ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2016 года N 185-ПП


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ


Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 января 2012 года N 1-ПП.

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ



Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 17 октября 2016 года N 185-ПП

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 17 ЯНВАРЯ 2012 Г. N 1-ПП


1. В паспорте Государственной программы:

а) позицию "Подпрограммы Государственной программы" дополнить абзацем следующего содержания:

"Реализация мероприятий подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на период до 2025 года" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года";

б) позицию "Целевые индикаторы и показатели Государственной программы" дополнить абзацами следующего содержания:

"отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и оказание услуг собственными силами (по чистым видам деятельности) по разделам C, D, E ОКВЭД (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) по Кабардино-Балкарской Республике (млрд рублей);

объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики (млрд рублей);

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (рублей);

уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год (процентов);

охват детей в возрасте трех лет и старше дошкольным образованием (процентов);

доля обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (процентов);

коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек) (человек);

смертность от всех причин (на 1000 человек) (человек);

младенческая смертность (на 1000 детей, родившихся живыми) (человек);

реальные денежные доходы к соответствующему периоду предыдущего года (процентов);

число высокопроизводительных рабочих мест по Кабардино-Балкарской Республике (тыс. единиц);

количество малых и средних предприятий в расчете на одну тысячу человек населения Кабардино-Балкарской Республики (единиц);

отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и оказание услуг собственными силами по разделу A ОКВЭД (сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство) (млн рублей);

индекс производительности труда (процентов)";

в) позицию "Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы" изложить в следующей редакции:

"Объемы бюджетных ассигнований Государственной подпрограммы

общий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет:
на 2014 год - 201054,20 тыс. рублей;
на 2015 год - 141046,86 тыс. рублей;
на 2016 год - 840446,00 тыс. рублей;
на 2017 год - 1593005,80 тыс. рублей;
на 2018 год - 1180280,10 тыс. рублей;
на 2019 год - 1846240,20 тыс. рублей;
на 2020 год - 1882782,80 тыс. рублей;
общий объем бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики составляет:
на 2014 год - 90171,00 тыс. рублей;
на 2015 год - 67428,57 тыс. рублей;
на 2016 год - 414346,04 тыс. рублей;
на 2017 год - 509722,88 тыс. рублей;
на 2018 год - 468582,31 тыс. рублей;
на 2019 год - 2167047,81 тыс. рублей;
на 2020 год - 2404913,85 тыс. рублей";


г) в позиции "Ожидаемые результаты реализации Государственной программы" слова "в том числе программы иностранных" заменить словами "в том числе иностранных".

2. В разделе III Государственной программы:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"Для достижения заявленных целей и решения поставленных задач в рамках настоящей Государственной программы предусмотрена реализация четырех подпрограмм: "Формирование благоприятной инвестиционной среды", "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства", "Совершенствование системы государственного управления", "Реализация мероприятий подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" и двух основных мероприятий: "Содержание аппарата Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики", "Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" (Президентская программа подготовки управленческих кадров)";

б) в абзаце двенадцатом раздела I подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды" слово "Дагестан" заменить словами "Республикой Дагестан";

в) дополнить подпрограммой следующего содержания:


"Подпрограмма "Реализация мероприятий подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года"


 Паспорт подпрограммы

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики

Соисполнители подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (до завершения реконструкции и строительства ранее начатых объектов в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2014 - 2020 годы)"; исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, ответственные за реализацию инвестиционного проекта

Цели подпрограммы

повышение уровня социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;
формирование условий для развития реального сектора экономики

Задачи подпрограммы

повышение инвестиционной активности и увеличение объема частных инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики;
снижение уровня безработицы

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и оказание услуг собственными силами (по чистым видам деятельности) по разделам C, D, E ОКВЭД (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) по Кабардино-Балкарской Республике (млрд рублей);
объем инвестиций в основной капитал по Кабардино-Балкарской Республике (млрд рублей);
объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики (млрд рублей);
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (рублей);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год (процентов);
охват детей в возрасте трех лет и старше дошкольным образованием (процентов);
доля обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (процентов);
коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек) (человек);
смертность от всех причин (на 1000 человек) (человек);
младенческая смертность (на 1000 детей, родившихся живыми) (человек);
реальные денежные доходы к соответствующему периоду предыдущего года (процентов);
число высокопроизводительных рабочих мест по Кабардино-Балкарской Республике (тыс. единиц);
количество малых и средних предприятий в расчете на одну тысячу человек населения Кабардино-Балкарской Республики (единиц);
отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и оказание услуг собственными силами по разделу A ОКВЭД (сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство) (млн рублей)

Этапы и сроки реализации подпрограммы

I этап - 2016 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

общий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет:
на 2016 год - 587256,00 тыс. рублей;
на 2017 год - 1344565,8 тыс. рублей;
на 2018 год - 1180280,1 тыс. рублей;
на 2019 год - 1599240,2 тыс. рублей;
на 2020 год - 1635782,8 тыс. рублей;
объем бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики составляет:
на 2016 год - 53 974,737 тыс. рублей;
на 2017 год - 136 556,58 тыс. рублей;
на 2018 год - 118 028,01 тыс. рублей;
на 2019 год - 159 924,02 тыс. рублей;
на 2020 год - 163 578,28 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

развитие отраслей промышленности, агропромышленного комплекса и социальной сферы;
снижение уровня социальной напряженности в регионе, обеспечение занятости населения, повышение реальных доходов населения;
повышение инвестиционной привлекательности;
снижение уровня дотационности региона за счет увеличения налоговых поступлений в федеральную и региональную бюджетные системы;
повышение качества жизни населения;
увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами (по чистым видам деятельности) по разделам C, D, E ОКВЭД (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды);
увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;
снижение уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год


 I. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, основные проблемы и прогноз ее развития


Кабардино-Балкарская Республика является одним из 85 субъектов Российской Федерации, расположена на северных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и прилегающей к нему равнине и занимает территорию в 12,5 тыс. кв. км.

Удобное географическое положение в центре Северного Кавказа на пересечениях основных транспортных магистралей Юга России используется всеми субъектами хозяйственной деятельности. Кабардино-Балкарская Республика является составной частью Северо-Кавказского федерального округа. Республика граничит с Грузией, Карачаево-Черкесской Республикой, Ставропольским краем и Республикой Северная Осетия-Алания.

Сферой реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на период до 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года (далее - "подпрограмма") является улучшение качества жизни населения Кабардино-Балкарской Республики, обеспечение социальных гарантий жителям республики, сбалансированное развитие экономики и социальной сферы.

В условиях ограниченных трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов регионы конкурируют между собой. В этих условиях перед регионом стоят задачи реализации проектов по улучшению инвестиционного климата и создания новых высокопроизводительных рабочих мест.

Традиционно Кабардино-Балкария была аграрной республикой и аграрный сектор является приоритетным сегментом региональной экономики. От состояния агропромышленного комплекса зависит не только продовольственная и финансовая обеспеченность жителей республики, но и социально-экономическое развитие территории в целом. Доля сельского хозяйства и пищевой промышленности в валовом внутреннем продукте республики составляет 28,3 процента. Агропромышленный комплекс является основой благополучия и достойного уровня жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики.

Территория Кабардино-Балкарии занимает площадь, составляющую 7,2 процента от земельного фонда Северо-Кавказского федерального округа. Сельскохозяйственные угодья составляют 55,8 процента от всего земельного фонда Кабардино-Балкарской Республики, 47,7 процента населения Кабардино-Балкарии проживают в сельской местности.

В 2014 году в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в республике произведено сельскохозяйственной продукции в 1,8 раза больше, чем в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу, и в 2,6 раза больше, чем в среднем по Российской Федерации.

Благоприятные природно-климатические условия (вегетативный период более 190 дней) способствуют развитию сельского хозяйства: основными полевыми культурами в республике являются кукуруза, озимая пшеница, подсолнечник, овощи, картофель.

Имеющиеся земельные и трудовые ресурсы при внедрении передовых технологий и современной производительной техники позволят значительно увеличить производство сельскохозяйственной продукции. Особенности ландшафта и климата республики благоприятствуют эффективному развитию садоводства, овощеводства, скотоводства и овцеводства.

Реализация конкурентных преимуществ нашей республики даст максимальный экономический эффект и позволит внести достойный вклад в решение вопроса импортозамещения.

Кабардино-Балкария в производстве импортозамещающей продукции уже имеет определенные результаты. Речь идет о производстве плодов, овощей и продукции их переработки. По указанным позициям Кабардино-Балкария вышла на полную самообеспеченность и уже поставляет сельхозпродукцию в субъекты России.

В рамках импортозамещения в субъекты страны направлено порядка 250 тыс. тонн плодоовощной продукции урожая 2014 года, а также овощные консервы, мясо птицы.

В республике, помимо овощеводства открытого грунта, активно развивается тепличное овощеводство. Внедрение передовых технологий выращивания овощей позволит обеспечить высокую урожайность и высокое качество продукции, что позволит снабжать население республики и жителей других субъектов Российской Федерации свежими овощами круглый год.

Важным звеном в цепи обеспечения населения республики и других регионов Российской Федерации качественными свежими плодами и овощами является хранение урожая.

Наращивание объемов производства сельскохозяйственного сырья обеспечит базу развития пищевым и перерабатывающим предприятиям.

Переработка плодоовощной продукции является еще одним важным сегментом агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарии, неразрывно связанным с растениеводством.

Строительство и модернизация животноводческого комплекса создаст условия для динамичного развития молочного скотоводства и обеспечения потребности населения в молоке и молочных продуктах в соответствии с медицинскими нормами.

Традиционно Кабардино-Балкария занимается семеноводством кукурузы. Реализация инвестиционных проектов позволит создать на территории республики современный семенной центр полного цикла - от селекции до реализации готовых семян, повысить конкурентоспособность семенного материала из Кабардино-Балкарской Республики и валовой сбор гибридных семян кукурузы довести до 25 процентов от общероссийской потребности.

Динамичное развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики тесно связано с состоянием промышленности. В структуре валового регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики доля промышленности составляет около 20 процентов (по Российской Федерации в целом - 32,1 процента).

Основными факторами, сдерживающими развитие промышленности в республике, являются высокая степень износа основных производственных фондов, низкий уровень использования производственных мощностей, недостаток долгосрочных инвестиционных средств.

В Кабардино-Балкарской Республике функционирует многоотраслевой промышленный комплекс, включающий в себя предприятия различных отраслей: пищевой, перерабатывающей, машиностроения, цветной металлургии, промышленности строительных материалов, легкой, химической и прочих отраслей.

Приоритетными направлениями развития являются такие отрасли промышленности, как химическая, машиностроение, металлообработка, цветная металлургия, промышленность строительных материалов и легкая промышленность.

Машиностроительный комплекс, включающий в себя производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования, по итогам 2014 года занимает 16 процентов в общем объеме отгруженных товаров собственного производства и является важнейшим сектором экономики республики.

Металлургическая промышленность занимает 14 процентов в общем объеме отгруженных товаров собственного производства и ориентирована в первую очередь на внутренний рынок. В этой связи в среднесрочной перспективе развитие металлургии будет зависеть от развития металлопотребляющих отраслей.

Промышленность строительных материалов имеет достаточную сырьевую базу и возможности для развития производства основных видов строительных материалов в масштабе местного рынка и для поставок части продукции на внешние рынки.

Для укрепления промышленного потенциала республики и реализации намеченных мероприятий необходимо активизировать использование механизмов государственно-частного партнерства с расширением мер господдержки на федеральном уровне.

В Кабардино-Балкарской Республике имеется огромный потенциал в сфере развития туристско-рекреационного комплекса. Республика обладает уникальным сочетанием природных условий, благоприятных для создания крупного туристско-рекреационного, оздоровительного центра Российской Федерации. На территории республики в настоящее время насчитывается 11 зон потенциальной рекреационной специализации, имеющих разный уровень развития, в том числе горно-рекреационный комплекс "Приэльбрусье", санаторно-курортный комплекс "Нальчик", лечебно-оздоровительные комплексы "Джылы-Су", "Аушигер", "Тамбукан", альпинистский комплекс "Безенги", экскурсионно-туристские комплексы "Чегемские водопады", "Голубые озера", "Долина нарзанов", археолого-туристские комплексы "Верхняя Балкария" и "Верхний Чегем".

Наиболее популярными туристско-рекреационными комплексами являются курорты "Нальчик" и "Приэльбрусье".

Принимая во внимание, что в Кабардино-Балкарии имеются все условия для развития оздоровительного туризма (многопрофильные санатории с лечебной базой, минеральная вода, термальные источники, лечебные грязи, благоприятный климат и уникальная природа), можно прогнозировать развитие современных лечебно-оздоровительных центров, СПА-курортов на территории республики, что будет способствовать развитию внутреннего оздоровительного туризма в стране в целом.

Уникальные природные условия, памятники природы и архитектуры позволяют прогнозировать интенсивное развитие туристической деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»