уровню 2016 года; обеспечение темпа роста объема экспорта услуг в 2020 году в 4,1 раза к уровню 2018 года |
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13.12.2019 N 229-ПП, от 21.12.2020 N 294-ПП) |
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2014 N 24-ПП)
В последние годы в Кабардино-Балкарской Республике достигнута устойчивая позитивная динамика основных показателей социально-экономического развития республики. Так, объем валового регионального продукта на душу населения за 5 лет увеличился в 1,8 раза и в 2013 году оценивается в объеме 100,0 млрд рублей.
Кабардино-Балкарская Республика располагает благоприятными природно-климатическими условиями, пригодными для развития современного сельскохозяйственного производства, с глубокой переработкой его продукции. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности задействовано 23 процента занятых в экономике, при этом суммарный вклад этих отраслей в валовой региональный продукт составляет около 28 процентов, значительна их доля в налоговых доходах бюджетной системы региона.
При положительной в последние годы динамике индекса промышленного производства состояние промышленного комплекса республики характеризуется тем, что проектные мощности большинства предприятий используются лишь на 40 - 60 процентов. Активная часть основных фондов за последние 10 - 12 лет из-за отсутствия финансирования практически не обновлялась. Поэтому сегодня на большинстве промышленных предприятий приняты перспективные инвестиционные программы развития, в рамках реализации которых значительные объемы инвестиций уже были направлены на реконструкцию и модернизацию производств, а также на создание новых мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
В 2012 году в Кабардино-Балкарской Республике наблюдался рост инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал (с учетом субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) увеличился по сравнению с 2011 годом на 13,5 процента и составил 25572,1 млн рублей.
Важно отметить, что одним из негативных моментов, отражающих уровень инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, является то, что доля бюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 53,2 процента, что на 40 процентов больше среднероссийского показателя.
Основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, являются недостаток собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, а также сложившаяся в республике криминогенная обстановка. Во многом именно этими причинами объясняется то, что у инвестиционных проектов переносятся сроки реализации на более поздний период, изменяются объем финансирования и показатели эффективности.
Вместе с тем, Правительство Кабардино-Балкарской Республики принимает меры по решению стратегической задачи повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечению инвестиций, в частности, особое внимание уделяется совершенствованию инвестиционного законодательства и созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов.
Так, в 2013 году проведена работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Кабардино-Балкарской Республике.
В рамках внедрения Стандарта было проведено 5 заседаний с участием Экспертной группы и представителей исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и организован "круглый стол" с целью выполнения медиаплана и информирования общественности о результатах внедрения Стандарта на территории республики.
В результате подведения итогов Кабардино-Балкарская Республика признана лидером среди регионов России: республика заняла 2-е место по скорости и качеству внедрения Стандарта.
Для увеличения темпов роста объема строительных работ в республике предпринимаются меры по разработке и реализации инвестиционных проектов, направленных на обеспечение строительного рынка республики современными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, на техническое перевооружение строительных организаций с применением новых ресурсосберегающих технологий, способствующих снижению себестоимости и качества строительства.
Инвестиционная политика республики включает стимулирование привлечения средств капитала из внебюджетных источников, поиск новых форм совместного государственного и частного инвестирования в перспективные проекты.
Разработан комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности путем предоставления мер государственной поддержки. В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 года N 23-РЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики" в отношении субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории республики, могут применяться следующие меры государственной поддержки:
предоставление государственных гарантий Кабардино-Балкарской Республики по республиканским приоритетным инвестиционным проектам;
налоговые льготы по региональным налогам (в части платежей, поступающих в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики), предоставляемые в пределах срока окупаемости инвестиционных проектов, но не более 5 лет;
предоставление бюджетных кредитов;
предоставление обеспечения в виде залога имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, из залогового фонда Кабардино-Балкарской Республики;
предоставление субвенций из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
предоставление инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам;
предоставление из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами инвестиционной деятельности в кредитных учреждениях;
предоставление из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды;
предоставление средств Инвестиционного фонда Кабардино-Балкарской Республики на создание инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов.
Из перечисленных мер государственной поддержки, предусмотренных республиканским законодательством в сфере инвестиционной деятельности, активно используется мера по предоставлению налоговых льгот по региональным налогам. Так, к концу 2013 года 9 крупным предприятиям Кабардино-Балкарской Республики предоставлены льготы по налогу на имущество для реализации 10 инвестиционных проектов. Объем привлеченных инвестиций в экономику республики по итогам реализации данных проектов составит 16955 млн рублей, а также будет создано 1762 рабочих мест.
Реализуются крупные инвестиционные проекты по строительству животноводческих комплексов, закладке садов и виноградников, завершено строительство второй очереди высокотехнологичного тепличного комплекса с беспрерывным циклом производства овощей, завершены первые этапы строительства и реконструкции двух крупных птицефабрик по производству мяса птицы и племенных яиц, запущены эффективные проекты по высокотехнологичной переработке сельскохозяйственного сырья, введена в эксплуатацию верхняя ступень каскада Нижне-Черекских ГЭС мощностью 65 МВт (после полного ввода мощность каскада ГЭС составит 120 МВт), завершено строительство завода по производству современных строительных материалов (гипсокартон и строительный гипс). За последние годы удалось запустить в эксплуатацию ряд новых производств в сфере сельского хозяйства, легкой промышленности.